• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Носачев Павел Георгиевич, Степанов Борис Евгеньевич, Талавер Александра Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Научно—исследовательский семинар 1-го курса призван содействовать формированию у студентов элементарных навыков чтения академических текстов и написания квалификационных работ, создания и публичного представления исследовательских проектов. В рамках студенты не только осваивают приемы написания реферата и совершенствуют умение создавать презентации и выступать публично, но и получают возможность попробовать свои силы в создании собственного исследовательского проекта. Итогом работы курса является подготовка и проведение силами студентов полноценной научной конференции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов навыков чтения, понимания и написания академических текстов, освоения ими принципов и приемов производства и представления знания, форм и средств научной коммуникации в области гуманитарных наук.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать об основных особенностях науки как специфической формы социальной активности и научном тексте как специфическом интеллектуальном продукте.
  • Знать о структуре корпуса научных текстов и освоить навыки создания текстов разных жанров.
  • Знать об основных принципах научного письма и правилах создания научных текстов
  • Уметь создавать научные тексты, основываясь на базовых принципах научного письма.
  • Владеть навыками академического письма, необходимыми для создания научного текста - от формулировки темы и информационного поиска до выстраивания аргументации, и стилистического редактирования.
  • Знать основы редактирования академического текста.
  • Уметь использовать знания об основах риторического искусства и современных презентационных технологий для подготовки выступлений и создания визуальных презентаций.
  • Владеть навыками подготовки выступлений, и создания визуальных презентаций форматах представления научного текста и принципах подготовки соответствующих презентаций.
  • Владеть навыками участия в дебатах, прениях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Чтение и письмо в академической работе. Письмо как результат/способ чтения.
    Чтение и письмо в современном гуманитарном знании. Академический текст: информационная ценность и культурное содержание. Диалогизм текста, чтение как диалог. Рождение собственного текста на полях чужого. Принципы активного чтения. Техника чтения и конспектирования. Элементы конспектов и их типы. Технология создания конспектов. Оптика академического чтения: научный текст и самоопределение ученого. Модель «дисциплинарной матрицы исторической науки» в работах Т.Куна и Й.Рюзена. Научный текст как пространство самоопределения ученого. Параметры анализа самоопределения исследователя: 1) способ определения проблемы, базовые термины; 2) аксиомы исследования и способы аргументации; 3) критерии адекватности производимого знания; 4) композиция текста и коммуникативная стратегия.
  • Основные и вспомогательные жанры академических текстов. Инфраструктура академического письма: чтение, конспектирование, реферирование, рецензирование, аннотирование.
    Основные жанры академических текстов: монография, статья, диссертация, научный отчёт. Вспомогательные жанры научных текстов: конспект, реферат, аннотация, рецензия, комментарий. Место вспомогательных жанров в индустрии научных текстов. Вспомогательные жанры и элементарные операции по созданию научного текста. Диалогическая природа конспектирования. Задачи реферата: компактное изложение и присвоение «чужого слова». Элементы реферата: цитата, пересказ, комментарий. Стратегии организации содержания текста в реферате. Принципы цитирования. Комментарий в научном тексте. Комментарий как жанр в истории культуры: традиция и современность. Комментарии и примечания в научном тексте. Аннотация в современной научной коммуникации. Принципы написания аннотаций. Типы аннотаций. Рецензия как жанр научного текста. Функции рецензии в научной коммуникации. Рецензия как результат прочтения научного текста: принципы оценки академической продукции. Типы рецензий. Введение как тип научного текста: проблема контекстуализации.
  • Научно-справочный аппарат научного текста.
    Оформление библиографического списка. Научно-справочный аппарат научного текста. Библиографический список в структуре научного текста. Библиографическое описание и его основные элементы. Типы оформления библиографических ссылок. Стандарты библиографического описания в западном академическом мире. Российские ГОСТы. Стандарт библиографического описания отделения культурологи НИУ ВШЭ.
  • Организация научной информации и навыки информационного поиска.
