• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар на 3 курсе программы «Журналистика» предназначен для формирования у студентов базовых представлений и навыков в сфере медиаисследований. Дисциплина является обязательной и читается в течение 1-4 модулей, общая продолжительность годового курса – 96 часов (по 24 часа в модуле). Первый тематический блок, «Исследование аудитории», знакомит с основными направлениями и методами исследования СМИ и социальных медиа; особое внимание уделяется изучению стиля жизни и медиапотребления. Второй тематический блок, «Исследования медиаформ», посвящен изучению четырех направлений: исследованию новостей, исследованию рекламы, анализу телевизионных жанров и анализу трансмедиа. Третий тематический блок, «Исследования медиакультуры», формирует аналитические навыки в рамках таких направлений как исследование медиасобытий и исследование медиавоздействия. Формы текущего контроля включают задания в аудитории и различные домашние задания (разработка исследовательского проекта, рецензирование научной публикации, анализ какого-либо объекта с использованием конкретного метода).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования.
  • Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в частности, в процессе написания курсовых работ по медийной тематике.
  • Развить навыки научной дискуссии и презентации результатов исследования посредством обсуждения студенческих проектов в ходе их реализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Приводит различные подходы к описанию понятия аудитории СМИ.
  • Интерпретирует консумпционные закономерности поведения аудитории на основе предложенных графиков цикличности.
  • Воспроизводит краткую историю развития методов измерения аудитории СМИ.
  • Знает количественные параметры аудитории, понимает их физический смысл.
  • Соотносит отдельные параметры и тип СМИ, к которому они относятся.
  • Использует базовые формулы для расчета аудиторных показателей.
  • Описывает стиль жизни аудитории выбранного медиа.
  • Интерпретирует социально-демографические статистические данные.
  • Делает предположения о направлениях развития рынков товаров и услуг в краткосрочном периоде.
  • Сравнивает модели стиля жизни в психологии, социологии, маркетинге.
  • Анализирует кейсы, связанные с функционированием современного медиапространства.
  • Определяет основные параметры рынка: марки-конкуренты, сила марки, профиль потребителей марки.
  • Разрабатывает концепцию рекламного продвижения товара на конкурентном рынке.
  • Использует художественные приемы для разработки рекламного сообщения.
  • Определяет ключевые особенности медиабрендов.
  • Отличает медиабренды от брендов потребительских товаров
  • Владеет терминологическим инструментарием медиабрендинга.
  • Применяет различные подходы к анализу медиаберндов.
  • Разрабатывает дизайн исследования медиабрендов.
  • Анализирует партисипативный дискурс в медиабрендинге.
  • Использует междисциплинарный подход к формированию дизайна медиа-исследования.
  • Называет определения Transmedia Storytelling.
  • Называет ключевые понятия, применяемые в продюсировании и анализе мультиплатформенных проектов.
  • Отличает трансмедийные проекты от мульти- и кроссмедийных.
  • Следует логике создания трансмедиапроектов, предложенных Р. Праттеном.
  • Определяет семь принципов трансмедийного сторителлинга Р. Праттена.
  • Разрабатывает концепцию ТС проекта.
  • Владеет основными терминами, описывающими функционирования любительских медиа.
  • Знаком с социальными, культурными и экономическими аспектами истории развития основных интернет-платформ и ключевыми исследованиями интернет-платформ.
  • Владеет базовыми знаниями о категориях, описывающих феномен инфлюенсеров.
  • Знаком с ключевыми исследованиями инфлюенсеров.
  • Владеет базовыми знаниями об исследовательских категориях, описывающих аудиторию и принципы публичности в любительских медиа и онлайн-платформах.
  • Знает базовые методологические принципы исследования социальных взаимодействий в любительских медиа и интернет-платформах.
  • Владеет базовыми знаниями о проблеме экспертности блогеров и подходах к ее пониманию.
  • Владеет базовыми знаниями о категории сообщества в онлайн-медиа и социальных механизмах образования и существования сообществ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исследования аудиторий СМИ и социальных медиа. Понятие аудитории .
    Роль и место аудитории в системе массовых коммуникаций. Типология аудитории СМИ. Структура аудитории в массово-коммуникационных процессах. Общие закономерности поведения аудитории в массово-коммуникационных процессах. Консумпционные и диспозиционные закономерности поведения аудитории. Микро и макросоциальная динамика аудитории СМИ. Индивидуальные стили обращения к СМИ. Цикличность аудитории СМИ.
