• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Комплексный социальный анализ"

Статус: Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов как с общими основаниями научного производства и научного стиля изложения его результатов, так и с конкретными правилами написания научно-исследовательской работы, начиная от ее проекта и заканчивая презентацией и защитой. Семинар призван способствовать подготовке выпускных работ студентов. Он учит планировать и проводить исследования, анализировать и интерпретировать данные, грамотно излагать и презентовать результаты исследования. Тем самым семинар призван способствовать формированию системных, профессиональных и социально-личностных компетенций в области социальной теории, развитию представлений о современных проблемах и тенденциях в социологической науке, расширению профессиональных аналитических навыков и практических компетенций, способствуя тем самым реализации базовых целей и задач магистерской программы «Комплексный социальный анализ».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель семинара – систематизировать у студентов навыки исследовательской работы и сфокусировать их знания и компетенции на подготовке магистерской диссертации. Семинар призван стимулировать развитие собственной научно-исследовательской работы магистрантов, что пред-полагает также включение их в научную жизнь преподавательского коллектива и более широко-го научного сообщества. Курс знакомит студентов как с общими основаниями научного производства и научного стиля изложения его результатов, так и с конкретными правилами написания научно-исследовательской работы, начиная от ее проекта и заканчивая презентацией и защитой. Главная задача курса – подготовка собственной выпускной работы магистрантов, планирование и проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных, грамотное изложение результатов и адекватная их презентация. Тем самым семинар призван способствовать формированию системных, профессиональных и социально-личностных компетенций в области социальной теории, развитию представлений о современных проблемах и тенденциях в социологической науке, расширению профессиональных аналитических навыков и практических компетенций, способствуя тем самым реализации базовых целей и задач магистерской программы «Комплексный социальный анализ»
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знакомство с научными направлениями программы
  • студент должен владеть навыками• получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу; • анализа текстов и материалов по социологической проблематике
  • Умение применить концептуальный анализ в научном исследовании
  • Понимание специфики текста диссертации.
  • студент умеет• самостоятельно ориентироваться в междисциплинарном пространстве наличных соци-альных проблем и адекватно соотносить с ними свой исследовательский интерес; • критически анализировать и оценивать эмпирические проекты в области социологии; • корректно формулировать проблему исследования, цель, задачи, объект, предмет, основные гипотезы
  • Умение сформировать дизайн исследования
  • Знать и уметь пользоваться доступными источниками статистических и вторичных данных.
  • Знать регламент проведения защиты магистерской диссертации.
  • Уметь презентовать проект дипломных работ и отвечать на вопросы комиссии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел II. Принципы, формы и методы научной работы Тема 1. Академическое чтение и академическое письмо
    Научный стиль в социальных науках: его основные черты. Смысловой анализ научного текста; построение разделов научного текста, композиция научного текста; правила построения научного текста; сокращение текста и увеличение объема текста. Научное сообщество и научная коммуникация. Проблематика референтности в научных сообществах и ритуалы: публикации, цитирование, рецензирование, основные справочные источники о выходящей литературе. Основные приемы и культура ведения научной дискуссии. Аналитическое осмысление и представление данных. Принципиальные отличия аналитического текста от научной статьи, отчета, от публицистической статьи. Корректное предъявление данных в аналитическом тексте. Проблема «прозрачности технологии» исследования в аналитическом тексте и пути ее решения. «Стандартные» ошибки в предъявлении данных
  • Раздел 1. Профориентационные выступления преподавателей кафедры и приглашенных специалистов, участие в научных мероприятиях, проводимых на факультете и кафедре, обсуждение исследовательских проектов и текстов.
    Данный раздел семинара не предполагает какой-то конкретный план мероприятий, поскольку вы-бор пула лекторов и специалистов, выступающих перед студентами, зависит от предпочтений са-мих студентов, возможностей руководителей семинара и планов работы факультетского и кафед-рального семинаров. К участию в семинаре будут привлечены специалисты различного профиля (как отечественные, так и зарубежные), представляющие разные сферы социального знания, что позволит расширить представление студентов об актуальных направлениях исследования и со-временных тенденциях в развитии социологии. Акцент в лекциях, презентациях и мастер-классах будет сделан на направлениях исследований, востребованных на различных «рынках» (медиа, органы государственного управления, политическая власть, корпоративные исследования be-to-be, НКО и т.д.)
