Магистратура
2019/2020
Когнитивная социология морали: теории и методы исследований
Статус:
Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Быков Андрей Вячеславович
Прогр. обучения:
Комплексный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса рассматриваются различные теории развития моральной способности и морального познания, а также эмпирические исследования механизмов производства моральных суждений и нормативных оценок действий, акторов и ситуаций (оценок моральной недопустимости или желательности, виновности, ответственности и др.). Особое внимание уделяется исследованиям социальной и культурной изменчивости моральных представлений, а также обсуждению вопроса о месте социологии в современных междисциплинарных исследованиях разнообразных проявлений человеческой морали.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Когнитивная социология морали: теории и методы исследований» является знакомство студентов с основными проблемами и исследовательскими подходами в области современной междисциплинарной когнитивной науки о морали, а также с экспериментальными методами изучения различных нормативных социальных представлений.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные подходы к исследованию моральной способности человека в современных социальных и поведенческих науках; умеет рассматривать научное изучение морали в междисциплинарной исследовательской перспективе
- Знает основные теории морального познания и принятия моральных решений, а также производства нормативных оценок социальных действий и социальных акторов
- Знает особенности применения экспериментальной методологии к изучению нормативных социальных представлений;
- Знает особенности современных экспериментальных исследований социальной и культурной вариативности моральных представлений
- Владеет навыками анализа и критики различных подходов к изучению моральных представлений в социальных и поведенческих науках
Содержание учебной дисциплины
- Введение в когнитивную социологию моралиМораль: возможные определения понятия. Способы научного изучения морали. Когнитивный подход к изучению моральных суждений и нормативных оценок. Основные традиции и области изучения моральной способности людей. Семинар по теме 1 Что такое мораль? Ограничивается ли понятие морали областью изучения нормативных суждений? Каким образом можно изучать моральные и нормативные представления людей?
- Моральные суждения и моральные дилеммы: экспериментальный подходМоральные дилеммы как метод изучения механизмов производства моральных суждений. Способы экспериментального изучения нормативных представлений. Применение метода виньеток в изучении нормативных суждений. Семинар по теме 3 Что такое моральные дилеммы? Каковы достоинства и недостатки использования моральных дилемм в изучении моральных суждений? Каковы достоинства и недостатки использования виньеток в качестве стимульного материала в экспериментальных исследованиях нормативных представлений? Какова связь моральных суждений с моральным по-ведением?
- Мораль и разум: рационалистские подходы к изучению моральной способностиОсновные теории процесса производства моральных оценок. Социально-интуитивистский подход к изучению моральных суждений (Дж. Хайдт). Теория двойного процесса (Дж. Грин). Рационалистский подход к развитию моральной способности чело-века (Л. Колберг). Эволюционная перспектива изучения моральных суждений (М. Хаузер). Семинар по теме 2 Являются ли моральные суждения производными от размышления, интуиции или эмоциональной реакции? Каким образом можно описать процесс принятия морального решения? Как можно научно объяснить склонность людей к вынесению тех или иных моральных оценок?
- Социальные и культурные вариации морального познания: проблемы и перспективы исследованийСоциальные и культурные вариации морального познания. Теория моральных оснований (Дж. Хайд, Дж. Грэм) и теория регуляции отношений (Т. Рай, А. Фиск). Сравнительные экспериментальные исследования моральных представлений. Семинар по теме 4 Почему представители разных культур и люди разных идеологических убеждений выносят различные моральные суждения? Какие научные объяснения можно предложить этому факту? Каковы достоинства и недостатки сравнительных исследований морального познания и морального развития? Каким образом подобные исследования могут обогатить социологию морали?
- Социологическая теория и когнитивная наука о морали: перспективы интеграцииКогнитивный подход в социальных науках. Проблема соотношения социологии морали и междисциплинарной «когнитивной науки». Когнитивная теория аксиологических чувств Р. Будона. Проект нейросоциологии (Д. Фрэнкс, С. Тернер). Перспективы когнитивной социологии морали. Семинар по теме 5 Какое значение имеют исследования морали в рамках когнитивной науки для социологии? Возможна ли концептуальная и методологическая интеграция социологии морали с когнитивной наукой? Что экспериментальные исследования моральных представлений могут дать социологической теории?
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.5 * Активность на семинарских занятиях + 0.5 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Социология, Гидденс, Э., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hitlin, S., & Vaisey, S. (2010). Handbook of the Sociology of Morality. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=373784