  • Исследования аудиторий СМИ и социальных медиа. Методы изучения аудитории.
    Краткая история развития методов измерения аудитории СМИ. Современные методы измерения аудитории СМИ. Контроль за измерениями аудитории СМИ. Качественные методы исследования аудитории СМИ.
  • Исследования аудиторий СМИ и социальных медиа. Количественные параметры аудиторий СМИ и их составных элементов.
    Связи между параметрами. Специфика параметров аудитории различных типов СМИ. Расчет доли аудитории. Подходы к расчету рейтинга эфирного события. Расчет рейтинга по среднему числу зрителей и по среднему времени просмотра. Расчет индекса соответствия. Расчет индексов, позволяющих описать конкурентную среду конкретного СМИ.
  • Исследования стиля жизни и медиапотребления. Концепт «стиль жизни» в гуманитарных науках и практической маркетинговой деятельности.
    Стиль жизни как результирующая чувства общности и творческого Я в концепции Альфреда Адлера. Социальный статус, демонстративное потребление в работе Торнстона Веблена «Праздный класс». Габитус, понятие капитала, типы капиталов, соотношение различных типов капиталов в теории стиля жизни Пьера Бурдье. Прикладные исследования стиля жизни в маркетинге. Методы изучения потребительского поведения: качественные и количественные. Метод психографики в маркетинге.
  • Исследования стиля жизни и медиапотребления. Социально-демографическая структура населения России.
    Структура экономического пространства России (Наталья Зубаревич). Города индустриального и постиндустриального типа в России. Структура занятости в городах постиндустриального типа. Особенности потребления в постиндустриальных и индустриальных городах. Потребление медиа, различия в проведении досуга.
  • Исследования стиля жизни и медиапотребления. Исследования стиля жизни и потребительского поведения городского населения России.
    Методология, выборка, структура данных. Возрастная структура городского населения России. Стратификация городов по численности населения, различия в способах проведения досуга горожан. Данные о медиапотреблении и потреблении товаров и услуг. Возможности исследования для анализа стиля жизни городского населения России. Оформление статистических таблиц и интерпретация данных.
  • Анализ новостей. Медиапрайминг и фрейминг.
    Теоретическое обоснование явлений медиапрайминга и фрейминга. Проявления медиапрайминга и фрейминга в современном медиапространстве.
  • Анализ новостей. Установление повестки дня.
    Генезис теории установления повестки дня (agenda-setting). Повестка дня и информационная политика.
  • Анализ новостей. Псевдо-новости: фейк и постправда.
    Формирование теории псевдо-новости в исследовательской практике. Проявления фейка и постправды в современном медиапространстве.
  • Исследования рекламы. Маркетинг: основные понятия. Реклама в системе маркетинга.
    Понятие рынка в маркетинге. Сегмент рынка. Критерии сегментации: географический, демографический, социально-экономический, психографический, поведенческий, по удовлетворяемой потребности. Функции рекламы в системе маркетинга. «Сила марки»: знание, потребление, лояльность. Реклама как инструмент поддержания интереса к марке.
  • Исследования рекламы. Исследования рекламы для определения границ потребительского рынка.
    Экономические и социально-культурные аспекты рекламы. Практическая рекламная деятельность как способ определения границ потребительского рынка. Разработка стратегии продвижения товара на конкурентном рынке через изменение границ рынка. Исследование рынка товаров потребительского спроса: марки-лидеры, сила марки, потребительские предпочтения. Изучение рекламных стратегий товаров-конкурентов.
  • Исследования рекламы. Средства художественной выразительности в рекламе: текст, визуальный ряд.
    Критерии подбора названия товара (нейминг). Реклама как создание нарратива. Сказочный нарратив (В.Я. Пропп). Формульные жанры массовой культуры (Дж. Кавелти). Использование методов художественной выразительности при разработке слогана и продающего текста.
  • Исследования медиавоздействия. Моральные паники.
    Теоретическое обоснование феномена моральной паники. Проявления моральных паник в современном медиапространстве.
  • Исследования медиавоздействия. Наркотизирующая дисфункция СМК и усталость сострадать.
    Формирование теорий наркотизирующей дисфункции СМК и усталости сострадать в исследовательской практике. Проявления наркотизирующей дисфункции СМК, усталости сострадать в современном медиапространстве.