  • Тема 2. Концептуальный анализ в научном исследовании
    Место и роль понятийного анализа в структуре научного познания. Понятие понятия. Онтологический статус понятия. Понятия и язык. Специфика понятий социального и политического дискурса. Концептуальный анализ как элемент исследования в политической философии и науке. Теоретико-методологические оснований анализа понятий политического дискурса (Ф. де Соссюр, Л. Витгенштейн, Кембриджская школа, Р. Козеллек). Методология и основные принципы определения понятий. Номиналистская и эссенциалистская традиции в определении понятий. Таксономические и кластерные понятия. Базовые понятия политического дискурса. Логика конструирования понятий. Основные этапы и принципы конструирования понятий. Ценности и понятия. Понятия и категории. Концепция сущностной оспариваемости политических понятий и ее критика. Ключевые понятия. Операционализация понятий.
  • Тема 3. Написание диссертации: основные принципы и выборочный анализ «успешных» и «неуспешных» диссертаций
    Специфика текста диссертации. Основные критерии оценки качества текста диссертации. Основные разделы диссертации. Введение, его структура и особенности. Проблема исследования: критерии выбора и научности. Актуальность темы исследования: основные аспекты и способы аргументации. Разработанность темы и логика библиографического обзора. Формулирование цели, задач, объекта, предмета и основных гипотез исследования: основные принципы и нюансы. Новизна и положения, выносимые на защиту. Обоснование методологии исследования. Типичные ошибки в формулировании базовых элементов Введения. Основная часть и способы ее структурирования. Заключение диссертации: возможные варианты. Оформление приложений и списка литературы. Выборочный анализ фрагментов диссертационных исследований и авторефератов разного уровня (магистерский, кандидатский, докторский).
  • Тема 4. Интервью: когнитивные и практические аспекты.
    Интервью как инструмент получения результатов в социологических исследований: интервью как коммуникативный триолог исследователя, интервьюера и респондента. Методы когнитивного интервью при тестировании анкеты, вопросника: цели и задачи методического использования когнитивного интервью Общие требования к интервьюеру: интервью как речеповеденческое взаимодействие и роль интервьюера, интервью – форма социальной интеракции, восприятие ситуации респондентом и ролевые позиции интервьюера, самопрезентационные стратегии респондентов в ситуации интервью, эффект интервьюера, его формы и проявления. Конструирование вопросника. Исследование как система коммуникативно-эпистемических переходов. Переход от концептуальных переменных к операциональным и вербальным переменным. Вопросник как протокол измерений и как проект коммуникативных ситуаций (интервьюер / респондент, исследователь / интервьюер). Ближняя и дальняя прагматика, конвенция и селекция. Общие принципы конструирования вопроса – наиболее распространенные ошибки. Сценарное исполнение вопросника, стандартные формы вопросов, стандартные сценарные решения. Интервью как искусство. Психологические аспекты интервьюирования. Анализ успешных практик проведения глубинных и экспертных интервью.
  • Тема 5. Методология социологического исследования: полевая работа.
    Формирование дизайна исследования и его трансформации в ходе полевого этапа. Управление исследованием: тайм-менеджмент, создание и управление командой, кризисное управление, методология оперативной рефлексии. Вход в поле и полевая работа: проблема доступа и «гейткипер», «легенда», проблема участия и вовлеченности, полевой дневник и аккумулирование полевых материалов, «эмоциональное выгорание». Экспертные интервью и панели: области применения и виды экспертного опроса; экспертное и профанное знание, создание концепции Эксперта, управление экспертной панелью, методы подбора экспертов, проблема доступа к экспертам, организация и проведение экспертного опроса, оценка качества экспертной информации. Включенное наблюдение в социальных науках: этика и прагматика, «карьера исследователя», участие vs изучение.
  • Тема 6. Поиск литературы в электронных базах данных НИУ ВШЭ
    Описание электронных баз данных ГУ-ВШЭ. Правила работы с электронными базами данных. Поиск релевантной литературы. Индексы научного цитирования. Ресурсы с ключевыми социологическими журналами. Первая десятка социологических журналов по данным SCOPUS и ISI. Ба-зы данных электронных книг. Описание системы поиска. Поиск по простому и расширенному за-просу. Ключевые слова и предметные каталоги
  • Тема 7. Доступные источники статистических и вторичных данных.
