• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История изучаемого региона (Китай)

Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «История изучаемого региона (Китай)» являются: - формирование у учащихся комплексного, системного представления об истории КНР. Данная дисциплина предполагает изучение основных исторических событий истории КНР и систематизацию знаний учащихся об истории этой страны; формирование у учащихся представления об основных закономерностях исторического процесса в Китае и периодизации событий в китайской историографии; развитие навыков научно-исследовательской работы с привлечением источников на языке оригинала. Окончательная итоговая оценка по дисциплине формируется на основе Итоговой оценки последней промежуточной аттестации всей дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен анализировать основные события истории КНР;
  • Давать сравнительный анализ роли и вклада ведущих политических деятелей новейшей истории Китая в развитие страны;
  • Описывать особенности исторического процесса в КНР
  • Выделять основные периоды в истории КНР, выделять специфику каждого из них;
  • Использовать и интерпретировать научную и справочную литературу по тематике дисциплины; • критически рассматривать и анализировать информацию по проблематике дисциплины; излагать устно и письменно свое видение исторического процесса в КНР, аргументировать свою позицию; корректно использовать терминологию политических дисциплин.
  • Владеть востоковедческим подходом к анализу изучаемых феноменов и основами текстологического анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает события первого десятилетия Китайской республики и роль основных действующих лиц
  • Анализирует характер отношений КПК и Гоминьдана, а также роль Коминтерна в событиях в Китае данного периода
  • Объясняет причины усиления власти Чан Кайши в Гоминьдане и Мао Цзэдуна в КПК, объясняет причины Сианьского инцидента и роль Москвы в его разрешении.
  • Описывает основные этапы антияпонской войны, может наглядно показать, где располагались основные действующие силы и как строились отношения между КПК, ГМД и Советским Союзом.
  • Называет причины победы КПК в Гражданской войне. Анализирует роль СССР и США в Гражданской войне в Китае и последующем выборе пути развития.
  • Описывает причины, ход и результаты Корейской войны для Китая. Определяет место и роль КНР в «социалистическом лагере» во главе с СССР.
  • Описывает суть и причины разногласий советского и китайского руководства в середине 50-х гг. Называет причины начала «большого скачка» в Китае.
  • Описывает политическая обстановка в Китае в начале 60-х гг. Объясняет внешняя политика Китая в 50 – 60-е гг. ХХ века.
  • Называет причины «Культурной революции» в Китае. Объясняет причины вооруженных конфликтов на советско-китайской границе. Отношение к ним в Китае сегодня.
  • Описывает роль Дэн Сяопина в борьбе за власть после смерти Мао Цзэдуна.
  • Описывает суть и хронология реформ в сельском хозяйстве и в городах.
  • Называет причины и результаты китайско-вьетнамского конфликта. Его значение для последующего развития Китая.
  • Называет причины событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Оценка этих событий в сегодняшнем Китае.
  • Объясняет Концепция «одна страна, две системы» и роль Дэн Сяопина в развитии Особых экономических районов и возвращении Гонконга.
  • Описывает российско-китайские отношения в 90-е гг. Проблема Тайваня.
  • Объясняет суть и причины выдвижения концепции «трех представительств».
  • Объясняет причины появления концепций «гармоничного общества» и научного развития.и разницу между ними.
  • Описывает внешнюю политику КНР в 2000-е годы. Объясняет попытки перехода к ориентации на внутренний рынок.
  • Объясняет причины китайско-американских разногласий и начала «торговой войны» КНР и США. Описывает внешнюю политику КНР на современном этапе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Свержение Цинской династии и установление республики. Китай в первое десятилетие республиканского правления.
    Хронология событий Синьхайской революции. Роль Сунь Ятсена и Юань Шикая в событиях в Китае. Первая Конституция Китайской республики. Развитие Китая в годы первой мировой войны.
  • Тема 2. Китай после Первой мировой войны (1919 – 1927).
    Роль СССР и Коминтерна в событиях в Китае. Политика Единого фронта и Северный поход. Национальная революция 1925 – 1927 гг.
  • Тема 3. Китай в годы Нанкинского десятилетия.
    Рост власти и влияния Чан Кайши после Северного похода. Уханьское правительство и Ван Цзинвэй. Отношения Гоминьдана и КПК в годы Нанкинского десятилетия. Великий поход КПК. Совещание в Цзуньи и усиление власти Мао Цзэдуна в КПК. Сианьский инцидент.
  • Тема 4. Война сопротивления японскому милитаризму в Китае.
    КПК и Гоминьдан в годы антияпонской войны. Воссоздание Единого фронта и роль Советского Союза. Основные этапы антияпонской войны. Экономическое развитие Китая в годы антияпонской войны.
  • Тема 5. Победа КПК в Гражданской войне и образование КНР. КНР в годы первой пятилетки.
