• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» является сквозной дисциплиной для бакалавров-политологов, которая проходит на протяжении 4 курсов: 1 курс (3 и 4 модуль), 2 курс (все 4 модуля), 3 курс (все 4 модуля), 4 курс (2 и 3 модуль). Целью освоения всей 4-годичной программы дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности
  • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы
  • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Пишет аннотацию к собственному научному исследованию
  • Умеет формулировать и представлять исследовательское предложение в рамках публичной защиты
  • Способен репрезентировать исследовательский бэкграунд в рамках собеседования
  • Формулирует исследовательский вопрос
  • Умеет интерпретировать результаты исследования в контексте релевантной научной литературы.
  • Объясняет результаты проверки гипотез в случае их опровержения или подтверждения
  • Пишет критическую рецензию на академический текст
  • Формулирует дальнейшие направления исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Тема 1. Структура научной статьи.
    Обоснование исследовательского вопроса. Концептуальная рамка исследования. Особенности структуры и изложения для теоретического и эмпирического исследования, отдельных научных направлений.
  • Блок 1. Тема 2. Структура и задачи блока «дискуссия» в научной статье.
    Развитие критического мышления. Основные блоки и элементы блока «дискуссия»: значимость исследования; интерпретация результатов; применение; ограничения результатов; направления будущих исследований. Связь с введением работы и исследовательским вопросом.
  • Блок 1. Тема 3. Интерпретация полученных результатов с учетом выбранной концептуальной рамки исследования.
    Объяснение результатов проверки гипотез в случае их опровержения и неопровержения. Описание новизны результатов. Что полученные результаты значат в контексте существующего теоретического и эмпирического знания, в т.ч. в международном контексте. Чем интересны результаты для читателя?
  • Блок 1. Тема 4. Слабые места и ограничения работы.
    Ограничения в теории, методологии, эмпирической базе или анализе, в практическом применении результатов исследования.
  • Блок 1. Тема 5. Направления дальнейших исследований
    Направления дальнейших исследований с учетом полученных результатов. Разработка практических рекомендаций для разных групп стейкхолдеров.
  • Блок 2. Тема 1. Написание аннотации
    Написание аннотации академического исследования (статьи, выпускной квалификационной работы). Модели аннотаций и типовые способы изложения результатов. Типовые ошибки при написании аннотаций.
  • Блок 2. Тема 2. Репрезентация исследовательского предложения.
    Структура и последовательность изложения пунктов research proposal. Составление презентации: возможности и ограничения. Отличие устной речи от письменной. Специфика процедуры защиты исследовательского предложения и результатов ВКР.
  • Блок 2. Тема 3. Написание заявки в магистратуру.
    Написание заявки в магистратуру, основанной на проведенном исследовании. Отличие изложения результатов при поступлении в магистратуру от аннотации. Представление результатов и исследовательского бэкграунда на собеседовании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Явка
  • неблокирующий Подготовка Research Proposal
    В презентации студенту необходимо представить дизайн исследования, реализуемого в рамках ВКР. Презентация должна содержать следующие компоненты: постановка научной проблемы, исследовательский вопрос, предмет, цель и задачи, методы и данные, гипотезы (если это предполагает дизайн исследования), ожидаемые результаты. Устный доклад сопровождается презентацией в Power Point. Длительность выступления 10-15 минут.
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Блок «дискуссия»
    На основе своей КР прошлого года или на основе ВКР текущего года
  • неблокирующий Рецензия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Блок «дискуссия» + 0.35 * Подготовка Research Proposal + 0.2 * Работа на семинаре + 0.15 * Рецензия + 0.1 * Явка
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dunleavy, P. (2003). Authoring a PhD : How to Plan, Draft, Write and Finish a Doctoral Thesis or Dissertation. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=197539
  • King, G., Keohane, R. O., & Verba, S. (1995). The Importance of Research Design in Political Science. American Political Science Review, (02), 475. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v89y1995i02p475.481.09
  • Plows, V., & Briatte, F. (2011). [Book review] Patrick Dunleavy, Authoring a PhD. How to Plan, Draft, Write and Finish a Doctoral Thesis or Dissertation, 2007 ; [Compte-rendu] Patrick Dunleavy, Authoring a PhD. How to Plan, Draft, Write and Finish a Doctoral Thesis or Dissertation, 2007. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E4D86D06

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Young, J., McGrath, R., & Filiault, S. (2009). Review: Linda Dale Bloomberg & Marie F. Volpe (2008). Completing Your Qualitative Dissertation: A Roadmap From Beginning to End ; Reseña: Linda Dale Bloomberg & Marie F. Volpe (2008). Completing Your Qualitative Dissertation: A Roadmap From Beginning to End. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A60E3D7E