  • Исследования медиавоздействия. Спираль молчания и медиаинфлюенсинг.
    Генезис теории спирали молчания в исследовательских парадигмах. Теоретическое обоснование медиаинфлюенсинга. Проявления спирали молчания и медиаинфлюенсинга в современном медиапространстве.
  • Анализ медиабрендов. Ключевые особенности медиабрендов
    Понятие бренда. Понятие имиджа. Современные концепции брендинга. Пирамида бренда. Виды брендов. Основные виды брендируемых объектов компании. Позиционирование. Ребрендинг, рестайлинг и репозиционирование. Медиабренд и его отличие от брендов потребительских товаров. Основные проблемы и процесс формирования медиабрендов. Продвижение брендов СМИ и медиапродуктов. Типовые расширения медиабренда.
  • Анализ медиабрендов. Методы исследования брендов в медиасфере
    Направления исследований медиабрендов. Методы (применимые к медиабрендам): метод семантического дифференциала, анализ контента, моделирование, качественный анализ, онлайн-наблюдение, метод фокус-групп, глубинные интервью, экспертный опрос. Выборка респондентов и гайд интервью. Проработка потенциального дизайна исследования.
  • Анализ медиабрендов. Партисипативный медиабрендинг: междисциплинарный подход к анализу
    Междисциплинарный подход к анализу медиабрендов. Трансформации маркетинговой коммуникации. Феномен партисипативного медиабрендинга. Сарафанный маркетинг. Мотивы вовлечения аудитории в медиабрендинг. Технологии вовлечения аудитории в брендинг. SMM. Возможности участия аудитории в управлении медиабрендами. Перспективы партисипативного медиабрендинга. Риски использования практики партисипативного медиабрендинга.
  • Анализ трансмедиа. Определения Transmedia Storytelling. Подходы к анализу ТС проектов.
    Основные определения трансмедиа, их неопредленность. Различия в определениях между мультимедиа, кроссмедиа, трансмедиа. 7 принципов трансмедийного сторителлинга Генри Дженкинса.
  • Анализ трансмедиа. Основные подходы к cозданию и продюсированию трансмедийных проектов – концепция Р. Праттена.
    7 принципов Р. Праттена: от мультиплатформенного нарратива к активной аудитории. Виды ТС проектов. Круговая диаграмма для питчинга ТС проектов.
  • Анализ трансмедиа. Принципы Transmedia Storytelling и построения ТС нарративов.
    Продюсирование и анализ (на материале работ Г. Дженкинса, Р. Гамбарато, Р. Праттена и др.) Аналитическая модель Р. Гамбарато. Исследовательские вопросы в анализе ТС. Создание концепций трансмедийных расширений.
  • Исследования любительских медиа и интернет-платформ. Разбираемся с объектами и терминами. Любительские медиа сейчас и раньше. Ютуб и инстаграм как платформы
    Основные термины: любительские медиа, новые медиа, платформы, блоги. Любительские медиа до интернета. Любительские медиа в интернете. Особенности публичности в разных медиа. Платформы и их развитие. Как меняются взаимодействия на платформе. Коммерциализация контента и разнообразие реакций на это. Инстаграм и Ютуб: ключевые направления, проблемы и авторы. Исследования Ютуба: методологические и теоретические подходы. Джин Бёрджесс. Лев Манович и автоматизация исследования изображений.
  • Исследования любительских медиа и интернет-платформ. Аутентичность. Инфлюэнсеры, знаменитости и их непростой труд.
    Понятие инфлюэнсеров и его отличие от классического понимания публичности в ХХ веке. Двойная работа музыкантов-любителей (на материалах статей Нэнси Бэйм). Изучение инстаграма: изучение изображений, текстов, хэштегов. Нэнси Бэйм и изучение работы музыкантов онлайн.
  • Исследования любительских медиа и интернет-платформ. удитория и публика. Представление себя другим: как поддерживается социальный порядок в любительских медиа и интернет-платформах.
    Чем отличаются аудитория и публика. Как устроено онлайн-взаимодействие в социальных сетях. Какие инструменты есть у исследователей, чтобы с ним работать. Основные социологические подходы к тому, как люди ведут себя онлайн. Работы Ирвинга Гоффмана. Использование подходов Гофмана и Гарфинкеля в современных исследованиях. Исследования даны бойд: понятие "сетевой публичности". Понятие коллапса контекстов на разных платформах.
