• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс можно условно поделить на 4 части (блока). Первая часть посвящена формированию компетенций в области теорий и направлений социально-политического исследования, постановке собственного исследования в актуальный научный контекст. Вторая часть посвящена обучению основам формулирования и разработки исследовательского дизайна (как теоретического, так и прикладного характера). Третья часть знакомит студентов с применением конкретных методологических направлений и методов исследования на примере качественных методов исследования. Четвёртая часть посвящена непосредственной работе с курсовым исследовательским проектом. В 4 блоке студенты применяют знания, полученные в ходе трёх блоков, к своим собственным курсовым работам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» (2 курс) является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. Научно-исследовательский семинар призван: • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности; • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы; • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет описать тип научного исследования в академических терминах
  • Умеет вычленить в прочитанном исследовании цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория, результат
  • Умеет сформулировать цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория по своему исследовательскому полю
  • Умеет написать обзор состояния проблемы (обзор литературы)
  • Умеет написать введение курсовой работы как research proposal
  • Умеет провести полный цикл качественного исследование по одному из методов
  • Умеет устно представить результат своего исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука как особый вид человеческой деятельности
    1.1. Понятие науки. Нормальная наука 1.2. Паранаука и псевдонаука 1.3. Особенности социальных наук 1.4. Основные задачи научных исследований
  • Тема 2. Особенности развития науки и научного знания
    2.1. Структура научных революций Т. Куна 2.2. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос) 2.3. Социология науки Р. Мертона
  • Тема 3. Научное знание как результат научной деятельности
    3.1. Понятие и функции научного знания 3.2. Критерии истинности научного знания. Обоснованность научного знания 3.3. Формы научного знания 3.4. Накопление научных знаний 3.5. Знания о политике: как получить и где применить?
  • Тема 4. Научные исследования
    4.1. Понятие научного и аналитического исследования 4.2. Принципы научных исследований 4.3. Виды научных исследований 4.3. Результаты научных исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный разбор статьи 1
  • неблокирующий Устный разбор статьи 2
  • неблокирующий Рецензия на обзор литературы однокурсника
  • неблокирующий Обзор литературы для своей курсовой работы
  • неблокирующий Устная презентация статьи
  • неблокирующий Домашняя работа - Введение к курсовой работе
  • неблокирующий Презентация исследовательского проекта
  • неблокирующий Предзащита курсовой работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Домашняя работа - Введение к курсовой работе + 0.125 * Обзор литературы для своей курсовой работы + 0.25 * Предзащита курсовой работы + 0.1 * Презентация исследовательского проекта + 0.075 * Рецензия на обзор литературы однокурсника + 0.05 * Устная презентация статьи + 0.175 * Устный разбор статьи 1 + 0.075 * Устный разбор статьи 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • King, G. (DE-588)135604311, (DE-576)166299405. (1994). Designing social inquiry : scientific inference in qualitative research / Gary King; Robert O. Keohane; Sidney Verba. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.039730549
  • Kothari, C. R. (2004). Research Methodology : Methods & Techniques (Vol. 2nd rev. ed). New Delhi: New Age International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=277465

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hegde, D. S. (2015). Essays on Research Methodology. New Delhi: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1001250
  • Стратегия социологического исследования : Описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов В. А., Семенова В. В., 2000