• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» (3 курс) является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской и 2) академической.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научно-исследовательский семинар на 3 курсе призван: • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности и основных методологических подходах, доступных в рамках политической науки и смежных дисциплинарных областях;
  • познакомить с алгоритмами планирования и реализации политологического исследования, а также оформления и представления его результатов (на более высоком уровне, когда требования, предъявляемые к работе, приближаются к академическим стандартам написания, защиты и публикации исследовательского проекта);
  • расширить исследовательский кругозор, предоставить междисциплинарную поддержку исследованиям, проводимым студентами.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знает и понимает концепцию исторического нарратива при использовании в рамках исследовательского проекта
  • знает и понимает концепцию контекстуального анализа в рамках социо-политических исследований
  • знает и разбирается в многочисленных видах институционализмов
  • знает основные методологические подходы (в рамках качественных методов) для использования в социо- политических исследованиях
  • знает, как и каким образом выбрать широкую методологическую рамку.
  • умеет представлять результаты курсового исследовательского проекта в рамках защиты
  • умеет сформулировать основные элементы исследовательского дизайна
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Tradeoffs in Research Design: позиционирование своего исследования в более широком контексте
    Повторение основных онтологических дихотомий в рамках политической науки. Каким образом верно выстроить анализ макро-, мезо- и микро- уровня в рамках одного исследовательского проекта? Что действительно определяет выбор методологической рамки: 2 инструментарий или определенные базовые допущения также являются неотъемлемой частью выбора методологии? Объем в часах: семинары – 6 часов, самостоятельная работа – 8 часов Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю: знает, как и каким образом выбрать широкую методологическую рамку. Формы контроля: тест/практикум
  • Тема 2. Качественные методы в политических исследованиях: обзор основных методологических подходов для использования в социо-политических исследованиях
    Объем в часах: семинары – 6 часов, самостоятельная работа – 8 часов Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю: знает основные методологические подходы (в рамках качественных методов) для использования в социо- политических исследованиях Формы контроля: тест/практикум
  • Тема 3. Институционализм как методологическая рамка: разнообразие видов и перспективы применимости в современных исследованиях
    Зачем необходимы институты в качестве аналитической и методологической единицы? Исторический институционализм и роль идей в социальных и политических процессах. Его отличие от конструктивистского институционализма. Социологический институционализм: концепция фирмы и организационная среда. Институционализм рационального выбора: между акторами и институтами. Объем в часах: семинары – 4 часа, самостоятельная работа – 8 часов Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю: знает и разбирается в многочисленных видах институционализмов Формы контроля: тест/практикум
  • Тема 4. Изучение исторических нарративов и исторического наследия в политической науке
    Одно из самых распространенных объяснений, если предмет исследования касается долгосрочных эффектов, заключается во влиянии исторического наследия на современные процессы. Однако вопрос о том, каким образом оценивать и тестировать верность такого рода объяснений остается открытым. Данная тема посвящена тому, каким образом оценивать фактор исторического наследия в собственном исследовании. 3 Объем в часах: семинары – 2 часа, самостоятельная работа – 6 часов Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю: знает и понимает концепцию исторического нарратива при использовании в рамках исследовательского проекта Формы контроля: тест/практикум
  • Тема 5. Что такое контекстуальный анализ и зачем он нужен в исследованиях?
    Практически все социально-политические исследования тем или иным образом включают в себя контекстуальный анализ. Это касается практически любого исследовательского дизайна. Каким образом необходимо включать контекстуальный анализ с собственное исследование? Какие категории подвергаются контекстуальному анализу и зачем? Объем в часах: семинары – 2 часа, самостоятельная работа – 6 часов Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю: знает и понимает концепцию контекстуального анализа в рамках социо-политических исследований Формы контроля: групповая презентация
  • Тема 6. Подготовка программы исследования. Принципы работы с Research Proposal. Формулирование основных элементов исследовательскогно дизайна.
