• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социальная и культурная антропология

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Мороз Андрей Борисович
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Программа "Социальная и культурная антропология" представляет собой проектно-ориентированное обучение методам и основным подходам социальной антропологии - науки, исследующей социокультурное разнообразие современного мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Социальная и культурная антропология» является ознакомление студентов с теоретическими основами социальной и культурной антропологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает предмет социальной и культурной антропологии, соотношение социальной и культурной антропологии с другими гуманитарными дисциплинами.
  • знает основные методы и подходы социальной и культурной антропологии к объекту исследования.
  • понимает ключевые различия книжной и устной культуры.
  • владеет основной литературой по проблеме.
  • знает основные теории этногенеза, систему аргументации сторонников эволюционизма и диффузионизма, знаком литературой по вопросу.
  • владеет основным понятийным аппаратом антропологии религии и магии, знаком с ли-тературой по вопросу
  • умеет анализировать и описывать проявления магического и религиозного
  • знаком с основными исследованиями по системам родства, владеет терминологией и понятийным аппаратом.
  • умеет решать антропологические задачи по системам родства.
  • владеет основными понятиями экономической антропологии.
  • знаком с основной литературой по вопросу.
  • владеет основным понятийным аппаратом по вопросу.
  • знаком с исследованиями по тематике занятия.
  • ориентируется в истории вопроса и в основных западных антропологических концепциях.
  • умеет применять систему понятий и аргументации для анализа фактов коллективной устной культуры.
  • владеет основными полевыми методами, принципами сбора и обработки полевых материалов
  • знаком с концепциями проведения полевых исследований и подходами к камеральной обработке материала
  • Умеет формулировать исследовательскую задачу, разрабатывать опросники, проводить мониторинг Сети, находить информанта и вести интервью
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет и основные понятия социальной и культурной антропологии. Антропология в кругу других наук.
    Терминология (антропология, ее различные разновидности; этнология; этнография). История терминов в американской, европейской, российской науке. Чем занимается социальная и культурная антропология. Социальная или культурная? Социальная (культурная) антропология и другие науки: лингвистика, археология, история, генетика, фольклористика, социология.
  • Тема 2. Понятие социума, коллективного сознания, бессознательного. Понятие традиционной культуры.
    Что такое социум. Особенности существования человека в обществе. два типа культуры: устная и книжная. Понятие традиции и традиционной культуры. Бессознательное в общественном поведении человека. Биологическое и культурное в поведении человека.
  • Тема 4. Магия, мифология, религия, научное знание – основные системы и их соотнесенность.
    Природа и формы магии, мифологии, религии. Их соотнесенность. Симпатическая и контагиозная магия. Психологические и социологические теории происхождения религии. Магия – религия – наука как различные типы коллективного восприятия мира.
  • Тема 3. Вопросы антропогенеза и расселения человека по миру.
    Теории расселения людей по земле. Методы исследования. Археологические, фольклористические, лингвистические, генетические данные. Хронология заселения различных ре-гионов. Диффузионизм и эволюционизм.
  • Тема 5. Формы и системы родства в традиционном обществе.
    Термины родства. Десцент и альянс. Реальное и фиктивное родство. "Брат матери" – как индикатор системы родства. Системы родства и их соотнесенность с другими социальными и культурными формами (К.Леви-Стросс)
  • Тема 6. Формы ведения хозяйства в традиционном обществе.
    Экономические системы у "примитивных" народов. Дар, обмен, торговля. Субстантивистский подход в экономической антропологии. Собирательские, скотоводческие и земледельческие формы ведения хозяйства и их отражение в культуре народов и структуре общества.
  • Тема 7. Изучение особенностей мышления и восприятия в традиционном обществе.
    Проблема бессознательного в социальной антропологии. Прелогическое сознание. Субъективные и объективные логические связи в "первобытном" сознании. Сон, предзнаменование, гадание как способы познания мира.
  • Тема 8. Основные теории европейской и американской социальной и культурной антропологии.
    Эволюционизм (А. Бастиан, Э. Тайлор, Дж. Фрезер). Диффузионизм (Ф. Гребнер, Г. Эл-лиот-Смит, У. Перри). "Культура и личность" Ф. Боаса. Французская социологическая школа в социальной антропологии (Э. Дюркгейм, М. Мосс). Функционализм (Б. Мали-новский, А. Рэдклифф-Браун). Концепция пралогического мышления Л. Леви-Брюля. Структурализм (К. Леви-Строс).
  • Тема 9. Основные методы социальной и культурной антропологии.
    Социологические, лингвистические, исторические методы в социальной и культурной антропологии. Полевая антропология. Интервьюирование, включенное и исключенное наблюдение. Проблема достоверности материалов и источников в антропологии. Случай М. Мид. Этика полевого исследователя.
  • Тема 10. Антропология повседневности.
    Круг проблем и сфера интересов антропологии повседневности. Проблема исследовательской соотнесенности с объектом исследования (включенности/исключенности). Что может быть объектом антропологического исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
    Способ округления оценки текущего и итогового контроля: арифметический.
  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий эссе
    Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический, в пользу студента.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * аудиторная работа + 0.2 * домашние задания + 0.6 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Being There Field
  • Козлова М. А., Козлов А. И. - АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 319с. - ISBN: 978-5-534-05121-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/antropologiya-434031

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Философская антропология : учеб. пособие для вузов, Моторина, Л. Е., 2009