• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Введение в психологию

Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Blended
Прогр. обучения: Измерения в психологии и образовании
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса будет рассмотрено становление психологии как науки и даны основные положения наиболее значимых психологических школ XIX – XX веков. Будут рассмотрены основные психические процессы, такие как память, мышление, эмоции, мотивация и др.. В ходе курса будут затронуты основные положения психологии развития и педагогической психологии. Часть курса будет посвящена основным теориям личности и базовым понятиям социальной психологии. В ходе курса будет уделено внимание особенностям измерений в психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Введение в психологию» является ознакомление студентов с основными понятиями, принятыми в психологии.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать основные направления теоретической и практической психологии
  • Уметь понимать отличие житейской и научной психологии
  • Знать основные направление психологических исследований
  • Знать методы изучения психологических явлений, феноменов и процессов
  • Знать примеры классических исследований и экспериментов в психологии
  • Знать основные понятия, закономерности и явления психологии когнитивных процессов
  • Владеть навыками анализа и интерпретации источников литературы по психологии
  • Знать подходы к пониманию личности в разных психологических школах
  • Понимать различие понятий индивид и личность
  • Знать основные подходы к определению темперамента
  • Уметь различать различные акцентуации характера
  • Знать основные возрастные периодизации
  • Уметь обосновывать специфику психологического знания, использую современный культурный и научный контекст развития психологии
  • Владеть навыками обучения и расширения собственного знания
  • Знать о роли семьи и школы в процессе развития человека
  • Знать различные теории мотивации и эмоций
  • Уметь работать с учебной мотивацией, искать способы повышения мотивации
  • Владеть техниками развития социальных и эмоциональных навыков
  • Знать различные подходы к оценке психологических конструктов
  • Уметь интерпретировать результаты психологических методик
  • Уметь определять качество оценочного инструментария
  • Знать основные эксперименты социальной психологии
  • Уметь использовать знания в области социальной психологии для решения конфликтных ситуаций, коммуникации и работы в группе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука. Место психологии в структуре современных наук. Основные направления психологии XIX-XX в
    Предмет психологии и объекты её изучения. Психология в системе современного научно-го знания. Основные отрасли современной психологии. Основные теоретические подходы в психологии: ассоцианизм, бихевиоризм, психодина-мический подход, гуманистический подход, когнитивная психология. Житейская и научная психология. Эмпирическое исследование в психологии. Способы получения эмпирических данных: экспериментальное и корреляционное исследование; наблюдение, опросы, тесты, анализ продуктов деятельности.
  • Тема 2. Когнитивные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
    Определение ощущения; его значение в деятельности человека. Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность. Классификация ощущений. Абсолютный и дифференциальный порог чувствительности. Взаимодействие ощущений. Определение восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Принципы группировки стимулов: фигура и фон. Восприятие пространства (формы, размера, глубины, удаленности предметов). Восприятие движения. Восприятие времени. Иллюзии восприятия. Определение внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Нарушения внимания: поглощенность деятельностью и рассеянность. Ограниченность и селективность внимания, слепота к изменениям.
  • Тема 3. Индивид и личность: понятия темперамента, характера и личности. Основные теории личности.
    Психоаналитический подход к изучению личности: структура личности, основные по-требности, защитные механизмы, причины и последствия тревоги. Бихевиоральный подход к изучению личности: роль среды в формировании личности. Экзистенциальная пси-хология. Гуманистический подход к изучению личности: основные потребности, характеристики самоактуализирующейся личности. Творческая личность.
  • Тема 4. Психология развития. Возрастная и педагогическая психология.
    Направления развития человека: когнитивное, социальное, личностное. Когнитивное развитие: стадии развития мышления и речи, роль биологических и социальных факторов в когнитивном развитии. Социальное развитие: формирование привязанности, становление моральных суждений. Развитие личности: стадии развития личности, кризис как условие развития. Роль семьи и образовательных учреждений в формировании человека.
  • Тема 5. Психология эмоций и общее представление о мотивации.
    Определение эмоций. Компоненты эмоций. Теории базовых эмоций, кросс-культурная универсальность эмоций. Критика теории базовых эмоций: кросс-культурные различия эмоций. Эмоции как результат когнитивной оценки. Когнитивно-физиологические теории эмоций Теории когнитивной оценки. Влияние эмоций на когнитивные процессы: восприятие, мышление, память. Стресс: причины и стратегии совладания. Потребность, драйв, мотив и цель. Закон оптимума мотивации. Виды потребностей. Иерархия потребностей. Первичные потребности: классификация, нарушения при удовлетворении (на примере пищевой потребности). Когнитивные потребности: познавательная потребность, потребность в соответствии, когнитивный диссонанс. Потребности в достижении- избегании неудачи, стили саморегуляции. Социальные потребности: аффилиативная потребность, потребность в установлении близких отношений. Внутренняя и внешняя мотивация: теория самодетерминации. Потребности и ситуация.
  • Тема 6. Психологическая диагностика: основные модели и методики.
    Измерение индивидуальных особенностей когнитивных процессов, характеристик темпе-рамента, личностных черт, способностей. Основные понятия психодиагностики: валидность и надежность. Критерии качества измерительных инструментов. Проблема тестирования в психологии. Психодиагностика как практический инструмент.
  • Тема 7. Основные понятия социальной психологии.
    Роль группы в жизни человека. Большие и малые группы. Социальная власть. Публичное и подлинное согласие. Подчинение: содержание и условия. Влияние большинства: определение и условия конформизма. Влияние меньшинства: инновации. Сравнение влияния меньшинства и большинства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Тест (неблокирующий)
  • Домашнее задание (неблокирующий)
  • Фронтальные опросы студентов (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Тест + 0.3 * Фронтальные опросы студентов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер Ю. Б., 2002
  • Введение в общую психологию : учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер Ю. Б., 2015
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова В. В., Березанская Н. Б., 2008
  • Психология развития, Крайг Г., Алексеева А. А., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Richard M. Ryan, & Edward L. Deci. (2000). Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8B9581CC
  • Гиппенрейтер, Ю. (2011). Уроки Общения С Ребенком. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4D9D9753
  • Психология развития и возрастная психология : учебник, Болотова А.К., Молчанова О.Н., НИУ ВШЭ, 2012
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева Г. М., 2005