  • Исследования любительских медиа и интернет-платформ. Экспертность у блогеров: как она возникает и к чему приводит.
    На чём основана экспертность блогеров. Разные подходы: слабое и сильное понимание экспертности. Проблема знания и его трансляции в новых медиа. Статус научного знания и альтернативные формы знания. Примеры: теория плоской земли, феминизм, бьюти-блоги и т.д.
  • Исследования любительских медиа и интернет-платформ. ВК и и блоги: есть ли сообщества в интернете и почему мы их там ищем?
    ВК и блоги: локальные и городские медиа, роль онлайн-медиа в городской жизни. Мобилизация с помощью социальных сетей. Блогосфера: качественные и количественные исследования. Почему в онлайне есть понятие сообщества. Как оно работает в мессенджерах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Исследования аудиторий СМИ и социальных медиа. Посещаемость
  • неблокирующий Исследования аудиторий СМИ и социальных медиа. Контрольная работа
  • неблокирующий Исследования стиля жизни и медиапотребления. Тест
  • неблокирующий Исследования стиля жизни и медиапотребления. Проект
  • неблокирующий Анализ новостей. Задание 1
    Анализ новостей
  • неблокирующий Анализ новостей. задание 2
    Анализ новостей
  • неблокирующий Анализ новостей. Задание 3
    Анализ новостей
  • неблокирующий Анализ новостей. Посещаемость
    Анализ новостей
  • неблокирующий Исследование рекламы. Концепция
    Исследования рекламы
  • неблокирующий Исследования рекламы. Проект
    Исследования рекламы
  • неблокирующий Исследования медиавоздействия. Задание 1
    Исследования медиавоздействия
  • неблокирующий Исследования медиавоздействия. Задание 2
    Исследования медиавоздействия
  • неблокирующий Исследования медиавоздействия. Задание 3
    Исследования медиавоздействия
  • неблокирующий Исследования медиавоздействия. Посещаемость
    Исследования медиавоздействия
  • неблокирующий Анализ трансмедиа. Семинары
    Анализ трансмедиа
  • неблокирующий Исследования любительских медиа и интернет-платформ. Медиадневник
    Исследования любительских медиа и интернет-платформ
  • неблокирующий Анализ медиабрендов. Посещаемость
    Анализ медиабрендов
  • неблокирующий Анализ медиабрендов. Проект
    Анализ медиабрендов
  • неблокирующий Анализ трансмедиа. Проект
    Анализ трансмедиа
  • неблокирующий Исследования любительских медиа и интернет-платформ. Гарфинкелинг
    Исследования любительских медиа и интернет-платформ
  • неблокирующий Исследования любительских медиа и интернет-платформ. Ридинг
    Исследования любительских медиа и интернет-платформ
  • неблокирующий Исследования любительских медиа и интернет-платформ. Исследование
    Исследования любительских медиа и интернет-платформ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам. В диплом выставляется средняя оценка за все модули Научно-исследовательского семинара за два года.
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам. В диплом выставляется средняя оценка за все модули Научно-исследовательского семинара за два года.
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам. В диплом выставляется средняя оценка за все модули Научно-исследовательского семинара за два года.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам. В диплом выставляется средняя оценка за все модули Научно-исследовательского семинара за два года.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baym, N., & boyd, danah. (2012). Socially Mediated Publicness: An Introduction. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 56(3), 320–329. https://doi.org/10.1080/08838151.2012.705200
  • Kim, D. D. E. (2018). My Hero, Your Aggressor: Differences in Perceptions of News Media Brand Personality. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.44AF4980
  • Lischka, J. A. (2015). Media brand loyalty through online audience integration? Switzerland, Europe: Springer. https://doi.org/10.5167/uzh-112837
  • Siegert, G., Förster, K., Chan-Olmsted, S. M., & Ots, M. (2015). Handbook of Media Branding. Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1050519
  • Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 495 с. - ISBN 978-5-238-01769-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028523
  • Федотова Л. Н. - СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 603с. - ISBN: 978-5-9916-3195-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-massovyh-kommunikaciy-teoriya-i-praktika-425831

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
  • Основы маркетинга, Котлер, Ф., Бобров, В. Б., 1994