• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» является сквозной дисциплиной для бакалавров-политологов, которая проходит на протяжении 4 курсов: 1 курс (2 и 3 модуль), 2 курс (все 4 модуля), 3 курс (все 4 модуля), 4 курс (2 и 3 модуль). Целью освоения всей 4-годичной программы дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. НИС 1 курса разделен на 2 тематических блока. 2 модуль: Базовые навыки академического исследователя и основы средства работы с базовыми офисным пакетами (Word, PowerPoint). 4 модуль. Анализ и визуализация данных в MS Excel. НИС 1 курса ведется командой преподавателей Департамента политики и управления НИУ ВШЭ: Скоковой Ю.А., Краснопольской И.И., Корнеевой И.Е., Рыбниковой М.А., Гусевой П.Д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научно-исследовательский семинар 1 курса призван: • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности; • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности, политической науки; • сформировать базовые практические навыки работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, написания научного текста, подготовки устного выступления. • сформировать у студентов уверенные навыки работы с MS Office (в частности, с MS Word, MS Excel, MS Power Point) для практического применения на последующих этапах обучения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные принципы проведения научного исследования
  • Владеть навыками: • применения инструментов и функций MS Excel для анализа и визуализации данных,
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 2 Анализ и визуализация данных в MS Excel
    Тема 2.1 Введение в MS Excel Электронные таблицы как форма и средство обработки данных. Интерфейс MS Excel. Структура книги. Операции с листами: вставка, удаление, переименование, перемещение, копирование. Основные действия с элементами листа: ячейками, строками, столбцами. Автоматическое заполнение ячеек листа. Разделение текста на столбцы с помощью мастера распределения текста по столбцам. Тема 2.2 Форматирование в MS Excel Числовые форматы в Excel. Выравнивание и поворот текста в ячейке. Изменение формата ячейки. Копирование формата ячейки. Транспонирование данных из строк в столбцы и наоборот. Условное форматирование. Встроенные правила: двух- и трех цветные шкалы, гистограммы, набор значков. Создание собственных правил условного форматирования. Тема 2.3 Работа с большими табличными массивами Создание таблиц. Удаление дубликатов. Сортировка данных (по одному критерию, по нескольким критериям, сортировка по форматированию). Фильтрация данных. Закрепление областей для отображения строк/столбцов на экране. Подведение промежуточных итогов. Тема 2.4 Функции в MS Excel Понятие формул и функций в MS Excel. Математический смысл функций. Мастер функций в MS Excel. Типы ссылок на адреса в ячейках: относительная, абсолютная, смешенная. Математические, логические, текстовые функции, функции даты и времени, ВПР и ГПР. Примеры использования функций для решения различных задач. Тема 2.5 Описательные статистики Базовые понятия статистики: генеральная совокупность, выборка, репрезентативность данных. Описательные статистики для категориальных и количественных переменных. Наиболее часто встречающиеся описательные статистики: мода, медиана, дисперсия, стандартное отклонение, квартили. Применение статистических функций в MS Excel. Тема 2.6 Анализ данных с помощью сводных таблиц Создание сводных таблиц. Настройка полей. Группировка данных в сводной таблице. Создание сводных диаграмм. Обновление сводных диаграмм и таблиц. Тема 2.7 Визуализация данных Введение в визуализацию данных. Процесс визуализации: от идеи до оформления. Основные типы диаграмм в MS Excel: область применения, особенности построения. Правила визуализации данных. Ошибки интерпретации. Требования к оформлению.
