• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Поведение потребителей

Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Лебедев Александр Валерьевич, Ольховников Александр Владимирович, Тимохович Александра Николаевна
Прогр. обучения: Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Поведение потребителей» является дисциплиной по выбору для магистрантов 1 года обучения, обучающихся по направлению «Менеджмент», магистерская программа «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе» и «Маркетинг». Актуальность и практическая значимость изучения данного курса определяются, в частности, важностью науки о поведении потребителей в качестве одного из направлений современного маркетинга; значением знания о поведении конкретных сегментов потребителей при решении маркетинговых задач, разработке коммуникационных стратегий; ролью маркетинговых исследований, направленных на изучение поведения потребителей. В рамках данной дисциплины изучаются теоретические основы, современные концепции поведения потребителей; рассматривается методология и основные методы исследований потребителей; анализируются основные механизмы принятия решений о покупке, ключевые факторы, детерминирующие покупательское поведение; рассматриваются ведущие тенденции поведения потребителей в современной России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины – формирование знаний магистров в области теории и концепций потребительского поведения, развитие навыков аналитической и исследовательской работы в процессе изучения поведения различных сегментов потребителей и особенностей принятия ими решения о покупке. В результате магистры должны приобрести практический опыт работы с различными группами потребителей, применения комплекса коммуникационных инструментов воздействия на потребителей, разработки методологии исследований потребительского поведения, использования адекватных методов анализа и интерпретации полученных результатов, применения в процессе создания маркетинговых проектов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет количественными и качественными методами анализа поведения потребителей, имеет практический опыт их применения для решения конкретных маркетинговых задач.
  • Обладает знанием основных закономерностей и тенденций, связанных с социальными и межкультурными различиями в потребительском поведении. Обладает навыками разработки маркетинговых проектов, в рамках которых учитываются социальные и межкультурные различия потребителей.
  • Знает законы, основные правовые и этические нормы, связанные с разработкой маркетинговых и рекламных программ воздействия на потребителей.
  • Имеет навыки анализа результатов исследования потребителей, выработки практических рекомендаций по разработке маркетинговых и коммуникационных программ продвижения брендов на рынок, формирования покупательского поведения, знает современные информационные технологии.
  • Понимает закономерности и особенности потребительского поведения в разных странах, может провести сравнительный анализ результатов исследований российских и иностранных потребителей.
  • Знает и умеет интерпретировать основные понятия теории поведения потребителей, ключевые закономерности и модели потребительского поведения. Выделяет ведущие факторы, детерминирующие принятие покупательских решений, применяет исследовательские методы для их изучения и анализа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие поведения потребителей. Теоретические основы исследования поведения потребителей. Защита прав потребителей – консьюмеризм.
    Знает понятийный аппарат, основные теории и концепции поведения потребителей. Знает законы, направленные на защиту прав потребителей. Оценивание – домашние практические задания 1 и частично 3.
  • Тема 2. Процесс принятия решения о покупке.
    Знает основные этапы процесса принятия решения о покупке. Имеет представление о ключевых механизмах принятия решения на каждом этапе. Оценивание – домашнее практическое задание 1
  • Тема 3. Влияние маркетинговых коммуникаций на поведение потребителей.
    Знает основные инструменты влияния маркетинговых коммуникаций на поведение потребителей. Может провести анализ ключевых моделей коммуникационного влияния на потребителей Оценивание – домашнее практическое задание 1
  • Тема 4. Внешние факторы влияния на поведение потребителей.
    Знает основные факторы внешнего влияния на поведение потребителей. Понимает особенности и механизмы влияния внешних факторов в условиях развития современного общества и рынка. Владеет методами изучения факторов внешнего влияния на поведение потребителей. Оценивание – домашнее практическое задание 2
  • Тема 5. Психологические факторы поведения потребителей.
    Знает основные психологические факторы влияния на поведение потребителей. Понимает особенности и механизмы влияния психологических факторов. Владеет методами изучения психологических факторов поведения потребителей. Оценивание – домашнее практическое задание 2
  • Тема 6. Методология и методы проведения маркетинговых исследований поведения потребителей.
    Знает методологию и методы исследований потребителей. Обладает информацией относительно основных исследовательских проектов на российском рынке. Имеет навыки применения результатов исследований потребителей в контексте разработки маркетинговых проектов. Оценивание – домашнее задание 3.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Итоги работы должны быть оформлены в виде презентации, включающей следующие обязательные элементы: 1. корректное и полное отображение всех стадий принятия решения о покупке, их особенностей для выбранного Вами товара/услуги; 2. опора на данные конкретных эмпирических исследований (обязательная ссылка на источник); 3. предлагаемые Вами рекомендации по построению маркетинговых коммуникаций (без медиаплана, но с указанием и обоснованием конкретных каналов и способов и опорой на планируемые коммуникативные эффекты).
