• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Теория и методология современной психологии

Статус: Курс обязательный (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 37.04.01 «Психология» подготовки магистра по программе "Системная семейная психотерапия", изучающих дисциплину «Теория и методология современной психологии». Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 37.04.01 Психология, уровень подготовки: магистр и учебным планом образовательной программы «Системная семейная психотерапия», утвержденным в 2015 г. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин направления и блоку дисциплин, обеспечивающих магистерскую подготовку. Для магистерской программы Системная Семейная Психотерапия настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: философия для гуманитарных факультетов, основные психологические курсы (возрастная психология, общая психология, социальная психология) психология семьи, консультативная психология, клиническая психология. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Конструктивистские подходы в системной терапии семьи Эмоционально-фокусированная терапия пар Системная семейная терапия в работе с парой - от субличностей к сексуальным дисгармониям Психологическая помощь при разводе Ориентированная на решение краткосрочная терапия пар Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии Квалификационная практика
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных понятий теории и методологии современной психологии, позволяющих ориентироваться в литературе, выбирать и изучать информацию (специальную литературу, сетевые ресурсы и др.), необходимую для решения конкретных научных и прикладных профессиональных проблем.
  • Формирование понятий о теориях и методах современной психологии, позволяющих профессионалу использовать эти теории и методы, критически относиться к ним, модифицировать их с проведением необходимых процедур стандартизации.
  • Изучение методологических и теоретическихоснов системной теории, что позволяет понимать особенности подхода, отличать его от других психотерапевтических подходов, владеть навыками системного мышления.
  • Ознакомление с основными направлениями классической Системной семейной психотерапии, что даст возможность понимать специфику каждой школы, опираться на методологическую базу каждой и знать базовые принципы и приемы каждой из школ.
  • Формирование и тренировка практических навыков психотерапевтической работы в Системном семейном подходе в индивидуальном и семейном форматах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет понятие об открытых биосоциальных системах, о самоорганизации живых систем. Обладает знанием о механизмах обратной связи, о законах гомеостаза и развития семейных систем, круговой каузальности, о системообразующих факторах. Может описать жизненный цикл семьи и его основные дисфункции.
  • Знает основные положения теории коммункации. Может обосновать системный взгляд на процесс коммуникации в семейной системе, Способен распространить его на понимание терапевтического взаимодействия
  • Знает основные понятия подхода; дифференцирует подход от других психотерапевтических подходов; умеет оценить структуру семьи, знает техники подхода, умеет их применить.
  • Знает основные понятия подхода; дифференцирует подход от других психотерапевтических подходов; умеет оценить функцию симптома в семейной системе; умеет построить системную гипотезу; знает техники подхода, умеет их применить.
  • Знает понятия подхода, дифференцирует от других подходов, умеет построить системную гипотезу в специфике подхода, владеет навыками циркулярного интервью, формулирования позитивной коннотации и парадоксального предписания.
  • Знает основные категории, виды, структуру и функции методологии в психологической науке и практике. Умеет грамотно разработать методологический аппарат эмпирического исследования. Владеет навыками методологического анализа современных психологических теорий и их практических приложений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1.
    Методологические и теоретические основания Системной семейной психотерапии.
  • Тема 1.1. Введение в Общую Теорию систем. Семья как живая система
  • Тема 1.1 1. Системы и системное мышление.
    Представление об общей теории систем. Понятие установки. Понятие «черного ящика» Понятие петель обратной связи. Положительная и отрицательная обратная связь. Гомеостазис. Установка в культуре и внутрисемейном взаимодействии. Истоки возникновения Системной семейной психотерапии. Кибернетика. Норберт Винер, Николай Бернштейн. Что такое общая теория систем. Определение системы. Что исследуется в рамках этой теории. Особенности системного мышления. Вклад Г. Бейтсона в развитие системного мышления. Циркулярная каузальность. Целостность и нон-суммарность. Живые системы. Био-социальные системы. Саморегуляциябио-социальных систем.
  • Тема 1.1.2.Приложение основных понятий Общей Теории Систем к семейным системам.