    Открытые базы данных (Росстат, база данных ГУ-ВШЭ с макроэкономическими показателями, опросные фирмы, ООН (Comtrade), Мировой банк, Laborasta и др.) Базы данных по подписке (RLMS, СОФИСТ, CASMIN и др.) Порядок доступа и ограничения в использовании данных. Особенности описания вторичной эмпирической базы в проекте и отчете
  • Тема 8. Актуальные проблемы социологических исследований
    «Фронтир» исследований и задач, обращенных к социологии со стороны различных «рынков» (медиа, органы госуправления, политическая власть, корпоративные исследования be-to-be, НКО и т.д.); актуальные процессы и тенденции в сферах общественной жизни, оказывающихся реальными и потенциальными потребителями социологической информации; актуальные запросы к работе социолога – методический арсенал, обоснованность методических решений, качество исполнения, консультирование и сопровождение, нестандартные исследовательские задачи. Место, функции и роль социологических служб в различных сферах бизнеса и политики.
  • Тема 9. Презентация и защита работы.
    Регламент проведения защиты магистерской диссертации. Соблюдение регламента. Критерии выставления итоговой оценки. Подготовка графической презентации работы. Как рассчитать оптимальное количество слайдов. Представление результатов расчетов и моделей. Восприятия слушателей. Зрительное и устное восприятие. Раздаточные материалы. Требования к содержанию устного выступления. Краткое представление полученных результатов. Подготовка текста выступления. Моменты, которые необходимо представить в устной презентации. Ответы на вопросы. Подготовка публикации (статьи) на основе магистерской диссертации: основные требования и различия. В основном мероприятия в рамках первых двух разделов программы семинара проводятся в втором и третьем модулях на 1 курсе, в первом и втором моделях 2 курса.
  • Раздел III. Презентация проектов курсовых и дипломных работ студентов, обсуждение черновых версий текстов курсовых и дипломных работ
    Обсуждение проектов и (предварительных) результатов исследований студентов и аспирантов проводится в 3 и 4 модулях на 1 курсе и в 2 и 3 модулях на 2 курсе. В зависимости от уровня готовности курсовой работы студенты представляют к обсуждению либо (а) концепцию курсовой работы, либо (б) проблемное поле исследования и основные подходы к решению проблемы в современной научной литературе, либо (в) предварительный вариант (текст) курсовой работы. В идеале каждый студент делает две презентации: 1) презентация общей концепции работы и обзор литературы; 2) презентация предварительных результатов исследования. Цель первой презентации – помощь в выборе оптимальной стратегии работы над темой и прояснение теоретико-методологических и инструментально-практических проблем, с которыми сталкивается студент в процессе работы. Цель второй презентации – помощь доработке и оптимизации первоначального текста
Элементы контроля

Элементы контроля

  • посещение НИС и участие в обсуждении сонпсисов (неблокирующий)
    нет возможности пересдать
  • презентаций Вводной части ВКР в Power Point (неблокирующий)
    является промежуточной формой контроля
  • подготовка и представление рецензии на синопсис другого магистранта (неблокирующий)
    текущая форма контроля
  • текст синопсиса (неблокирующий)
    необходимый элемент промежуточного контроля
  • презентация синопсиса на экзамене (неблокирующий)
  • 1-я презентация текста ВКР: Введение, теоретическая часть (неблокирующий)
    осуществляется по графику презентаций в 3-4 модулях 2-го года
  • 2-я презентация текста ВКР: Методология, эмпирическая часть (неблокирующий)
    промежуточный контроль
  • Предзащита – итоговая презентация ВКР (все части кроме анализа данных) (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Опервый семестр = 0.1*Опосещение + 0.3*Опрезентаций на семинарах + 0.1*О рецензий на семинарах + 0.25*тест синопсиса + 0.25*презентации синопсиса на экзамене
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Овторой семестр = 0.5*О1-я презентация текста ВКР + 0.5*О2-я презентация текста ВКР
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил [Электронный ресурс], Радаев В. В., 2005
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова Е. Р., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Методы прикладных социальных исследований : учеб. пособие для вузов, Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р., 2008
  • Методы прикладных социальных исследований, учебное пособие, Центр соц. полит. и гендер. исслед., 215 с., Романов, П., Ярская-Смирнова, Е., 2008
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко И. Ф., 2009
  • Социологическая теория: история, современность, перспективы : альм. журн. "Социологическое обозрение", Баньковская С. П., 2008