• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История архитектуры России XX–XXI вв.

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов 4 курса с основными этапами развития русской архитектуры и градостроительства ХХ-ХХ1 вв., основными персоналиями в истории русской архитектуры, а также теоретическими концепциями архитекторов. Русская архитектура рассматривается в контексте мировых архитектурных процессов, а также в контексте и взаимодействии с другими видами искусств в России ХХ-ХХ1 вв. На семинарах студенты осваивают наиболее значимые труды и концепции в области истории архитектуры России XX-XXI вв.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления об основных этапах стилевой периодизации русской архитектуры и градостроительства ХХ-ХХ1 вв.
  • формирование у студентов представления о месте русской архитектуры в контексте мировых архитектурных процессов XX-XXI вв.
  • формирование у студентов представления о месте русской архитектуры в контексте и взаимодействии с другими видами искусств в России ХХ-ХХ1 вв.
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности архитектурно-художественного процесса в России XX-XXIвв. как части исторического процесса
  • ознакомление студентов с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории архитектуры России XX-XXI вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов русской архитектуры ХХ-ХХI вв.
  • знать основные этапы развития русской архитектуры ХХ-ХХI вв. в их хронологическом соотношении с историей западной архитектуры данного периода
  • знать основные объекты, значимые для истории русской архитектуры XX-XXI вв.
  • знать основные персоналии в истории русской архитектуры ХХ-ХХI вв., основные принципы творческих методов и положения теоретических концепций
  • знать основные труды современных исследователей русской архитектуры ХХ-ХХI вв. на русском и английском языках
  • уметь анализировать и описывать памятники архитектуры и градостроительства России ХХ века
  • понимать и уметь объяснять основные концепции, теории и методологические подходы в русской архитектуре ХХ века с точки зрения их исторического и современного восприятия
  • понимать основные закономерности стилистических изменения в русской архитектуре ХХ-XXIвв. в их соотношениями с изменениями исторической реальности указанного периода
  • представлять круг ключевых исследовательских проблем и подходов к их решению в области истории и теории русской архитектуры ХХ-XXI вв.
  • уметь работать с архитектурной периодикой и архивными материалами исследуемого периода времени (1917 - 1917 гг.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История архитектуры России ХХ – XXI вв. Архитектура России 1917 - 1932 гг. (архитектура авангарда).
    Проблемы и особенности периодизации архитектуры России ХХ века. Содержание терминов «авангард» и «модернизм». Авангард как новый способ жизнестроения. Новая архитектура и новый быт. Новая типология: дома-коммуны, рабочие клубы, фабрики-кухни и т.д. Дом Наркомфина , общежитие студентов Текстильного института и т.д. Архитектурная теория и внутренние течения в эпоху авангарда и их методологические разногласия - конструктивизм, функционализм, рационализм. Принципы формообразования, различая творческих методов, архитектурная политика государства. Архитектурная полемика. Главные архитектурные конкурсы 1920-х годов - Дворец труда, дом культуры ЗИЛ и др. Мастера архитектуры советского авангарда: И. Леонидов, К. Мельников, Н. Ладовский и др. Советская архитектура в международном контексте. ВХУТЕМАС и Баухауз. Организация архитектурного образования. Дискуссии о социалистическом городе - урбанизм и дезурбанизм. Рабочие посёлки. Хавско-Шаболовский жилмассив и др. Ленинградская школа авангарда. Региональные центры архитектуры авангарда - Иваново, Самара, Челябинск и др. Провинциальный авангард. Эрнст Май и Магнитогорск. Авангард в республиках СССР - Ереванская школа авангарда, Харьковская школа и др. Современные проблемы и методы сохранения архитектуры авангарда. Теория и практика.
  • История архитектуры России ХХ – XXI вв. Архитектура России 1932 - 1954 (постконструктивизм, сталинский ампир).
    Постконструктивизм 1932 - 1937. Содержание термина. Западный контекст. Административная реформа 1932 года в живописи и других видах искусств. Конкурс на Дворец Советов. Дискуссия о методах освоения классического наследия. Архитектура и власть в 1930-е годы. СССР на международных выставках (Париж, Нью- Йорк). Московская и Ленинградская школы постконструктивизма. Архитектура постконструктивизма в регионах. «Сталинский» план реконструкции Москвы 1935 года. Жилищная политика и архитектурные поиски в этой области 1930-1940-х годов. Проекты восстановления городов периода ВОВ и их реализация. Сталинград, Севастополь, Киев и др. Послевоенная архитектура - дискуссии о соц. реализме. Дискуссия о национальном наследии. Мастера советской архитектуры: И. Жолтовский, Г. Гольц, Л. Руднев, А. Душкини др. Архитектура «Больших ансамблей» СССР -канал Волга-Дон, ВДНХ, «Восемь сестер», метро и др. Синтез искусств в послевоенной архитектуре СССР. Архитектура союзных республик и стран «Восточного блока» 1945 - 1953 гг. Западный контекст - сопоставление.
  • История архитектуры России ХХ – XXI вв. Архитектура России 1954 - 1991 гг. (советский модернизм).
    Содержание и границы термина «Советский модернизм» Строительная реформа 1955 года - предпосылки и события. Переход к индустриальному домостроению. Исторический и культурный контекст «оттепели». Живопись, кинематограф, литература. Поиск нового образа архитектуры: конкурсное проектирование, общественные здания. Дворец Советов - II, дворец съездов, дворец пионеров, Калининский просп. и др. Поиски в области градостроительства - города-спутники, новые города: Зеленоград, Тольятти, Шевченко. НЭР - новый элемент расселения. Международный контекст - влияние Западной архитектуры на архитектуру СССР. Современный зарубежный опыт (Бразилиа, Чандигарх и др.) Архитектура вокруг 1967 года. Ленинские мемориалы, музеи революции и др. Конкурс на проект реконструкции центра Москвы и влияние идей Ле Корбюзье. Советские павильоны на международных выставках (Монреаль - 67, Осака-70) Средовой подход в архитектуре СССР. 1970-е. Национальные версии советского модернизма. Латвия, Армения, Узбекистан и др. с точки зрения пост-колониального дискурса. Новые типы зданий в эпоху НТР, архитектор Леонид Павлов. Советская версия архитектуры брутализма. «Олимпиада - 80» как архитектурный проект. «Бумажная архитектура» Советская версия постмодернизма в России и в республиках СССР. Музей Ленина в Горках.
  • История архитектуры России ХХ – XXI вв. Архитектура России 1991 - 2017.
    Современная архитектурная критика. Пост-советская архитектура, «Лужковский стиль», Нижегородская архитектурная школа. Современные архитектурные бюро: «Проект Меганом», Александр Бродский, Сергей Чобан, мастерская Михаила Филиппова и др. Архитектурные фестивали «Арх-стояние», «Зодчество» и др. Знаковые проекты Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и др. городов в ХХ1веке. Участие России в международных конкурсах и биеннале. Проблемы сохранения наследия ХХ века.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Домашнее задание включает в себя подготовку к докладу, представляемому на семинаре. При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    На письменном экзамене студент должен грамотно сформулировать комплекс проблем, связанных с конкретным вопросом, правильно назвать, корректно описать и датировать 5-6 памятников истории архитектуры России ХХ-ХХIвв.
  • неблокирующий Эссе
    Онлайн-курс по истории дизайна оценивается в виде эссе объёмом не менее 6 000 знаков.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История памятников архитектуры : от пирамид до небоскребов, Овсянников, Ю. М., 2001
  • История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001
  • Мир в XX веке, , 2001