• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социологическая теория

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Главная цель освоения дисциплины «Социологическая теория» состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. В ходе освоения данного курса студенты приобретают представление о теоретической деятельности в социологии как о специализированной области в социологической дисциплине; за неимением подобного рода деятельности, выраженной в сколько-нибудь внятных формах, в отечественной социологии, единственной возможностью приобрести навык современного теоретического дискурса (как особого рода компетенцию) становится отслеживание (анализ, пересказ, критическая оценка) зарубежных (главным образом – западных) теоретических концепций. Самая востребованная компетенция, которую получают студенты в итоге курса – способность критического мышления и включения в самый широкий интеллектуальный контекст исследования современных проблем общества. Другая уникальная компетенция – овладение теоретическими ресурсами социологической науки как общеметодологическим базисом социальных наук в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие: 1) показать социально-философские основания классических и современных социологических теорий; 2) дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии; 3) представить наиболее значительные в социологическом дискурсе теории, фигуры, школы; 4) проследить их взаимосвязь и общие основания; 5) показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией; 6) акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания; 7) при изложении каждой из теорий показать ее прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • знать основные классические и современные социологические теории и школы
  • • уметь применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии
  • • иметь навыки работы с научной литературой по социологии, в том числе на иностранных языках
  • • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций, написания эссе, рефератов, обзоров
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 29. Символический интеракционизм: Герберт Блумер.
    Развитие символического интеракционизма в середине ХХ века. Переистолкование социально-психологических идей Мида в социологическом ключе и их систематизация Гербертом Блумером. Символический интеракционизм как альтернатива структурному функционализму и сциентистски-ориентированной эмпирической социологии. Основные допущения и понятийный аппарат блумеровского символического интеракционизма. Природа человеческого действия. «Социальный акт» и «установки». Когнитивные и аффективные аспекты «установок». Символическое и несимволическое взаимодействие, их взаимосвязь. «Линии поведения» и их согласование. Радикально микросоциологический подход: истолкование общества как процесса взаимодействия в конкретных ситуациях. Взаимодействие, формирование объектов и значений, интерпретация/реинтерпретация. Ситуационная природа социального порядка. Проблема перехода с микро- на макро-уровень социологического анализа: понятия «совместного действия», «сетей действия», «сцепления действий», «институтов». Блумер как макротеоретик (работа «Индустриализация как агент социального изменения»). Теория «коллективного поведения» Блумера. Элементарные формы коллективного поведения, социальные движения, институционализация, кристаллизация социальных структур. Теория коллективного поведения как объяснение социального изменения: роль элементарных форм коллективного поведения в изменении «структур» и «институтов». Символический интеракционизм и качественные методы исследования. Case study как типичная форма символико-интеракционистского эмпирического исследования.
  • Тема 30. Феноменологическая социология: Альфред Шюц.
    Альфред Шюц – основоположник феноменологической социологии («соци-альной феноменологии»). Австро-германский и американский периоды в его работе. «Смысловое строение социального мира» – главное социологическое произведение Шюца. Влияние феноменологии Э. Гуссерля (в особенности поздних его идей) и понимающей социологии М. Вебера на мышление Шюца. Феноменология и социология: проект построения социально-научного знания на феноменологическом основании. Постулат субъективной интерпретации, его импликации. Постулаты релевантности, логической согласованности (когерентности), адекватности и совместимости. Роль типизаций в обыденном и социально-научном познании. Статус социально-научных типизаций («конструкты второго порядка»). Феноменологическое переопределение природы социального мира. «Жизненный мир», его характеристики. Интерсубъективность. Интерсубъективное конструирование «жизненного мира». Небанальная значимость «здравого смысла». «Общий тезис альтер-эго». «Биографически детерминированная ситуация» и «тезис взаимности перспектив». Идеализация «я-могу-это-снова». «Рецепты» как компоненты «наличного запаса знания». Идеализация «и так далее»: открытость смысловых горизонтов, неопределенность языка и проблема включения. Феноменологическая трактовка действия. «Действие» и «акт». Интенцио-нальность действия. «Проект». Взаимодействие временных перспектив в организации действия. «Мотивы для-того-чтобы» и «мотивы потому-что», их интерсубъективное сочленение. «Наличный запас знания». Социальное распределение знания. «Эксперт», «хорошо информированный гражданин», «человек с улицы». Множественность реальностей; «конечные области значений»; «когнитивные стили». «Жизненный мир» как «верховная реальность». Пространственно-временная дифференциация социального мира с точки зрения эго: партнеры («чистое мы-отношение»), современники, предшественники и преемники. Градации близости/анонимности. Дальнейшее развитие феноменологической социологии.
  • Тема 31. Феноменологическая «социология знания» Питера Бергера и Томаса Лукмана.
    «Социальное конструирование реальности» – главный социологический труд Питера Бергера и Томаса Лукмана. Феноменологическая «социология знания» как общая социологическая теория, нацеленная на теоретический синтез разных социологических подходов (Вебер, Дюркгейм, Маркс, Мид) на основе социальной феноменологии. Понятия «знание» и «реальность» как центральные понятия «социологии знания». Субъективный и объективный аспекты «общества», их диалектическая связь: процессы «экстернализации», «объективации», «интернализации». Взаимодействие лицом-к-лицу; экспрессии как экстернализации субъективности; интерпретации; объективации смыслов. Знаки и знаковые системы. Социальная значимость языка как знаковой системы. Анализ общества как объективной реальности. Концепция институционали-зации: хабитуализация, институционализация, легитимация. «Первичный» и «вторичный» социальный контроль. Различные уровни легитимации. «Символические универсумы» как высший уровень легитимации институтов. «Овеществление» социальных феноменов как логический предел объективации смысловых конструкций. Анализ общества как субъективной реальности. Вхождение в «общество» как интернализация объективированных смысловых структур (понятий, схем интерпретации, «рецептов») через взаимодействие с социальным окружением. Первичная и вторичная социализация, различия между ними. Другие исследования Бергера (социология религии) и Лукмана (социология языка, социология морали).