    «Черный ящик» как модель анализа внутрисемейного взаимодействия. Петли обратной связи. Установки и культура семьи. Закон гомеостаза и закон развития. Жизненный цикл семьи и типичные дисфункции, характерные для каждой стадии. Темы для самостоятельной работы: Изменение вариантов семейной жизни в зависимости от культуры и времени. Исчезновение детства.
  • Тема 1.2. Теория коммуникации как методологическое основание ССТ. Семья как коммуникативная система
  • 1.2.1.Основные положения теории коммуникации (Г. Бейтсон,П.Вацлавик, Дж. Бинин, Д.Джексон)
    «Тотальность» коммуникации. Коммуникация и метакоммуникация. Симметричные и комплиментарные взаимообмены. Пунктуация событий в коммуникации. Цифровой и аналоговый коды в коммуникации. Парадоксальные коммуникации. Парадокс в терапевтическом взаимодействии. Теория коммуникации как методологическое основания стратегических школ в системной терапии.
  • 1.2.2. Представление о семье как об информационной системе.
    Поведение как коммуникация. Коммуникация в терапевтическом взаимодействии.
  • Раздел 2.
    Основные классические направления Системной семейной психотерапии
  • Тема 2.1. Структурный подход Системной семейной психотерапии
  • 2.1.1. История возникновения подхода.
    Связь структурного подхода с коммуникационным подходом. Вклад С.Минухина в развитие подхода. Отличие подхода от других классических школ системной семейной психотерапии. Принципы краткосрочности и ответственности терапевта за результаты терапии.развитие подхода.
  • 2.1.2. Основные структурные параметры семейной системы.
    Подсистема (холон), границы внешние и внутренние, иерархия, альянсы и коалиции.
  • 2.1.3. Циркулярная модель Олсона.
    Сплоченность и гибкость. Четыре уровня сплоченности семейной системы – запутанная, разобщенная, раздельная, связанная. Четыре типа семейной структуры - ригидная, структурированная, гибкая, хаотичная. Шкалы семейной адаптации, сплоченности и коммуникации FACES-3, FACES-4.
  • 2.1.4. Терапевтические принципы структурного подхода.
    Видение предъявляемого симптома как следствие нарушенной семейной структуры. Представление о функциональной семье в структурном подходе. Семейный контроль, роли и правила на различных этапах жизненного цикла семьи. Эволюция паттернов взаимодействия. Работа с проблемами детско-родительского взаимодействия в структурном подходе. Работа с психосоматическими проявлениями.
  • 2.1.5. Этапы терапии в структурном подходе.
    Первичный прием. Оценка семейной системы. Выбор целей терапии. Создание терапевтической системы. Техники работы в структурном подходе: техники присоединения (аккомодация, отслеживание, подражание), реконструирующие техники (фокусирование, разыгрывание, усиление, разметка границ, расшатывание семейной системы, комплементарность, перестройка реальности.
  • 2.1.6. Анализ сюжета художественного фильма с точки зрения структурного подхода.
    Тренинг техник структурного подхода. Работа в группе с симулированной семьей.
  • 2.1.7. Просмотр видеозаписи интервью с С.Минухиным: возникновение и трансформация структурного подхода.
    Семинар
  • 2.1.8. Анализ транскрипта случая терапевтической работы С.Минухина с анорексией.
    Анализ видеозаписи терапевтической работы Г.Апонте с детско-родительским взаимодействием. Техники, логика работы, системные гипотезы. Семинар.
  • Тема 2.2. Стратегический подход Системной семейной психотерапии
  • 2.2.1. Формирование стратегической терапии, как ветви коммуникативного подхода.
    История возникновения стратегического подхода, влияние идей кибернетики, исследовательского проекта Г.Бейтсона, общей теории систем. Влияние практик М.Эриксона, их концептуализация ДжеемХейли. Системный контекст симптоматического поведения. Дифференциация стратегического и структурного подходов. Фокусировка терапевтического воздействия на решении заявленной проблемы; «прагматический» подход в противоположность осознанию. Метафорический смысл симптома. Развитие стратегического подхода в Институте психических исследований (MRI). Разработка Дж.Хейли техник парадоксального предписания.
  • 2.2.2. Стратегическая терапия Дж.Хейли и К.Маданес.
    Механизм формирования проблемы в семье, как результат многократного принятия ложно направленных решений. Влияние нарушенной иерархии на возникновение проблемных семейных интеракций. Борьба за власть в семейной системе. Инверсированная иерархия в супружеских отношениях.
