• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современная историческая наука в преподавании истории в школе
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» призвана обеспечить высокое качество научных исследований по проблемам методики преподавания истории в школе, формирования, трансляции, рецепции и применения научного исторического знания в педагогической практике и, как следствие, высокий уровень магистерских диссертаций, тематика которых будет сосредоточена как на собственно исследовательских, так и на инструментальных сюжетах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создать условия для приобретения студентами магистратуры опыта использования исторических источников и научной литературы с педагогической практике, формирования и аргументации собственной позиции, квалифицированной адаптации и трансляции научного исторического знания
  • Сформировать умение рационально организовать исследовательскую работу с научной литературой и архивными фондами
  • Совершенствовать квалификацию работы с научными текстами и историческими источниками разных видов
  • Развить навыки академического письма и презентации научно-исследовательской деятельности (рецензия, презентация, доклад, эссе, статья и т.д.)
  • Совершенствовать мастерство научной дискуссии при обсуждении актуальных проблем современной историографии
  • Помочь приобрести навыки презентации и публичной защиты магистерской работы (проекта)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент находит, оценивает и использует информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
  • Студент подтверждает наличие навыков выявления научную сущность проблемы в профессиональной области.
  • Студент демонстрирует первичные навыки проблемного и контекстного анализа историографических трудов по визуальной антропологии
  • Студент использует сравнительно-исторический метод при анализе источников, а также методы культурной антропологии и полевых археографических исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 3. Актуальные практики современного исторического исследования-1. Визуальная антропология и методы использования визуальных исторических источников в работе учителя.
    Внеаудиторные занятия: изучение памятников истории и культуры Москвы и обсуждение возможностей использования собранного визуального материала на уроках истории. Тема 1: Просветительский центр: от Славяно-греко-латинской академии до Императорского московского университета. Тема 2. Маросейка в истории трех конфессий. Тема 3. Россия в XVII в. – как рассказать об этом периоде отечественной истории? (Варварка. Полаты бояр Романовых, Церковь Троицы в Никитниках, Палаты Симона Ушакова). Внеаудиторные занятия в музейных центрах России. Исторический кинематограф: история жанра и возможности использования художественного фильма в преподавании истории в школе и ВУЗе.
  • Раздел 1. Техника научной работы историка. Этапы подготовки и проведения исторического исследования.
    Этапы подготовки и проведения квалификационного исторического исследования. Постановка исследовательской проблемы. Подбор источников. Определение методологического и теоретического инструментария. Правила и конвенции. Особенности научных тезисов и аргументов. Научная коммуникация. Проблематика добросовестности исследователя. Что такое библиография. Российские государственные библиографические стандарты. Методика работы со справочной литературой. Правила и методика составления библиографии по теме. ГОСТ 71-2003 http://www.bookresearch.ru/gost712003.htm Ресурсы Интернета. Каталоги крупнейших библиотек. Сводные библиотечные каталоги. Архивы в Сети: справочники, описи фондов и комплексы документов. Собрания изображений, кино и фотодокументов, аудиоархивы. On-line словари. Справочники по специальным дисциплинам. Издания источников. Научная периодика.
  • Раздел 4. Актуальные практики современного исторического исследования-2. История – наука экспериментальная. Современные направления полевых исторических исследований.
    Полевые исследования и методы реконструкции прошлого. Пути изучения традиционной культуры и исторической памяти в отечественной и зарубежной науке Направления полевых исследований в гуманитаристике. Реконструкция социо-культурной истории локального сообщества в археологии, этнологии, фольклористике, этнолингвистике и полевой археографии. Анализ исторической памяти социума как междисциплинарная проблема. Программы и результаты изучения исторической памяти о событиях локальной истории и «большой» истории человечества. Устный нарратив как источник для изучения индивида, семьи, рода, общности. Задачи культурно-антропологического и археографического изучения русской традиционной культуры. Полевые исследования в старообрядческих общинах в России и зарубежья. Программы изучения и методы комплексных полевых археографических исследований в старообрядческой среде: от собирания книг к изучению феномена конфессиональной культуры, ее материальной составляющей, специфики ритуального поведения, норм социального взаимодействия, форм религиозного благочестия и магических практик и проч.
  • Раздел 2. Обсуждение и утверждение тем курсовых работ и предполагаемых проектов ВКР
    Возможности изучения многообразия сфер жизнедеятельности человека в истории. Причины и особенности подъемов и спадов исследовательского интереса к тем или иным историческим проблемам. Выбор темы исторического исследования и инструментов ее содержательного анализа. Обоснование актуальности и избрание методологии исторического исследования. Обсуждение проектов курсовых работ и публичная защита КР.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интерпретация культур, Гирц, К., 2004