• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Бодрова Алина Сергеевна, Велижев Михаил Брониславович
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар для магистрантов 2-го года обучения преследует цели развить, углубить и совершенствовать навыки самостоятельной исследовательской работы, способствовать подготовке выпускной квалификационной работы, интенсифицировать методологическую рефлексию и знакомство с новейшими направлениями современной гуманитарной науки. В рамках научно-исследовательского семинара проводится обсуждение значимых современных работ в разных областях гуманитаристики, оттачивается методика сбора материала для исследования, его компоновки и осмысления. В рамках научно-исследовательского семинара студенты представляют различные этапы работы над своими ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие у магистрантов навыков самостоятельной исследовательской работы, эвристики, научного поиска;
  • развитие практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований;
  • формирование у магистрантов навыков библиографической работы;
  • обучение основным приемам историко-литературного анализа художественных текстов и различным классическим и современным литературоведческим подходам;
  • развитие навыков академического письма, подготовка текста выпускной квалификационной работы магистра.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет различными подходами к анализу текстов и культурных явлений, умеет обосновывать выбор метода самостоятельного исследования
  • Знает основные типы академического письма; владеет навыками структурирования и редактирования научного текста
  • Знает круг библиографических источников по истории русской литературы и культуры XVIII – XX вв., в том числе электронные базы данных, владеет навыками библиографического поиска
  • Умеет ставить проблему, цели и задачи работы, обосновывать применение тех или иных методов и подходов гуманитарных наук к избранному материалу
  • Владеет навыками реферирования и рецензирования, умеет анализировать различные научные подходы к одной и той же проблематике
  • Владеет навыками публичной презентации собственного исследования и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология научного исследования: выбор и обоснование методов и подходов, метод и материал.
    Обсуждение данной темы призвано актуализировать для студентов релевантные научные подходы в филологических исследованиях, проблематизировать выбор методологии применительно к индивидуальной исследовательской теме, уточнить концептуальный и терминологический аппарат, который магистранты будут использовать в своих выпускных квалификационных работах.
  • Основные филологические научные центры и филологические издания
    Типы научных публикаций (статья, монография, рецензия) и их специфика. Квалификационная работа и научная статья: проблемы метода, композиции, научного языка.
  • Составление библиографии по теме научной работы (ВКР)
    В рамках данного раздела студенты составляют библиографию для ВКР. Обсуждаются основные база данных (РНБ, РГБ, ИНИОН, ГПИБ, JSTOR), а также интернет-библиотеки. Оттачиваются методы поисковой эвристики.
  • Обоснование темы выпускной квалификационной работы
    Подготовка текста обоснования темы ВКР. Обсуждение элементов обоснования: тема, проблема, материал исследования, методы и подходы, история изучения, степень разработанности проблемы, постановка целей и задач исследования. Обсуждение подготовленных обоснований с целью их корректировки.
  • Реферирование научной литературы по теме выпускной квалификационной работы
    Студенты составляют письменный реферат по основным научным трудам, посвященным теме курсовой работы. Результаты реферата студенты предоставляют в письменном виде и одновременно презентуют на занятиях в качестве небольшого сообщения. Обсуждение устного реферата позволяет студентам осознать единое методологическое пространство филологии и лучше понять плюсы и минусы выбранных исследовательских подходов.
  • Выступление с докладом по выпускной квалификационной работе
    Студенты выступают с докладами по ВКР. Задача докладов – обосновать выбор методологии и объем привлекаемого материала с учетом изученной научной литературы. В докладе магистр обязан внятно сформулировать проблему исследования, а также способы ее научного решения в выбранной методологической рамке. Дискуссия после докладов позволяет уточнить методологический аппарат и иногда скорректировать способы решения поставленной проблемы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Обоснование темы ВКР (4000-7 000 зн.). Письменная работа. 2 модуль
  • неблокирующий Глава ВКР или обзор литературы по теме ВКР (10000-15000 зн.). Письменная работа
  • неблокирующий Доклад/презентация результатов исследования по теме ВКР. Выступление на семинаре (онлайн)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Глава ВКР или обзор литературы по теме ВКР (10000-15000 зн.). Письменная работа + 0.4 * Доклад/презентация результатов исследования по теме ВКР. Выступление на семинаре (онлайн) + 0.3 * Обоснование темы ВКР (4000-7 000 зн.). Письменная работа. 2 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dinega, A. W. (2012). Taboo Pushkin : Topics, Texts, Interpretations. Madison: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=494880
  • V. Boykov N., V. Zakharov E., I. Pilshchikov A., T. Sysoev M., В. Бойков Н., В. Захаров Е., … Сысоев М. (2019). Thesaurus as a Poetological Tool ; Тезаурус как инструмент поэтологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6CFD44DF
  • ОРЕХОВ Б.В., & ШАУЛОВ С.С. (2014). Архив Р. Г. Назирова Как Система И Модель Мировой Культуры. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.91248FC6