  • 2.2.3. Планирование стратегии терапии.
    Позиция и ответственность терапевта. Структура терапии. Структура первичного приема.
  • 2.2.4. Техники стратегической терапии.
    Терапевтическая коммуникация. Позитивное переопределение, его отличие от техники позитивной коннотации, используемой в Миланской школе. Прямые и парадоксальные предписания – суть и алгоритм назначения. Использование терапевтических метафор в ответ на метафоричность предъявляемого семьей симптома. Логика построения техник симуляции симптома, проигрывания, показа симптома «понарошку» Работа с перевернутой иерархией. Стратегия работы с девиантным подростком.
  • 2.2.5. Отработка позитивного переопределения.
    Проведение первичного приема с симулированной семьей. Формирование рабочей гипотезы. Планирование стратегии последующей терапии.
  • 2.2.6. Тренинг формулирования и предъявления прямых и парадоксальных предписаний.
    Тренинг терапевтической коммуникации с использованием метафорического языка.
  • Тема 2.3. Миланская школа Системной семейной психотерапии.
  • 2.3.1. Авторы и история создания подхода.
    Место подхода в ряду других школ Системной Семейной Психотерапии (ССП). Вклад модели работы «Миланцев» в общий подход ССП. Специфика клиентов Миланцев - семьи с больным шизофренией и семьи с больным анорексией.
  • 2.3.2. Методологические основания подхода.
    Теория коммуникации и системная теория как теоретическое основание Миланской школы. Симметричность и комплиментарность, двойное послание, парадокс и контрпарадокс, линейная причинность и круговая зависимость. Представление о развитии (жизненный цикл) и гомеостазе живой системы, иерархичность, и др. положения теории в преломлении Миланской школы.
  • 2.3.3. Основные понятия и теоретические положения подхода.
    Особенность "шизофренической" коммуникации, шизофреническая "игра" для поддержания statusquo семьи. Гипотетичность. Системная гипотеза. Идентифицированный пациент и его функция в семье. Предмет терапевтического воздействия. Циркулярность. Преодоление "тирании" лингвистической обусловленности и циркулярное интервью. Парадокс - главный коммуникативный принцип и контр-парадокс как инструмент его преодоления. Позитивная коннотация и ее отличие от положительного переопределения в Стратегической школе ССП. Обоснование приема позитивной коннотации и его функции. «Семейный миф» и его «тормозящая функция». Нейтральность.
  • 2.3.4. Сеттинг и организация терапевтической работы в Миланском подходе. Основные виды интервенций.
    Работа со всей семьей, выделение в работе этапов: предсеанс (сбор информации по телефону), сеанс, обсуждение сеанса, завершение сеанса, синтез сеанса. Модель работы двумя командами терапевтов с использованием зеркала Геззела, ее основные задачи и принципы. Позитивная коннотация как инструмент воздействия на "узловую точку" правил семьи. Виды интервенций, «расшатывающих» семейное statusquo: заявление о собственном бессилии, предельный парадокс, парентификация, переопределение роли сиблинга ИП и др. Прямые и парадоксальное предписания. Основные виды парадоксальных предписаний. Семейный ритуал как предписание.
  • 2.3.5. Тренинг основных приемов.
    Разбор и анализ случаев из практики "Миланцев» 3 часа. Тренинг первого контакта с семьей (отличие от стратегического подхода) по телефону. Построение первичной гипотезы. 1 час. Тренинг исследования взаимодействий в семье. Тренинг циркулярного интервью (сессия с симулированной семьей). 3 часа Тренинг построения системной гипотезы. 2 часа. Тренинг выявления семейного мифа. 1 час. Анализ обратной связи из практики Миланцев с применением позитивной коннотации. 3 часа. Тренинг построения обратной связи, положительной коннотации: на примерах из литературы, и упражнения с симулированной семьей. 2 часа. Тренинг выработки вариантов предписаний семье: на примерах из литературы и работе с симулированной семьей. Предписание нового семейного ритуала. 2 часа.