  • Тема 32. Этнометодология: Гарольд Гарфинкель.
    Этнометодология Гарольда Гарфинкеля – радикальная альтернатива всем прежним разновидностям социологического анализа («конструктивного анализа»). Стирание грани между «профессиональным социологом» и «обывателем». Трактовка «профессиональной социологии» как практически обусловленного и фундированного этнознания. Феноменологические корни этнометодологии Гарфинкеля. Понятия «этнометоды» и родственные понятия «этнонаука», «этнознание». Суть «этнометодологии», ее основные интересы и темы. Понятие «практики» и «практического». Этнометодологический подход к изучению повседневности. Требование «этнометодологической индифферентности». Этнометодологические эксперименты по разрушению повседневных рутин («breaching experiments»), их задачи и смысл. Понятия «описания» (account) и «рациональной описуемости» (accountability). «Рациональная описуемость» мира повседневной жизни как «практическое свершение». «Рефлексивность» как свойство организации обыденных практических действий. «Общие понимания», «фоновые ожидания», «воспринимаемо нормальные среды». Этнометодологическое переистолкование природы социального порядка. «Естественный язык», его неопределенность. Понятие «членства». Формальные структуры практических действий. Конститутивные ожидания. Проблема «индексичности». «Индексичные» и «объективные» выражения. Эмпирическая ориентированность этнометодологии. Влияние этнометодологии на исследования в области социологии науки. Другие исследования этнометодологов. Разные версии этнометодологии. «Анализ разговора» (Х. Сакс, Э. Щеглофф, Г. Джефферсон). «Когнитивная социология» А. Сикурела
  • Тема 33. Социология повседневности Эрвинга Гоффмана.
    Эрвинг Гоффман – один из крупнейших социологов 2-й половины ХХ в. Своеобразие его социологии: тематика, стиль, понятийный аппарат, процедура остранения («перспектива несообразности»), «социологическая ирония». Многообразие истолкований работы Гоффмана. Влияние на нее функционализма (Э. Дюркгейм, А.Р. Рэдклифф-Браун, У.Л. Уорнер), символического интеракционизма и чикагской социологической традиции. Ранний, средний и поздний периоды работы Гоффмана. «Взаимодействие лицом-к-лицу» как основной предмет исследований Гоффмана раннего и среднего периода. Базовый понятийный аппарат для изучения взаимодействия лицом-к-лицу: «столкновение» (encounter); «сборище» (gathering); «социальная ситуация», «социальное учреждение» (social establishment); «социальное событие» (social occasion). «Контакт», «сфокусированные» и «несфокусированные» сборища (и взаимодействия). Драматическая перспектива анализа повседневных взаимодействий лицом-к-лицу в работе «Представление себя другим в повседневной жизни». Концепция «управления впечатлениями». «Фронтальный регион» и «закулисный регион». «Ритуалистическая» перспектива анализа взаимодействий: исследования «ритуалов взаимодействия» с помощью различных понятийных аппаратов. «Лицо» и «лицевая работа». «Я» как «священный объект». «Территории Я». «Информационный контроль». «Поддерживающие» и «исправительные» взаимообмены. Анализ «ритуалов доступа». Концепция «стратегического взаимодействия». Принципиальная схема такого рода взаимодействия. Природа обмана и мошенничества. Гоффмановское решение проблемы порядка. Интеракционный порядок как особый уровень (тип) социального порядка. Понятие «рабочего консенсуса». Концепция «стигматизации». «Норма» и «девиация» как относительные по-нятия. «Испорченные идентичности» как объект социологического анализа. Исследование «тотальных институтов» в книге «Приюты». «Тотальный ин-ститут» как пограничный случай «социального учреждения». Отличие тотальных институтов от прочих институтов. Внутренняя организация тотальных институтов и ее воздействие на человеческое «Я». «Мир персонала» и «мир заключенных (inmates)». Понятие «моральной карьеры». «Рамочный анализ» – важнейшая работа позднего Гоффмана.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарских занятиях
    Студент должен продемонстрировать: знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала; грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
  • неблокирующий Эссе
    Студент должен продемонстрировать: умение грамотно осуществлять отбор источников; знание источников; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; способность интерпретировать и оценивать явления и события социальной жизни с позиций социологического знания; умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; обладание навыками выявления и оценки социально значимых явлений, их анализа и интерпретации; владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках; способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории; соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.).
  • неблокирующий Экзамен
    Принимается в форме устного собеседования по материалу курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.35 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.3 * Экзамен + 0.35 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Симонова, О. А. История социологии ХХ века: избранные темы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. А. Симонова. – Москва : Университетская книга; Логос, 2008. – 208с. – (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-112-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/469042

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гарфинкель, Г., & Корбут, А. (2003). Что Такое Этнометодология? Социологическое Обозрение, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15751388
  • Классики теоретической социологии ХХ века : рабочая тетрадь по истории социологии, , 2001