    Для чего нужна программа исследования? Программа исследования как документ «для себя» (research design) и «для других» (research proposal, grant proposal). Особенности построения полевого исследовательского проекта. Кабинетный этап исследования: что это такое и зачем он нужен? Основные элементы программы исследования. Постановка проблемы: ее определение и обоснование ее актуальности и научной релевантности. Специальные вопросы, нуждающиеся в освещении в программе исследования: интерпретация ключевых понятий, обоснование предметных границ исследования и его хронологических рамок, характеристика источников эмпирических данных и принципов их отбора. Обоснование выборки. Виды выборок: случайные и неслучайные выборки. Определение теоретического и эмпирического объектов исследования. Объем в часах: семинары – 4 часа, самостоятельная работа – 20 часов Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю: умеет сформулировать основные элементы исследовательского дизайна Формы контроля: практикум (работа над формулировками элементов исследовательского дизайна, peer-review)
  • Тема 7. Презентация предварительных результатов исследовательского проекта (курсовой работы третьего года)
    Объем в часах: семинары – 12 часов, самостоятельная работа – 24 часа Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю: умеет представлять результаты курсового исследовательского проекта в рамках защиты Формы контроля: индивидуальная презентация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Работа студентов на семинарских занятиях (неблокирующий)
  • Подготовка индивидуальной презентации по курсовой работе третьего года (неблокирующий)
  • Reaction Paper (неблокирующий)
  • Мини-тесты и практикумы (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Reaction Paper + 0.2 * Мини-тесты и практикумы + 0.3 * Подготовка индивидуальной презентации по курсовой работе третьего года + 0.3 * Работа студентов на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Anholt, R.R.H. Dazzle 'Em With Style: The Art of Oral Scientific Presentation / Robert R.H.Anholt. - 2nd edition. - Elsevier Academic Press, 2006 – 171 p. – ISBN 9780123694522. - Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт]. – URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/reader.action?docID=270284&query=Dazzle%2B%2527Em%2BWith%2BStyle%253A%2BThe%2BArt%2Bof%2BOral%2BScientific%2BPresentation
  • A tale of two cultures : qualitative and quantitative research in the social sciences, Goertz G., Mahoney J., ISBN: 978-0-691-14971-4, 2012
  • Advances in comparative-historical analysis, Mahoney J., Thelen K., ISBN: 978-1-10-752563-4, 2016
  • Anholt, R.R.H. Dazzle 'Em With Style: The Art of Oral Scientific Presentation / Robert R.H.Anholt. - 2nd edition. - Elsevier Academic Press, 2006 – 171 p. – ISBN 9780123694522. - Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт]. – URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/reader.action?docID=270284&query=Dazzle%2B%2527Em%2BWith%2BStyle%253A%2BThe%2BArt%2Bof%2BOral%2BScientific%2BPresentation
  • Bryman, A., & Burgess, R. G. (1994). Analyzing Qualitative Data. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72371
  • Comparative historical analysis in the social sciences, Mahoney J., Rueschemeyer D., ISBN: 0-521-01645-2, 2003
  • Contextual analysis, Iversen G. R., ISBN: 0-8039-4272-9, 1991
  • Fundamentals of Qualitative Research
  • Hall, P., & Taylor, R. (1996). Political Science and the Three New Institutionalisms. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45428ED0
  • Handbook of research design and social measurement, Miller D. C., Salkind N. J., ISBN: 0-7619-2045-5, 2002
  • Institutional theory in political science : the 'new institutionalism', Peters B. G., ISBN: 0-8264-7304-0, 2005
  • Oxford Handbook of Qualitative Research : Oxford Handbook of Qualitative Research, edited by Patricia Leavy, Oxford University Press, Incorporated, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1657789.
  • Principles of methodology : research design in social science, Perri 6, Bellamy C., ISBN: 978-0-85702-473-2, 2012
  • Qualitative Interviewing
  • Research design : creating robust approaches for the social sciences, Gorard S., ISBN: 978-1-446-24902-4, 2013
  • Research design : qualitative, quantitative and mixed methods approaches, Creswell J. W., ISBN: 978-1-412-96557-6, 2009
  • Research design : qualitative, quantitative, and mixed methods approaches, Creswell J. W., ISBN: 978-1-452-27461-4, 2014
  • Social science concepts : a user's guide, Goertz G., ISBN: 978-0-691-12411-7, 2006
  • Structuring politics : historical institutionalism in comparative analysis, Steinmo S., Thelen K., Longstreth F., ISBN: 0-521-42830-0, 1998
  • The new institutionalism in sociology, Brinton M. C., Nee V., ISBN: 0-8047-4276-6, 2001
  • The new institutionalism in sociology, Brinton M. C., Nee V., ISBN: 0-87154-139-4, 1998
  • The Oxford handbook of historical institutionalism, Fioretos, O., Falleti, T. G., Sheingate, A., ISBN: 9780199662814, 2016
  • Understanding and applying research design, Abbott M. L., McKinney J., ISBN: 978-1-11-809648-2, 2013
  • Wahyuni, D. (2012). The Research Design Maze: Understanding Paradigms, Cases, Methods and Methodologies. Journal of Applied Management Accounting Research, 10(1), 69–80. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=76405928
  • Ways of knowing : competing methodologies in social and political research, Moses J. W., Knutsen T. L., ISBN: 978-0-230-36068-6, 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hegde, D. S. (2015). Essays on Research Methodology. New Delhi: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1001250