  • Раздел 3. Теория и методология современной психологии
    Темы для самостоятельной работы 1. Основные теоретические ориентации в современной социальной психологии: бихевиоризм (необихевиоризм), психоанализ, когнитивизм, интерационизм, их специфика в современных исследованиях. 2. Парадигмы в социальной психологии по П.Н. Шихиреву: критерии их выделения и характеристики. 3. Основные системы в современной психологии по Н. Смиту: органоцентрические, энвароцентрические, социоцентрические, децентрические.
  • Тема 3.1. Определение и соотношение понятий «методология», «теория», «научная школа», «теоретическая ориентация», «система», «парадигма»
  • 3.1.1. Методология как область науки.
    Методология как область науки, которая изучает принципы и методы получе¬ния и применения знания. Методология науки разрабатывает проблемы приемов, способов и методов познавательной деятельности (В.П.Зинченко). В самом общем смысле методология понимается как учение о методе, который, в свою очередь, трактуется по-разному: либо более широко, либо более узко.
  • 3.1.2. Метод
    В более широком смысле слова метод рассматривается как путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний. «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). В более узком смысле слова метод — способ (прием) научного познания или практической деятельности (методы эмпирического исследования, методы воздействия, методы психотерапии и др.).
  • 3.1.3. Теория
    Теория – в широком смысле – совокупность формализованных рациональных взглядов и представлений, направленных на истолкование или объяснение какого-либо явления. Теория является развернутой формой организации научного знания, дающей целостное представление об основных закономерностях определенной области действительности. Цель теории – создание развернутого, целостного и достоверного знания о наиболее существенных связях и закономерностях действительности. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. Теории разного уровня.
  • 3.1.4. Классификация научных школ по М.Г. Ярошевскому:
    1) научно-образовательная школа – главная функция образовательная; 2) школа – исследовательский коллектив – исследовательская функция; В таком понимании научная школа — группа ученых или коллектив исследователей, выполняющая в долгосрочном периоде под руководством лидера (главы школы) определенную научно-исследовательскую программу, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач. 3) школа – как (теоретическое) направление, приобретающее при определенных социально-исторических условиях национальный, а иногда и интернациональный характер. Главная функция – методологическая, функция построения системы знаний.
  • 3.1.5.Теоретическая ориентация
    .Теоретическая ориентация – в противоположность теории как сети взаимосвязанных гипотез ориентация обозначает общий подход к анализу и интерпретации поведения (М.Шоу и Ф.Костанцо).
  • 3.1.6.Психологическая система (по Н. Смиту)
    Психологическая система (по Н. Смиту)– упорядоченная и логическая конструк¬ция, служащая для целостного и согласованного рассмотрения данных и теорий, касающихся предмета изучения; она использует набор постулатов (даже если они являются имплицитными) и, как правило, единственную методологию. Классификация систем современной психологии по локусу причинности (Н.Смит).
  • 3.1.7.Парадигма
    Парадигма – в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Находит свое выражение в научных трудах, научных школах и кружках, учебниках и т.п. определенной группы исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей науки и объединенных научным этосом с определенными нормативно-ценностными установками. Употребление термина «парадигма» в методологии науки было закреплено Т.С.Куном. По Куну, в развитии науки можно выделить два основных периода — допарадигмальный и парадигмальный.
  • Тема 3.2. Функции, виды и структура методологии. Значение методологии для психологии
  • 3.2.1.Два вида методологического знания
    Два вида методологического знания — дескриптивная и нормативная методология, их функции. Дескриптивная методология осуществляет ретроспективный анализ уже осуществленных процессов научного по¬знания. Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности.
  • 3.2.2. Структурная модель методологического знания
    Структурная модель методологического знания содержит четыре уровня: - уровень философской методологии; - уровень общенаучной методологии; - уровень конкретно-научной методологии; - уровень процедуры и техники исследования.