    Гражданская война 1946 – 1949 гг. Образование КНР, структура органов власти в первые годы существования, борьба за выбор пути развития, преобразование экономики и становление системы власти. Корейская война 1950 – 1953 гг. и ее значение для развития Китая. Выборы в законодательные органы КНР, создание ВСНП. Помощь Советского Союза в экономическом развитии Китая. Результаты осуществления первого пятилетнего плана.
  • Тема 6. Большой скачок и урегулирование экономики.
    ХХ съезд КПСС и события 1956 года в СССР и европейских социалистических странах. Позиция китайского руководства по отношению к этим событиям. Визит Мао Цзэдуна в Москву на празднование 40-летия Октябрьской революции и участие в Международном совещании коммунистических и рабочих партий. Вторая сессия VIII съезда КПК и переход к политике «трех красных знамен». Результаты «большого скачка». Лушаньский Пленум и отстранение Пэн Дэхуая. Ликвидация последствий «большого скачка» и урегулирование экономики в начале 60-х гг. Нарастание советско-китайских разногласий и «война слов».
  • Тема 7. «Культурная революция» и борьба за власть на ее заключительном этапе.
    Результаты урегулирования и состояние экономики КНР в середине 60-х гг. Расстановка политических сил накануне «Культурной революции». Активная фаза «Культурной революции» и становление режима личной власти Мао Цзэдуна. IX съезд КПК и новая структура органов власти. Переход советско-китайского конфликта в военную фазу. Устранение Линь Бяо и начало китайско-американского сближения. События на площади Тяньаньмэнь в 1975 году, отстранение Дэн Сяопина. Смерть Мао Цзэдуна и борьба за власть в 1976 – 1978 гг.
  • Тема 8. Начало реформ и борьба за выбор пути развития. События на площади Тяньаньмэнь.
    Внутриполитическая обстановка в Китае в 1978 – 1979 гг. Роль Дэн Сяопина и Ху Яобана в ликвидации последствий Культурной революции. Начало реформ в сельском хозяйстве. 3-й Пленум ЦК 11-го созыва. Визит Дэн Сяопина в США и китайско-вьетнамский конфликт. Возвышение Чжао Цзыяна и Вань Ли. Попытки осуществления политических и экономических реформ, борьба за выбор пути развития КНР. События зимы 1986 – 1987 года и отстранение Ху Яобана. Кризис весны 1989 года и отстранение Чжао Цзыяна. Нормализация советско-китайских отношений и визит М.С.Горбачева в Китай.
  • Тема 9. Внутренняя и внешняя политика КНР в 90-е годы ХХ века.
    Кризис реформаторского движения в КНР в 1989 – 1991 гг. Поездка Дэн Сяопина на юг в 1992 году. Направления реформ в 90-е годы, реформа финансовой сферы и госпредприятий. Становление и укрепление «двухколейной» и «многоколейной» системы. Роль Чжу Жунцзи в реформировании экономики Китая. Переход к политике «идти вовне», вступление КНР в ВТО. Выдвижение концепции «трех представительств».
  • Тема 10. КНР в период правления Ху Цзиньтао.
    Политическая и социальная обстановка в Китае на рубеже столетий. Появление «трех неравенств». Механизм передачи власти от Цзян Цзэминя к Ху Цзиньтао. Концепции «гармоничного развития общества» и «научного развития». Внешняя политика КНР в начале 2000-х гг. Начало российско-китайского сближения и его причины. Решение пограничных вопросов, создание ШОС. Китай в период мирового финансового и экономического кризиса 2008 – 2009 гг. Замедление темпов экономического развития и попытки перехода на новую модель.
  • Тема 11. Приход к власти Си Цзиньпина и особенности развития Китая в настоящее время.
    Начало борьбы с коррупцией и ее причины. Механизм передачи власти от Ху Цзиньтао к Си Цзиньпину. Широкомасштабная кампания по борьбе с коррупцией и ее значение для становления новой формы власти в Китае. Роль ЦКПД и Ван Цишаня, формирование новых органов власти. Подготовка к XIX съезду и усиление позиций Си Цзиньпина. Реформы в экономике и социальной сфере. Основные проблемы современного Китая. Внешнеполитические инициативы Си Цзиньпина. Место, роль и стратегия Китая в современном мире.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме на платформе ZOOM, ссылка https://zoom.us/. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка указанной платформы. Для участия в устном экзамене студент обязан: указать полное имя (имя, фамилия) при подключении в ZOOM, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена запрещено: выключать камеру и микрофон, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 1 минуту и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рябченко, Н. (2013). История Китая в xx веке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DFE7085B

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильев Л.С.-ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. I 6-е изд. Учебник для магистров-М.:Издательство Юрайт,2016-722-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-2713-9, 978-5-9916-2721-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-i-387497