    Типы информационных хранилищ: архив, библиотека, электронные ресурсы. Значение работы в библиотеке: оценка и отбор источников и литературы. Выработка системы ограничений при отборе литературы. Виды библиотек. Типы залов и особенности работы в них. Типы каталогов. Стратегии библиографического поиска. Значение архивной работы. Структура российских архивов и их устройство. Специфика архивного поиска. Изменения в характере научной деятельности гуманитария с появлением Интернет. Стратегия формирования корпуса литературы в работе исследователя. Поиск литературы в библиотечном каталоге и в Интернете, использование «ключевых слов». Экспертиза научной литературы и ее зависимость от ситуации с исследовательским проектом. Литература и источники в гуманитарном исследовании. Структура корпуса литературы: научная классика и передний край науки.
  • Редактирование академического текста.
    Уровни редактирования: логика, стилистика, грамматика. Выявление плана исследования / иерархии собственной аргументации. Исправление «лейтмотива аргументации»: коррекция логики, определение и уточнение интонации и стилистики гуманитарного текста, написание введений и заключений. Инкорпорирование «чужого взгляда» и субъективность исследователя в научном тексте.
  • Введение в предмет. Экскурс в историю риторики.
    Понятие презентации. Отличие презентации от лекции, доклада, речи. Эволюция «презентации». Презентация и общение. Презентация и этикет. Из чего строится презентация: риторические приемы, взаимодействие с аудиторией, аудиовизуальный ряд. Риторика в античной Греции: софисты и Платон; Аристотель и его учение о слове; Римская риторика: Цицерон. Семь свободных искусств: строение тривиума и квадривиума в системе античного и средневекового образования. Возникновение гомилетики и герменевтики. Развитие риторического учения в России в древний период и особенности развития русской школы.
  • Речь: формы и стили.
    Формы речи. История диалога. Структура диалога. Теория аргументации. Логическая и квазилогическая аргументация; предмет и особенности риторической аргументации. Правила конструктивного диалога. Виды монологической речи. Принципы создания различных видов монологической речи. Основные этапы подготовки речи. Теория композиционного построения выступления.
  • Искусство памяти: история и современность.
    Мнемоника в Древнем Риме. Теория места-образа. Искусство памяти в Средние века. Правила Фомы Аквинского. Средневековая образность и мнемотехники. Искусство памяти в эпоху возрождения: театр памяти Джулио Камилло. Современные техники запоминания: метод ассоциаций; метод мест, метод ОВОД. Основные особенности выступления с письменной и устной речами.
  • Элокуция—средства для создания красивой и образной речи.
    Тактики речевого взаимодействия. Особенности словоупотребления. Синонимия. Полисемия. Омонимия. Паронимия. Тропы. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Гипербола и литота. Антономазия. Ирония. Металепсис. Катахрезис. Понятие фигуры речи, значение фигур. Эллипсис. Бессоюзие. Плеоназм. Многосоюзие. Синонимия. Экзергазия. Усугубление Строение фразы. Фигуры речи. Эмоциональность речи. Основные правила публичного выступления. Требования к оратору.
  • Взаимодействие с аудиторией: теория и практика
    Формы взаимодействия с аудиторией. Типология собеседников. Особенности выступления перед негативно настроенной аудиторией. Типы вопросов. Основные принципы ответа на вопросы. Уловки и приемы аргументации: лояльные и нелояльные. Демагогия как оружие нечестного оратора.
  • Метасообщение: теория и практика.
    Краткая история НЛП. Структура техники воздействия: шаблон неопределенности; раппорт; единая структура воздействия; депотенциализация; прерывание паттерна; интервенция; латентный период. «Энергетика» сообщения. Жестикуляция и алфавит жестов. Лишние и необходимые жесты. Поза оратора и перемещения по аудитории. Четыре межсубъектные зоны. Техника речи. Основы парной работы.
  • Визуальные средства от архаики к современности.
    Типы визуальных средств: поясняющие, подтверждающие, воздействующие. Плакаты, схемы, рисунки, слайдпроекторы, оверхеды и флип-чарты.
  • Искусство визуальной презентации.
    Что раздражает людей в плохих мультимедийных презентациях? Типология слайдов мультимедийной презентации. Принципы создания хорошей мультимедийной презентации.
  • Технические средства для презентации.
    Hardware. Проекторы: типы, принципы работы, достоинства и недостатки. LCD панели: принципы работы, достоинства и недостатки. Плазменные панели: принципы работы, достоинства и недостатки. Интерактивные доски: принципы работы, достоинства и недостатки. Зачем нужен презентер? Разъемы источников сигнала и типы передачи аудиовизуальных данных.
  • Курс презентации с помощью MS Power Point.