  • 3.2.3.Значение методологии для психологии
    Значение методологии для психологии обусловлено: 1) особенностями психологии как науки. Особое место психологии в системе знания требует особого внимания к методо¬логическим проблемам психологии и методологичес¬ким аспектам деятельности ученого и практика; 2) методологическое знание имеет большое значение в процессе превращения тех или иных направле¬ний психологии в явления культуры. Одна из наименее разработанных проблемных об¬ластей психологии — методология практической психологии в целом и психологического просвеще¬ния в частности; 3) обстоятельствами историческо¬го характера, т.к. научная психология — молодая наука, в ней особенно необходимы средства, позволяющие оценить, насколько адекватны ее методы и насколько в принципе верны пути развития науки. Специфика исторического развития психологии в нашей стране также требует специального методологического анализа; 4) методологическое зна¬ние необходимо для проведения содержательного ана¬лиза разнородных теорий и концепций, поиска идей, которыми одна теория или концепция может удачно дополнить другую, для соотнесения между собой по¬нятийных систем, используемых разными теориями. Одна из наиболее ярко выраженных в совре¬менной психологии тенденций — создание интегративных подходов, совмещающих в себе на новой основе теоретические принципы, сформулирован¬ные в предшествующих теориях.
  • Тема 3.3. Методологические проблемы психологического исследования
  • 3.3.1. Основные методы методологии науки
    Основные методы методологии науки: 1) исторический анализ развития науки, 2) логический анализ имеющегося научного знания, 3) методологический эксперимент.
  • 3.3.2. Познавательная ситуация (проблема), объект, предмет – применительно к науке и к исследованию.
    Базовые понятия методологического анализа научного исследования: 1) познавательная ситуация– включает в себя познавательную трудность (разрыв между сформулированными в науке проблемами и имеющимися в науке средствами), предмет исследования, требования к продукту, а также средства организации и реализации научного исследования. Проблема как это противоречие между знаемым и неизвестным, противоречие между уже имеющимися знаниями, пробел в теоретических знаниях или практических разработкам и т.п. Проблема может выражаться через вопрос или комплекс вопросов, имеющих теоретический или практический интерес. 2) предмет исследования как сторона, аспект объекта исследования, которые вычленяются в нем через призму проблемы исследования; 3) объект психологического исследования – конкретные психические свойства, процессы, черты, явления и т.п., на которые направлено данное исследование. 4) средства исследования – фундаментальные понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.
  • 3.3.3. Основные этапы научного исследования.
    Основные этапы научного исследования: 1) постановка проблемы (теоретический и эмпирический вопросы); в итоге определения проблемы исследования мы можем сформулировать его тему. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. 2) обоснование объекта и предмета исследования; 3) формулировка гипотез исследования, его целей и задач; 4) выбор методов и методик исследования; 5) получение результатов; 6) проверка результатов и их интерпретация в контексте проблемы; 7) выводы и практические рекомендации.
  • 3.3.4. Основные виды исследований в психологии.
    Основные классификации научных исследований (по В.Н. Дружинину) 1) по содержательным характеристикам (фундаментальные и прикладные); 2) по области исследования (монодисциплинарныеи междисциплинарные); 3) по числу изучаемых параметров (комплексные и аналитические).
  • Тема 3.4.Научная теория как высшая форма теоретического знания
  • 3.4.1. Основания науки (теоретического знания) в классической, неклассической и постнеклассической науке.
    Основания науки(теоретического знания) по В.С. Степину: 1) научная картина мира; 2) идеалы и нормы научного познания; 3) философские основания науки. Характеристики теоретического знания на этапах развития классической, неклассической и постнеклассической науки.
  • 3.4.2. Структура теоретического знания
    Основные компоненты любой теории по В. Н. Дружинину: 1) исходная эмпирическая основа (факты, эмпирические закономерности); 2) базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории; 3) логика теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории; 4) множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание. Области построения теории по А.В. Юревичу: 1) центральная, которая включает компоненты: а) общий образ психологической реальности; б) центральная категория; в) центральный феномен; г) набор основных понятий; д) система отношений между ними; е) базовые утверждения; 2) периферическая, включает два компонента: 1) теоретический (вспомогательные утверждения, система аргументации) и 2) эмпирический (подкрепляющий теорию фактический материал, который может быть «своим», полученным в рамках данной теории, или «чужим», полученным на основе других теорий, но переинтерпретированным); 3) неявная, включает два компонента: личностный (эмоциональный опыт автора, установки, предрассудки и т.п.); 2) надличностный (отношение к противникам теории, образцы поведения в группе и т.п.).
