Бакалавриат
2019/2020
Разработка сценария сериала
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Куропятников Филипп Станиславович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Разработка сценария сериала» представляет собой обучающий курс из теоретических и практических занятий, нацеленных на развитие у студентов навыков сценарного мастерства. Программа дисциплины рассчитана на студентов, уже имеющих представление об основах драматургии, и является специализированным курсом, предполагающим написание сценарной разработки (логлайн, синопсис, посерийный план, пилотная серия) в рамках обучения.
Цель освоения дисциплины
- Развитие у студентов практических навыков написания логлайна, заявки, синопсиса, библии персонажей, посерийного плана, поэпизодного плана и сценария пилотной серии сериала.
Планируемые результаты обучения
- Называет характерные особенности горизонтальных и вертикальных сериалов.
- Объясняет разницу жанров.
- Определяет тему курсовой сценарной разработки, сеттинг, жанровые референсы, оформляет в логлайн, формулирует слоган, тэг-лайн.
- Определяет событийный каркас истории.
- Развивает логлайн в заявку.
- Преобразует текст заявки в расширенный синопсис истории путем детализации событийного ряда.
- Представляет сцену сериала в актах, эпизод сериала в актах, структуру сериала в актах.
- Формирует систему персонажей.
- Пишет арку развития главного и второстепенных героев, составляет дримкаст.
- Разрабатывает синопсическое описание внешних ключевых событий сериала (кейсовое наполнение).
- Разрабатывает синопсическое описание линий развития персонажей и систему их взаимоотношений (горизонталь).
- Составляет событийный ряд и пишет либретто пилотной серии сериала.
- Пишет диалоги к пилотной серии сериала.
- Оформляет сценарий в специализированных программах.
- Знает основы авторского права.
Содержание учебной дисциплины
- Жанр и формат сериала.Жанровые и форматные особенности российского телевидения. Горизонтальные и вертикальные сериалы: специфика формата. Жанры сериалов: драма и комедия. Кросс-жанры и кросс-форматы. Жанровые референсы как залог успешности истории.
- От идеи к логлайну.Поиск и формулировка темы истории и авторского высказывания. Поиск героя и проблематики. Определение сеттинга: значение времени и места событий для сюжета. Особенности написания логлайна, тэглайна и слогана.
- Разработка заявки.Заявка как ключевой элемент презентационного пакета. Требования к содержанию заявки. Инструкция к написанию заявки. Примеры успешной и плохой заявок.
- Разработка синопсиса.Архетипы сюжета. Структура и ключевые составляющие синопсиса. Аутлайн, степ-аутлайн, список карт, бит-щит и тритмент.
- Актовая структура на примере сериала, эпизода, сцены.Акт как единица в разработке сценария. Архитектура сериала: трех-, четырех-, пяти- актная структура сценария. Драматургические приемы по укреплению актовой структуры. Редактура сценария: как заставить работать каждую сцену.
- Библия персонажей.Основные архетипы. Протагонист и антагонист. Внутренний и внешний конфликт персонажа. Арка персонажей.
- Посерийный план: вертикаль.Что такое кейс в рамках жанра и формата. Логика построения и развития вертикального сюжета. Процедуральный сериал.
- Посерийный план: горизонталь.Архитектура взаимоотношений персонажей в перспективе сезона. Событийное наполнение сюжетной горизонтали. Сцена внутреннего конфликта персонажа.
- Поэпизодный план пилота.Структура пилотной серии. Основные драматические приемы написания сюжетной завязки. Терминология режиссерской экспликации. Значение либретто для производственного планирования.
- Пилотная серия.Речь персонажа: приемы, раскрывающие уникальность героя. Динамика диалога и монолога. Роль и специфика немой сцены.
- Оформление сценария: организационные и правовые аспекты.Адаптация лицензируемого формата. Правовые аспекты защиты идеи и сценария. Специализированные программы для написания сценария.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Посещаемость + 0.5 * Семинары + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Mutia El Khairat, & Sariani Sariani. (2018). Developing Students’ Skill in Script Writing for Their Final Project by Applying Guided Writing Task. Humaniora, (2), 141. https://doi.org/10.21512/humaniora.v9i2.4478
Рекомендуемая дополнительная литература
- Higueras-Ruiz, M.-J., Gómez-Pérez, F.-J., & Alberich-Pascual, J. (2018). Historical Review and Contemporary Characterization of Showrunner as Professional Profile in TV Series Production: Traits, Skills, Competences, and Style. Communication & Society, 31(1), 91–106. https://doi.org/10.15581/003.31.1.91-106
- Young, S. D. (2012). Psychology at the Movies. Malden: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=442299