Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Политология)
Направление:
41.03.04. Политология
Кто читает:
Департамент политической науки
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Гайворонский Юрий Олегович,
Краснопольская Ирина Игоревна,
Медушевский Андрей Николаевич,
Черных Алла Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» является сквозной дисциплиной для бакалавров-политологов, которая проходит на протяжении 4 курсов: 1 курс (3 и 4 модуль), 2 курс (все 4 модуля), 3 курс (все 4 модуля), 4 курс (2 и 3 модуль). Целью освоения всей 4-годичной программы дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической.
Цель освоения дисциплины
- дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности
- познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы
- сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления
Планируемые результаты обучения
- Пишет аннотацию к собственному научному исследованию
- Умеет формулировать и представлять исследовательское предложение в рамках публичной защиты
- Способен репрезентировать исследовательский бэкграунд в рамках собеседования
- Формулирует исследовательский вопрос
- Умеет интерпретировать результаты исследования в контексте релевантной научной литературы.
- Объясняет результаты проверки гипотез в случае их опровержения или подтверждения
- Пишет критическую рецензию на академический текст
- Формулирует дальнейшие направления исследований
Содержание учебной дисциплины
- Блок 1. Тема 1. Структура научной статьи.Обоснование исследовательского вопроса. Концептуальная рамка исследования. Особенности структуры и изложения для теоретического и эмпирического исследования, отдельных научных направлений.
- Блок 1. Тема 2. Структура и задачи блока «дискуссия» в научной статье.Развитие критического мышления. Основные блоки и элементы блока «дискуссия»: значимость исследования; интерпретация результатов; применение; ограничения результатов; направления будущих исследований. Связь с введением работы и исследовательским вопросом.
- Блок 1. Тема 3. Интерпретация полученных результатов с учетом выбранной концептуальной рамки исследования.Объяснение результатов проверки гипотез в случае их опровержения и неопровержения. Описание новизны результатов. Что полученные результаты значат в контексте существующего теоретического и эмпирического знания, в т.ч. в международном контексте. Чем интересны результаты для читателя?
- Блок 1. Тема 4. Слабые места и ограничения работы.Ограничения в теории, методологии, эмпирической базе или анализе, в практическом применении результатов исследования.
- Блок 1. Тема 5. Направления дальнейших исследованийНаправления дальнейших исследований с учетом полученных результатов. Разработка практических рекомендаций для разных групп стейкхолдеров.
- Блок 2. Тема 1. Написание аннотацииНаписание аннотации академического исследования (статьи, выпускной квалификационной работы). Модели аннотаций и типовые способы изложения результатов. Типовые ошибки при написании аннотаций.
- Блок 2. Тема 2. Репрезентация исследовательского предложения.Структура и последовательность изложения пунктов research proposal. Составление презентации: возможности и ограничения. Отличие устной речи от письменной. Специфика процедуры защиты исследовательского предложения и результатов ВКР.
- Блок 2. Тема 3. Написание заявки в магистратуру.Написание заявки в магистратуру, основанной на проведенном исследовании. Отличие изложения результатов при поступлении в магистратуру от аннотации. Представление результатов и исследовательского бэкграунда на собеседовании.
Элементы контроля
- Явка
- Подготовка Research ProposalВ презентации студенту необходимо представить дизайн исследования, реализуемого в рамках ВКР. Презентация должна содержать следующие компоненты: постановка научной проблемы, исследовательский вопрос, предмет, цель и задачи, методы и данные, гипотезы (если это предполагает дизайн исследования), ожидаемые результаты. Устный доклад сопровождается презентацией в Power Point. Длительность выступления 10-15 минут.
- Работа на семинаре
- Блок «дискуссия»На основе своей КР прошлого года или на основе ВКР текущего года
- Рецензия
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Блок «дискуссия» + 0.35 * Подготовка Research Proposal + 0.2 * Работа на семинаре + 0.15 * Рецензия + 0.1 * Явка
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dunleavy, P. (2003). Authoring a PhD : How to Plan, Draft, Write and Finish a Doctoral Thesis or Dissertation. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=197539
- King, G., Keohane, R. O., & Verba, S. (1995). The Importance of Research Design in Political Science. American Political Science Review, (02), 475. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v89y1995i02p475.481.09
- Plows, V., & Briatte, F. (2011). [Book review] Patrick Dunleavy, Authoring a PhD. How to Plan, Draft, Write and Finish a Doctoral Thesis or Dissertation, 2007 ; [Compte-rendu] Patrick Dunleavy, Authoring a PhD. How to Plan, Draft, Write and Finish a Doctoral Thesis or Dissertation, 2007. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E4D86D06
Рекомендуемая дополнительная литература
- Young, J., McGrath, R., & Filiault, S. (2009). Review: Linda Dale Bloomberg & Marie F. Volpe (2008). Completing Your Qualitative Dissertation: A Roadmap From Beginning to End ; Reseña: Linda Dale Bloomberg & Marie F. Volpe (2008). Completing Your Qualitative Dissertation: A Roadmap From Beginning to End. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A60E3D7E