  • 3.4.3. Виды теоретического знания в психологии
    Два вида теорий на основании того, каким образом они были построены, — аксиоматические, или категорически-дедуктивные, и гипотетико-дедуктивные. Три вида теорий по использованию формальных средств (матема¬тики, математической логики) различают — качественные, формализованные и фор¬мальные.
  • 3.4.4.Теоретическая психология как отрасль научного знания
    Предмет теоретической психологии по А.В. Петровскому и М.Г. Ярошевскому – саморефлексия психологической науки, выявляющая и исследующая ее категориальный строй (протопсихические, базисные, метапсихологические, экстрапсихологическиекатегории), объяснительные принципы (детерминизм, системность, развитие), ключевые проблемы, возникающие на историческом пути развития психологии (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая и др.), а также само психологическое познание как особый род деятельности. Задачи теоретической психологии: рассмотрение и анализ соотношения предмета и методов психологического исследования; критериальная оценка обоснованности психологических концепций; выявление места психологии в системе научного знания; исследование причин возникновения, расцвета и распада психологических школ; рассмотрение соотношения научного психологического знания и эзотерических учений и др. Понятие «категориального строя психологии» как базис для развития теоретической психологии. «Ядерная триада» категорий психологии – образ, действие и мотив. Характеристика соответствий между базисными и метапсихологическими категориями: Образ — Сознание; Мотив —Ценность; Переживание — Чувство; Действие — Деятельность; Отношение — Общение; Индивид — Я.
  • Тема 3.5. Ключевые проблемы психологии
  • 3.5.1. Основные «ключевые» («классические») проблемы психологии
    Основные проблемы психологии, многие из которых существуют на протяжении всей истории развития психологических знаний: - психофизическая (психофизиологическая) проблему, которая может рассматриваться при определенных обстоятельствах как частный случай психосоциальной проблемы; - проблема соотношения биологического и социального (психосоциальная); - проблема объективного метода и единиц анализа психики (психогностическая).
  • 3.5.2.Три основных варианта решения психофизической (психофизиологической) проблемы:
    Три основных варианта решения психофизической (психофизиологической) проблемы: 1) психофизическое единство (идентичность); 2) психофизический параллелизм; 3) психофизическое взаимодействие.
  • 3.5.3. Проблема биологического и социального как междисциплинарная проблема.
    Варианты ее конкретизации в разных областях психологии: - на стыке психологии и физиологии — психофизиологическая проблема; - на пересечении общей психологии и психологии развития — соотношение между условиями, источниками и движу¬щими силами развития; - в общей психологии: 1) проблема соотношения между природными за¬датками и прижизненно формирующимися способ¬ностями; 2) проблема соотношения между биологическим и социальным в природе человека.
  • 3.5.4. Психогностическая проблема
    Аспекты рассмотрения этой проблемы: - проблема единиц анализа психического; - проблема объективного метода в психологии: - проблема рефлексии самого процесса психологического познания
  • Тема 3.6. Основные объяснительные принципы психологии
  • 3.6.1. Принцип детерминизма
    Детерминизм как учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Основные варианты учений о детерминации психического в истории наук о душе по М.Г. Ярошевскому: 1) предмеханистический детерминизм, 2) механистический детерминизм, 3) биологическийдетерминизм, 4) биопсихическийдетер¬минизм, 5) социопсихическийдетерминизм.
  • 3.6.2.Принцип развития
    Соотношение понятий «рост» и соб¬ственно «развитие». Параметры развития — фор¬мы, ход, специфика, условия, источники и дви¬жущие силы. Законы пси¬хического развития ребенка (Л.С. Выготский).
  • 3.6.3. Принцип системности
    Специфика понимания принципа системности в психологии заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организа¬цией. Становление системного подхода в отечественной психологии в работах Л.С. Выготского (положение о системном стро¬ении высших психических функций). Разработка системного подхода Б.Ф. Ломовым, положение о необхо¬димости изучения объектов психологической науки как систем и анализе объектов на трех уровнях — мак¬ро-, мезо- и микроуровне. Сопоставление деятельностного и системного подходов. Примеры системного подхода в психологической теории и практике.