  • Блок 1 Базовые навыки академического исследователя
    Тема 1.1 Введение в научное исследование Научное исследование. Основные принципы проведения научного исследования. Процесс исследования. Разработка программы научного исследования. Проблематизация, объект и предмет исследования. Постановка целей и задач. Операционализация. Выдвижение гипотез. Выбор методов исследования. Тема 1.2 Библиографический поиск литературы. Электронные библиотеки. Базы данных научного цитирования. Библиографический поиск литературы как отправная точка научного исследования. Общие принципы поиска литературы. Виды источников. Формулирование поисковых запросов. Методология работы с источниками. Аналитическое и критическое чтение, систематизация, реферирование, интеллектуальные карты. Классификации электронных ресурсов. Доступ и правила использования ресурсов НИУ ВШЭ. Ключевые базы данных зарубежной и российской периодики. Стратегия эффективного поиска. Базы данных научного цитирования. Тема 1.3 Основы академического письма Стили академического письма: реферат, эссе, аналитический доклад, научная статья. Академический текст (академический стиль письма) как жанр. Неакадемический сленг, обобщающие конструкции, слова-связки. Элементы научной статьи: введение, контекст, обзор литературы, данные и методы, результаты, дискуссия, выводы, список литературы, приложения. Абзац как единица текста. Структура абзаца. Роль заглавного предложения. Уровни анализа литературы: пересказ, агрегирование блоков знания, конструирование исследовательского контекста. Этапы работы над обзором. Обобщения и формулирование контекста исследовательского поля. Уход от цитирования в обзор проблемы. Обзор идей и результатов исследований. Написание аннотации. Тема 1.4 Этика научного исследования Основные этические принципы научного исследования. Парафраза, плагиат. Как отличить свое от чужого? Некорректное цитирование. Плагиат, парафраз. Фальсификация. Тема 1.5 Основные принципы работы со статистическими ресурсами и с электронными базами данных Классификация статистических ресурсов. Российские статистические ресурсы: Росстат (ЕМИСС), база «Экономика городов России ГМЦ Росстата», статистические сборники НИУ ВШЭ. Зарубежные статистические ресурсы: базы данных ООН, Всемирного банка, ОЭСР. Базы данных для политологов и социологов. Тема 1.6 Создание и форматирование текстовых документов в MS Word Знакомство с MS Word. Операции с файлами и папками: создание, копирование, переименование, архивирование и удаление. Ключевые требования к форматированию текста. Создание нумерованных и маркированных списков. Нумерация страниц. Форматирование ссылок и сносок. Типы ссылок: внутритекстовые, затекстовые, подстрочные. Создание и форматирование таблиц. Добавление в текст графических объектов. Форматирование оглавления. Тема 1.7 Создание презентаций различных типов в MS Power Point Знакомство с MS Power Point. Образец слайда: использование и настройка. Работа с изображениями, с текстом, с таблицами и диаграммами. Схематические диаграммы SmartArt. Мультимедиа и демонстрация слайдов. Настройка анимации текста и объектов слайдов. Рекомендации по композиции слайда и презентации. Печать и презентация слайдов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Групповой проект.
  • неблокирующий Обзор литературы
    Обзор литературы: ● Обзор литературы делается на основе 20 академических источников не старее 10-летней давности. ● Максимальное количество русскоязычных источников: 7. ● Анализируются только научно-исследовательские публикации, в которых содержатся: результаты эмпирических исследований, обоснование новой теории, разработка методологии исследования. Учебники, журналистские тексты, описательные статьи (без собранных и проанализированных данных или без реконструкции и критического анализа теорий) не подходят. ● Обзор не является рефератом, а объединяет исследования в тематические блоки и анализирует результаты, идеи. ● Оформление списка литературы и сносок в соответствии с выбранным стандартом. ● В заголовке должна быть указать тема потенциального исследования. Тема исследования должна фокусироваться на конкретной проблематике и / или включать в себя переменные. Работа без темы ведёт к понижению оценки. Тема не должна быть слишком широкой. При этом сама тема отдельно не оценивается.
  • неблокирующий Редактирование текста: академической стиль
  • неблокирующий Групповой проект Блок 2
  • неблокирующий Домашка Блок 3
    После получения комментариев, домашнее задание может быть исправлено и включено в финальный обзор литературы.
  • неблокирующий Подготовка расширенного резюме статьи.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Групповой проект. + 0.3 * Домашние задания + 0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.15 * Подготовка расширенного резюме статьи. + 0.1 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие, Девятко, И. Ф., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Решение ряда задач средствами Excel и Access : учеб. пособие, Селиванов, О. К., 2010