• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в нейронауки

Направление: 38.03.01. Экономика
Кто читает: Отдел сопровождения учебного процесса в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Курс является кратким обзором современного состояния нейронаук (neuroscience), прежде всего, с точки зрения нейрофизиологии и нейробиологии поведения. Курс включает в себя базовую информацию о строении и функциях нервной системы как человека, так и основных экспериментальных животных, используемых в качестве моделей для изучения принципов работы мозга. Особое внимание в ходе курса уделяется тем областям наук о нервной системе, которые наиболее интенсивно развиваются в последние годы: молекулярной и эволюционной нейрофизиологии, нейровизуализации, молекулярной нейрофармакологии, моделированию нейронных сетей, нейроиммуноэндокринологии и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у обучающихся представление о том, как современная наука получает сведения о механизмах работы мозга
  • Сформировать базовое понимание основ психических процессов
  • Сформировать представление о взаимосвязи между психическими процессами и состоянием нервной системы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об общих сведениях о строении нервной системы
  • Представляет взаимное расположение и роль различных структур головного мозга
  • Знаком с организацией спинного мозга, основными периферическими нервами
  • Знает базовые принципы обработки и проведения информации нервными клетками на электрическом и химическом уровнях
  • Знаком с организацией и работой синапса
  • Имеет представление о медиаторах нервной системы как вещества, отвечающие за передачу информацию в синапсах
  • Различает важнейшие группы психотропных препаратов – молекул, имитирующих действие медиаторов
  • Понимает механизмы формирования привыкания и зависимости
  • Имеет представление о регуляции витальных процессов в организме человека
  • Понимает роль головного мозга в управлении высшими психическими функциями
  • Знает о взаимодействии мозга и сенсорных систем, двигательных систем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общий обзор строения нервной системы на уровне макроструктур.
    Морфология и функции спинного мозга, продолговатого мозга и моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга, больших полушарий.
  • Обзор молекулярного и клеточного уровней организации нервных клеток и нервной ткани.
    Значение углеводов, липидов, белков. Строение нейронов, функции дендритов и аксонов. Нейроглиальные клетки.
  • Электрические свойства нервных клеток.
    Потенциал покоя, его возникновение, роль белков-насосов. Потенциал действия (ПД), роль ионов натрия и калия. Распространение ПД по нейрону. Местные анестетики.
  • Строение и функционирование синапсов.
    Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс из аксона, влияние на белки-рецепторы и др. Агонисты и антагонисты медиаторов как основа создания психотропных препаратов.
  • Ацетилхолин (Ацх), его роль в центральной и периферической нервной системе.
    Ацх и мышечные сокращения. Ацх и парасимпатическая (трофотропная) нервная система. Никотин и никотиновая зависимость. Миастения.
  • Норадреналин (НА) и стресс.
    НА и симпатическая (эрготропная) нервная система. Агонисты и антагонисты НА – важнейшие группы лекарственных препаратов, действующих на внутренние органы. Функции НА в головном мозге. Эфедрин.
  • Глутамат и ГАМК – главный возбуждающий и главный тормозный медиаторы нервной системы.
    Эффекты агонистов и антагонистов глутамата и ГАМК. Эпилепсия, ее диагностика и лечение. Транквилизаторы.
  • Дофамин и серотонин: важнейшие медиаторы психоэмоциональной сферы.
    Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы (амфетамины, кокаин). Депрессия и антидепрессанты. Галлюциногены (ЛСД и др.).
  • Основные группы медиаторов-пептидов.
    Энкефалины и эндорфины: контроль боли и положительных эмоций. Морфин – анальгетик и наркотик; героин. Субстанция Р и воспаление. Окситоцин и привязанность. Семакс и селанк.
  • Аденозин и кофеин. Глицин. Анандамид и каннабиноиды.
    Гистамин как медиатор нервной системы. Алкоголь и механизмы его действия на нейроны; алкогольная зависимость. Факторы роста нервов и их роль в развитии мозга.
  • Мозг и гомеостаз (поддержание постоянства внутренней среды организма): значение для общего уровня здоровья и долголетия.
    Мозг и дыхание; мозг, сердце и сосуды; центры сна и бодрствования головного мозга.
  • Мозг и биологические потребности.
    Роль гипоталамуса и базальных ганглиев. Центры голода и жажды, страха и агрессии, полового поведения и др. Центры положительных и отрицательных эмоций головного мозга.
  • Мозг и процессы обучения.
    Кратковременная память, долговременная память и модификация синапсов. Механизмы ассоциативного и неассоциативного обучения. Роль гиппокампа и новой коры больших полушарий.
  • Речевые центры головного мозга, их формирование у ребенка; речевое обобщение.
    Роль ассоциативной теменной и ассоциативной лобной коры. Механизмы принятия решений, их визуализация с помощью фМРТ. Роль поясной извилины.
  • Принципы работы сенсорных систем.
    Строение и деятельность сетчатки и зрительных центров головного мозга. Улитка (внутреннее ухо) и слуховая система. Механизмы восприятия и передачи боли. Ненаркотические анальгетики.
  • Мозг и управление движениями.
    Рефлексы спинного и головного мозга; локомоция (шаг и бег). Произвольные движения и моторная кора больших полушарий. Автоматизация движений и двигательное обучение (мозжечок и стриатум).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Финальная контрольная работа
  • неблокирующий Письменное тестирование
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Доклад + 0.6 * Письменное тестирование
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.16 * Посещаемость + 0.66 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.18 * Финальная контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Регуляторные системы организма человека : учеб. пособие для вузов, Дубынин, В. А., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сергеев И. Ю., Дубынин В. А., Каменский А. А. - ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 1 НЕРВНАЯ СИСТЕМА: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, НЕЙРОФАРМАКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 393с. - ISBN: 978-5-9916-8578-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/fiziologiya-cheloveka-i-zhivotnyh-v-3-t-t-1-nervnaya-sistema-anatomiya-fiziologiya-neyrofarmakologiya-433616
  • Сергеев И. Ю., Дубынин В. А., Каменский А. А. - ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 2 КРОВЬ, ИММУНИТЕТ, ГОРМОНЫ, РЕПРОДУКЦИЯ, КРОВООБРАЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 258с. - ISBN: 978-5-9916-8760-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/fiziologiya-cheloveka-i-zhivotnyh-v-3-t-t-2-krov-immunitet-gormony-reprodukciya-krovoobraschenie-433631
  • Сергеев И. Ю., Дубынин В. А., Каменский А. А. - ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 3 МЫШЦЫ, ДЫХАНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ, ПИЩЕВАРЕНИЕ, ПИТАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 211с. - ISBN: 978-5-9916-9077-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/fiziologiya-cheloveka-i-zhivotnyh-v-3-t-t-3-myshcy-dyhanie-vydelenie-pischevarenie-pitanie-433696
  • Фонсова Н. А., Сергеев И. Ю., Дубынин В. А. - АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 338с. - ISBN: 978-5-9916-3504-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/anatomiya-centralnoy-nervnoy-sistemy-433561