  • Тема 3.7. Основные направления методологических дискуссий в современной психологии
    Дискуссия по основным методологическим проблемам современной психологии: 1) междисциплинарные исследования в современной науке: место и роль психологии; 2) «объяснительная» и «понимающая» психологии: поиск консенсуса; 3) значение методологии для психологической и психотерапевтической практики: 4) методологические дискуссии в современной отечественной психологии; 5) проблемы интеграции психологического знания; 6) «системные» и «метасистемные» подходы в современной психологии; 7) темы, предложенные студентами.
  • Раздел 4. Разработка программы исследования
    1) постановка проблемы (теоретический и эмпирический вопросы) и формулировка темы исследования; 2) обоснование объекта и предмета исследования; 3) формулировка гипотез исследования, его целей и задач; 4) обоснование выбора методов и методик исследования. 5. Базовые категории психологии (по М.Г. Ярошевскому): образ, действие, мотив, отношение, переживание, их характеристики и соотношения. 6. Характеристики теоретического знания на этапах развития классической, неклассической и постнеклассической науки. 7. Анализ психологической теории по А.В. Юревичу. 8. Проблема единиц анализа психического. 9. Проблема объективного метода в психологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа по разделу 1
    Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях– за аудиторную работу - определяется перед промежуточным контролем по каждому разделу - О аудиторная.
  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа по Теме 2.1.
    Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях– за аудиторную работу - определяется перед промежуточным контролем по каждому разделу - Оаудиторная.
  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа по Теме 2.2.
    Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях– за аудиторную работу - определяется перед промежуточным контролем по каждому разделу - Оаудиторная.
  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа по Теме 2.3.
    Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях– за аудиторную работу - определяется перед промежуточным контролем по каждому разделу - Оаудиторная.
  • неблокирующий Аудиторная работа по разделу 3
    Соотношение оценок текущего контроля по разделу 3 следующее: 0,3 х работа студента на семинарах + 0,7 х тестирование.
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум по разделу 1
    Оценки за работу студента на коллоквиумах студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Способ округления итоговой оценки по каждому разделу – арифметический. Соотношение оценок текущего контроля по разделу 1 следующее: 0,5 х О ауд. + 0,5 х О коллоквиум
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум по Теме 2.1.
    Оценки за работу студента на коллоквиумах студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Способ округления итоговой оценки по каждому разделу – арифметический. Соотношение оценок текущего контроля по разделу 2.1 следующее: 0,6 х О ауд. + 0,4 х О коллоквиум
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум по Теме 2.2.
    Оценки за работу студента на коллоквиумах студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Способ округления итоговой оценки по каждому разделу – арифметический. Соотношение оценок текущего контроля по разделу 2.2 следующее: 0,6 х О ауд. + 0,4 х О коллоквиум
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум по Теме 2.3
    Оценки за работу студента на коллоквиумах студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Способ округления итоговой оценки по каждому разделу – арифметический. Соотношение оценок текущего контроля по разделу 2.3 следующее: 0,6 х О ауд. + 0,4 х О коллоквиум
  • неблокирующий Тест по разделу 3
    Соотношение оценок текущего контроля по разделу 3 следующее: 0,3 х О ауд. + 0,7 х О контр.тест
  • неблокирующий Контрольная работа
    Работа оценивается по 100- балльной шкале, затем оценка переводится в 10-балльную.При нарушении сроков сдачи (пересдачи) – баллы не начисляются. Критерии оценивания можно найти в разделе (Оценочные средства).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Орезульт = 0,6 Отек (0,2 х О тек. р1 + 0,2 х О тек. р2.1+ 0,2 х О тек. р2.2 + 0,2 х Отек. р2.3 + 0,2 х Отек. р3 (0,3хОауд. + 0,7 тест) + 0,4О экз. (0,2 х коллоквиум1 + 0,2 х коллоквиум 2.1 + 0,2 х коллоквиум 2.2 + 0,2 х коллоквиум 2.3.+ 0,2 х контрольная работа р.3)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика - ООО "Когито-центр" - 2015 - ISBN: 978-5-89353-338-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/109184
  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга А. Я., 2001
  • Системная семейная терапия: классика и современность, Будинайте, Г. Л., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Парадокс и контрпарадокс : новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие, Палаццоли М. С., Босколо Л., 2010
  • Системная психотерапия супружеских пар, Варга А. Я., 2017