• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Экономическая и социальная статистика

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Баек Кунь Мин, Демьянова Анна Владимировна, Козлов Владимир Александрович, Чернина Евгения Марковна
Язык: английский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Course Syllabus

Abstract

This course will introduce students to statistical data commonly used in social science. First, a short introduction into principles of collecting and using data from various data sources will be made. Further, data sources on six topics which include: labor market, household welfare, poverty and inequality, health, education and economic development will be studied. Lectures would include overview of appropriate data sources, indicators and statistical measures common to the field and their possible implementation. Seminars would involve discussion of data available in various databases, methodological issues and calculations in Stata using micro-level data sources. Students will be given sample dataset to calculate and analyze indicators discussed at the lectures. At the end of each seminar a short test will be held (overall, 7 tests). A final project would involve a report on selected country&topic statistics. A final exam would include test questions on studied topics and a task that involves STATA calculations.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Understand basic principles of collecting and using data from various statistical sources
  • Familiarize with main statistical indicators used in different fields of social science
  • Introduce basic programming tools in STATA programming package
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Знать основные источники статистических данных, их достоинства и недостатки
  • Знать определения и методы расчета различных статистических показателей, используемых в изучаемых областях социальных наук
  • Уметь выбирать статистические показатели для анализа социально-экономической ситуации в странах и регионах
Course Contents

Course Contents

  • Введение в социальную и экономическую статистику
    Определение экономической и социальной статистики. Цели статистики. Потребители статистической информации. Потоки статистической информации (уровни статистики: международный, национальный, региональный, микроуровень). Ключевые статистические термины. Планирование статистического исследования. Методы сбораИсточники статистических данных: основные преимущества и недостатки. Критерии качества данных. Потоки статистической информации (уровни статистики: международный, национальный, региональный, микроуровень). Международные статистические стандарты. Статистика международных организаций. Российская статистическая система.
  • Статистика благосостояния домохозяйства
    Благосостояние домохозяйств в национальных счетах. Показатели материального благосостояния домохозяйства: активы домохозяйства, индекс активов, доходы, потребительские расходы. Сравнение показателей. Субъективные показатели материального благосостояния домохозяйства. Показатели российской статистики. Обследование бюджетов домашних хозяйств
  • Статистика бедности и неравенства
    Абсолютная, относительная и субъективная черта бедности. Меры бедности: индексы Фостера-Грира-Торбеке. Статистика бедности в России. Меры неравенства: индекс Джини, децильный коэффициент. Тенденции неравенства в России.
  • Статистика экономического роста и развития
    Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт: понятие, методы расчета, проблемы применения. Структура ВВП. Денежные альтернативы ВВП. Многомерные индексы развития. Многомерные индексы по сравнению с ВВП.
  • Статистика образования
    Индивидуальные и агрегированные показатели образования (уровень образования, содержание образования, результаты обучения и качество образования). Международная стандартная классификация образования. Оценки результатов обучения. Обучение на протяжении всей жизни и обучение на рабочем месте. Показатели образовательной системы (зачисление и окончание, финансирование, учителя и среда обучения)
  • Статистика здоровья
    Цели и важность наблюдения за здоровьем. Цели устойчивого развития (ЦУР), связанные со здоровьем, и статистические показатели. Международные классификации в статистике здравоохранения. Индикаторы здоровья на общественном уровне: индикаторы состояния здоровья, индикаторы факторов риска, индикаторы охвата услугами, индикаторы систем здравоохранения. Индикаторы индивидуального уровня здоровья. Источники медицинской статистики в мировой и российской практике.
  • Статистика рынка труда
    Международные стандарты статистики труда (МОТ, СНС). Статистическая концепция трудовой деятельности и определения основных показателей рынка труда в соответствии со стандартами МОТ. Международные классификации в статистике рынка труда (ISCO, ICSE, ISIC) и их аналоги в России. Источники статистики рынка труда в международной и российской практике. Показатели занятости, рабочего времени и заработных плат, используемые в России: ключевые методологические вопросы (различия между показателями) и тенденции.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Weekly tests
    Weekly tests consist of around 8-10 multiple-choice and open questions on lecture content and few questions on results of STATA calculations performed at the seminar. Tests can be completed only during the seminar. Tests are closed-book
  • non-blocking Final test
    Examination lasts 120 min and consists of around 30-40 multiple-choice and open questions on lectures and seminars content (80% of points) and STATA calculations (20% of points). Exam is closed-book, no materials are allowed at the exam. An exception is a list of main STATA commands distributed by the professor.
  • non-blocking Course project
    Project is prepared in a group up to 3 students, the topic is the choice of group and need not (but may be) approved by the instructor. Project outcome is a text and a presentation. By the end of the second week of the course group should appoint the date of presentation according to chosen broad topic. Deadline for the text is 3 days before scheduled presentation day (e.g. if presentation is 05.10, the deadline is 23:59 02.10). Grades are published after all presentations have been delivered. Language: Rus/Eng
  • non-blocking Seminar activity
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (1 module)
    0.25 * Course project + 0.5 * Final test + 0.1 * Seminar activity + 0.15 * Weekly tests
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Под ред. Башкатова Б.И., Суринова А. Е. - МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАТИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 593с. - ISBN: 978-5-534-10635-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnaya-statistika-442574

Recommended Additional Bibliography

  • Education Glance, & Oecd Indicators. (2014). Education at a Glance 2014. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFB370A9