  • неблокирующий Домашнее задание
    Опора на данные конкретных исследований, статистики обязательна. Итоги Вашей работы должны быть оформлены в виде презентации, включающей следующие обязательные элементы: 1. корректное и полное отображение всех стадий работы над вышеперечисленными пунктами; 2. опора на данные конкретных эмпирических исследований (обязательная ссылка на релевантный источник); 3. модели/примеры мероприятий co-creation (сотворчество в музее) для вовлечения выбранного целевого сегмента в восприятие культурного продукта; 4. список использованных источников.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Задание многокомпонентное, в процессе подготовки и оценки тестирует различные компетенции обучающихся. На выполнение практического задания №3 отводится 12 часов аудиторной работы во время семинаров. Задание можно выполнять индивидуально или в мини-группах до 4 человек включительно. Алгоритм выполнения задания: 1. Студенты знакомятся во время семинара с трендом на осознанное потребление на семинаре; 2. Самостоятельно организовав мини-группы или приняв решение об индивидуальном характере работы, студенты приступают к сбору материала для написания аналитического эссе по теме: «Особенности осознанного потребления в России»; 3. Студенты пишут и предоставляют в заранее обозначенные преподавателем сроки аналитическое эссе объёмом 5000-8000 знаков (с учётом пробелов), оформленное согласно требованиям предъявляемым в письменным работам студентов НИУ ВШЭ; 4. Преподаватель подбирает и заранее предоставляет студентам набор отчётов исследовательских агентств по актуальным вопросам поведения потребителей, количество отчётов превышает количество мини-групп и студентов, решивших выполнять задание на индивидуальной основе. Исследования (отчёты) могут быть на русском или английском языках. Студенты выбирают одно исследование (отчёт) на рабочую группу для дальнейшей аналитической работы, при выборе студенты ориентируются на собственные исследовательские интересы и могут выбрать отчёт из предложенных; 5. Студенты работая в мини-группах или индивидуально знакомятся с материалом и на основе него готовят презентацию с критическим разбором предоставленного отчёта, выделяют главное и второстепенное, сильные и слабые стороны; 6. Студенты представляют презентацию перед аудиторией, делясь с одногруппниками результатами проведённой работ 7. Во время семинарских занятий происходит обсуждение увиденного, преподаватель выступает в качестве фасилитатора дискуссии, студенты включаются в обсуждение для выработки собственной позиции о современном состоянии сферы поведения потребителей.
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Домашнее задание + 0.1 * Домашнее задание 1 + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гулевич О. А., Сариева И. Р.-СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-424-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-05490-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/socialnaya-psihologiya-432788
  • Поведение потребителей / Меликян О.М., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 280 с.: ISBN 978-5-394-01043-9
  • Поведение потребителей, Энджел Дж. Ф., Блэкуэлл Р. Д., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Batat, W. (2019). Experiential Marketing : Consumer Behavior, Customer Experience and The 7Es. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1892531
  • Consumer behaviour in a changing world : food, culture and society. 2016. Ed. by Fabio Verneau and Christopher Griffith Emerald Group Publishing Limited https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4514345.
  • Fernando Dias Simões. (2016). Consumer Behavior and Sustainable Development in China: The Role of Behavioral Sciences in Environmental Policymaking. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E2A15807
  • Online Consumer Behavior : Theory and Research in Social Media, Advertising and E-Tail Close Scheinbaum, Angeline Routledge 2012 SERIES: Marketing and Consumer Psychology Ser.
  • Божук С. Г.-МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-304-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-08764-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/marketingovye-issledovaniya-434563
  • Влияние социальных медиа на поведение потребителей в индустрии гостеприимства и в туризме : монография / С.П. Казаков. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 98 с. — (Научная мысль). — DOI: https://doi.org/10.12737/7348. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/907606
  • Ильин В. И.-СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-433-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-08321-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociologiya-potrebleniya-438290
  • Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник / Скоробогатых И.И., под ред., Ефимова Д.М., под ред. — Москва : КноРус, 2019. — 568 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-06813-7. — URL: https://book.ru/book/930727 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Маркетинговые коммуникации : учебник / под ред. И.Н. Красюк. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 272 с. - (Высшее образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/920502
  • Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы : монография / А.В. Христофоров, И.В. Христофорова, А.Е. Суглобов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф А.Е. Суглобова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 159 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com]. — (Научная мысль). — https://doi.org/10.12737/13266. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1008699
  • Поведение потребителей : учеб. пособие / Л.С. Драганчук. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 192 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/949261
  • Поведение потребителей / Дубровин И.А., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 310 с.: ISBN 978-5!394-01475-8
  • Чернышева А. М., Якубова Т. Н.-МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-244-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-8566-5, 978-5-9916-8567-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/marketingovye-issledovaniya-i-situacionnyy-analiz-v-2-ch-chast-1-433708
  • Чернышева А. М., Якубова Т. Н.-МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-219-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-8568-9, 978-5-9916-8567-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/marketingovye-issledovaniya-i-situacionnyy-analiz-v-2-ch-chast-2-437137
  • Экономическая психология. : учебное пособие / Неврюев А.Н., под ред., Гагарина М.А., под ред. — Москва : КноРус, 2019. — 187 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-07242-4. — URL: https://book.ru/book/932849 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.