    Креативный потенциал программы. Панели инструментов. Шаблоны. Форматы сохранения и хранение данных. Режим просмотра презентаций. Создание слайдов: тексты, списки, титулы, слайды с рисунками. Работа с графикой. Организация слайдшоу. Анимация. Гиперссылки. Звук и видео. Диаграммы и формулы. Импорт-экспорт. Презентация без автора.
  • Альтернативные редакторы: Proshow, Wink и др.
    Почему Power Point может оказаться мало: плюсы и минусы редактора. Основы работы с самыми известными программами: Proshow, Wink, Quick slide show, Camtasia studio, AmFX, Motion studio. Сравнение креативных характеристик: качество, надежность, красота, работа с аудио и видео, форматы документов, варианты вывода и сохранения информации.
  • Выбор темы. Тема и проблема.
    Тема как соотношение темы, источников и проблемы). Различие темы и проблемы/вопроса, темы и предмета. Стратегии формулировки темы: соотношение проблемы, объекта и источника. Перформативность в определении темы. Состав темы: заглавие, постановка проблемы, источники, методология, структура. Резоны для выбора темы. Специфика тем в различных дисциплинах. Проблема источника в истории гуманитарного знания. Определение источника: различие между «источником» и предметом исследования, «материалом», «данными».
  • Планирование научного проекта.
    Научные и культурные проекты. Обоснование научного проекта в квалификационных работах, научных монографиях, заявках на грант. Элементы введения к квалификационной работе. Структура заявки на грант. Рекомендации по написанию успешной заявки.
  • Подготовка к написанию заявки и выступлению на конференции.
    Конференции как форма академической работы. Типы конференций и выбор конференций для участия. Тезисы как жанр академического текста. Связь темы доклада с темой конференции, намерения докладчика, потенциальный интерес аудитории. Приемы компактного изложения.
  • Принципы организации и проведения научной конференции.
    Типы конференций и выбор конференций для участия. Формы участия в конференции. Функции организатора секции модератора, дискуссанта. Приемы организации успешной дискуссии.
  • Институт науки и профессиональный этос ученого. Единство научных норм и многообразие научных культур.
    Наука как тип знания и как социальный институт. Этос ученого в интерпретации М.Вебера и Р.Мертона. Ученый как социальная роль и жизненная стратегия. Гуманитарий и общество: типы признания и возможности самореализации. Формальные и неформальные аспекты академической карьеры. Повседневное конструирование и воспроизводство себя-как-ученого и научного сообщества: практика networking. Формы научной коммуникации: публикации, семинары, конференции. Междисциплинарность в современном гуманитарном знании и культурные исследования. Субъективность исследователя: самоопределение и ответственность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Информационная речь
  • неблокирующий Импровизационная речь
  • неблокирующий Убеждающая речь
  • неблокирующий Парное выступление с информационной речью
  • неблокирующий Презентация на свободную тему
  • неблокирующий Презентация по курсовой работе
  • неблокирующий Домашняя презентация
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Контрольная работа по составлению библиографии
  • неблокирующий Формулировка тезисов научного доклада
  • неблокирующий Выступление на игровой научной конференции
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится устно, в форме проставления оценок, полученных в рамках других форм текущого контроля. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/ru-ru/meetings.html). К экзамену необходимо подключиться за 3 минутs до начала. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено отвлекаться на посторонние вещи.(перечислить действия). Во время экзамена студентам разрешено: (перечислить действия). Процедура пересдачи предусматривает выполнение нескольких заданий, инфлормация о уоторых должна быть предварительно получена студентом..
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.21 * Активность на семинаре + 0.1 * Активность на семинаре + 0.1 * Выступление на игровой научной конференции + 0.015 * Домашняя презентация + 0.045 * Импровизационная речь + 0.045 * Информационная речь + 0.09 * Контрольная работа + 0.1 * Контрольная работа по составлению библиографии + 0.045 * Парное выступление с информационной речью + 0.045 * Презентация на свободную тему + 0.06 * Презентация по курсовой работе + 0.045 * Убеждающая речь + 0.1 * Формулировка тезисов научного доклада
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введенская, Л.А. Деловая риторика : учебное пособие / Введенская Л.А., Павлова Л.Г. — Москва : КноРус, 2012. — 416 с. — (для бакалавров). — ISBN 978-5-406-02177-4. — URL: https://book.ru/book/907468 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.