• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» является сквозной дисциплиной для бакалавров-политологов, которая проходит на протяжении 4 курсов: 1 курс (3 и 4 модуль), 2 курс (все 4 модуля), 3 курс (все 4 модуля), 4 курс (2 и 3 модуль). Целью освоения всей 4-годичной программы дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. НИС 1 курса ведется командой преподавателей Департамента политики и управления НИУ ВШЭ и разделен на 2 тематических блока. Январь – март 2020 г. (3 модуль): Data culture. Основы средства работы с базовыми офисным пакетами (Word, Excel, PowerPoint), организация и подготовка к сбору и анализу баз данных. Ведущие блока: Скокова Ю.А., Краснопольская И.И., Корнеева И.Е. Апрель – июнь 2020 г. (4 модуль): Академическая работа. Дизайн исследования. Принципы научного познания. Академический текст (академический стиль письма) как жанр. Культура академической работы: академическая этика, плагиат, работа с литературой. Стратегии поиска литературы и модели написания обзора литературы. Ведущие блока: Шубенкова А.Ю., Соколова К.В.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения 4-годичной программы дисциплины студент должен: Знать: • отличительные черты научной мысли и научного исследования; • основные стадии исследовательской процесса и их содержание: алгоритм планирования, организации и реализации исследования в области социальных наук; • стандарты оформления и представления его результатов; • что такое оригинальность исследования, самоцитирование и плагиат; • основы академической этики; • принципы подготовки и представления устных академических выступлений (устная защита и формулирование вопросов к выступающему), • основные виды исследовательских стратегий; • различные исследовательские методы и дизайны, их возможности и ограничения; • основные отличия количественных и качественных исследований;
  • Уметь: ¥ сформулировать исследовательскую проблему, исследовательские вопросы, формулировать цель и задачи исследования; ¥ пользоваться библиотечными ресурсами и базами данных; ¥ критически анализировать научные статьи; ¥ работать со вторичными данными; ¥ планировать работу над исследованием; ¥ выбирать, определять и использовать понятия для описания и решения исследовательской проблемы;
  • Иметь навыки: ¥ подготовки программы исследования на примере курсовой работы; ¥ оформления списка литературы; ¥ написания и редактирования научных текстов; ¥ презентации исследования перед аудиторией; ¥ структурирования информации для презентации; ¥ резюмирования, систематизации источников.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Оформляет текст и презентации в пакете Microsoft
  • Создает и организует базу данных в программе Excel
  • Проводит первичный анализ данных из базы, организует сводную таблицу
  • Умеет визуализировать данные из базы в виде графиков и иллюстраций
  • Пишет текст в академическом жанре
  • Пишет критический обзор литературы (обзор состояния проблемы)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые навыки работы в Microsoft для задач, связанных с подготовкой и обработкой данных
    Тема 1. Организация и форматирование текста в MS Word. Тема 2. Введение в MS Excel. Электронные таблицы как форма и средство обработки данных. Как подготовить данные. Базовые операции в работе с базами данных. Форматирование данных в базах данных. Как отфильтровать данные по разным основаниям. Подготовка базовых таблиц по данным. Тема 3. Функции в Excel. Математический смысл функций. Мастер функций в Excel. Примеры использования функций для решения различных задач. Тема 4. Описательные статистики. Что такое описательная статистика. Понятия генеральной и выборочной совокупностей, репрезентативность данных. Дескриптивный анализ данных. Как считать описательные статистики. Наиболее часто встречающиеся статистики: мода, медиана, дисперсия, стандартное отклонение, квартили. Темы 5. Визуализация. Основные типы графиков и их применимость для решения различных задач. Интерпретация данных графиков и ошибки интерпретации. Добавление данных в графики. Тема 6. Сводные таблицы. Создание сводных таблиц, значения в сводных таблицах. Создание сводных диаграмм. Основные операции для фильтрации данных. Тема 7. Макросы. Применение макросов. Основные принципы написания макросов, надстройки для анализа данных. Макрос для удаления пустых строк. Макрос для удаления строк по условию. Тема 8. Подготовка презентации в PowerPoint.
  • Академическое исследование и работа с научными текстами
    Тема 1. Принципы научного познания. Позитивистская и пост-позитивистская парадигмы. Дизайн исследования. Тема 2. Академический текст (академический стиль письма) как жанр. Слова–смягчители, неакадемический сленг, обобщающие конструкции. Тема 3. Культура академической работы: академическая этика, плагиат, парафраз. Тема 4. Работа с литературой. Источники библиотеки НИУ ВШЭ. Библиографические менеджеры. Модели обзора литературы: структурированный, хронологический обзор литературы. Карты академических источников. Уровни анализа литературы: пересказ, агрегирование блоков знания, конструирование исследовательского контекста. Стратегии поиска литературы. Тема 5. Структура научного аргумента: 3-частная модель аргумента.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Вклад в семинары
  • неблокирующий 10 домашних заданий
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Обзор литературы
    Обзор литературы: ● Обзор литературы делается на основе 20 академических источников не старее 10-летней давности. ● Максимальное количество русскоязычных источников: 7. ● Анализируются только научно-исследовательские публикации, в которых содержатся: результаты эмпирических исследований, обоснование новой теории, разработка методологии исследования. Учебники, журналистские тексты, описательные статьи (без собранных и проанализированных данных или без реконструкции и критического анализа теорий) не подходят. ● Обзор не является рефератом, а объединяет исследования в тематические блоки и анализирует результаты, идеи. ● Оформление списка литературы и сносок в соответствии с выбранным стандартом. ● В заголовке должна быть указать тема потенциального исследования. Тема исследования должна фокусироваться на конкретной проблематике и / или включать в себя переменные. Работа без темы ведёт к понижению оценки. Тема не должна быть слишком широкой. При этом сама тема отдельно не оценивается.
  • неблокирующий Групповой проект Блок 2
  • неблокирующий Домашка Блок 3
    После получения комментариев, домашнее задание может быть исправлено и включено в финальный обзор литературы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * 10 домашних заданий + 0.1 * Вклад в семинары + 0.2 * Групповой проект + 0.25 * Групповой проект Блок 2 + 0.075 * Домашка Блок 3 + 0.175 * Обзор литературы + 0.1 * Редактирование текста: академической стиль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Работа с электронными таблицами. Microsoft Office Excel 2003, Калугина О. Б., Люцарев В. С., 2009
  • Решение ряда задач средствами Excel и Access : учеб. пособие, Селиванов О. К., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов В. А., 2012