• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Теория и методология современной психологии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология в бизнесе)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Психология в бизнесе
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 37.04.01, изучающих дисциплину «Теория и методология современной психологии». Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 37.04.01 – Психология, уровень подготовки: магистр. Настоящая дисциплина относится к циклу обязательных базовых дисциплин направления 37.04.01 – «Психология», обучающихся по магистерским программам. Изучение данной дисциплины требует знания основ (базируется) следующих дисциплин: основы психологии, философия, общая психология, клиническая психология, возрастная психология, социальная психология, психодиагностика, экспериментальная психология, математические методы в психологии. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: иметь квалификацию не ниже, чем «бакалавр» (лучше – специалист или магистр), иметь опыт работы, желательно не менее 3 лет). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: научно-исследовательские семинары.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов-магистрантов необходимого терминологического аппарата для анализа психологических концепций и теорий, планирования и организации эмпирических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Be capable of defining theoretical and applied aspects of advanced social psychology
  • Know and be able to apply the main theoretical approaches, main categories, fundamental research questions and concepts of advanced social psychology
  • Понимание проблем измерения в социальных науках
  • Знать: - основные философско-методологические концепции науки; - современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии; - место психологии в социально-экономической сфере и общественной жизни; - содержание и структуру научно-исследовательской деятельности; - основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука, методология науки, научные методы (лекции – 4 часа, семинары – 6 часов, с/р – 16 часов)
    Определения терминов «наука», «философия», «мировоззрение» и их обсуждение. Проблемы истины, знания, демаркации. Метод как путь к цели. Понятие о методах науки. Термин «метод» в широком и узком смысле слова. Понятие о науке. Виды науки. Проблема истины, проблема демаркации, критерии научности. Соотнесение понятия «методология» с понятиями «мировоззрение», «наука», «философия», «науковедение». Понятие о рефлексии. Методология как рефлексия науки. Функции методологического знания. Структура методологического знания: философско-мировоззренческий уровень, уровень общенаучной методологии, уровень конкретно-научной методологии, уровень процедуры и техники исследования. Виды методологического знания. Познавательная ситуация, объект и предмет науки. Субъект познания. История развития методологических знаний. Основные подходы и методы. Парадигмы и «научные революции». Позитивизм, неопозитивзм и постпозитивизм. Принцип верифицируемости, принцип фальсифицируемости. Онтологизм, гносеологизм, методологизм. Моделирование «реальности». Классическая наука, «кризис науки», неклассическая, постнеклассическая стадии развития науки. Научные и мировоззренческие революции. Семантика научного знания. Количественные и качественные методы. Методологии качественного исследования.
  • Introduction to Social Psychology
    Social Psychology as a scientific field: social relevance, basic concepts. Brief history of Social Psychology – before and after World War II. Main concepts of the “person” in the Social Psychology: consistency seeker, self-esteem maximizer, information seeker, information processor, foolish mistake maker, situational responder.
  • Проблема измерения в социальных науках
    Специфика исследований в психологии и социальных науках в отличие от исследований в точных (естественных) науках. Теоретические конструкты и операциональные определения. Формулировка эмпирических вопросов: необходимость операционализации теоретических положений. Критерии хорошей операционализации. Последствия принятия конкретного операционального определения для последующего измерения и обработки результатов. Концептуализация – необходимый шаг для обобщения и экспликации выводов исследования. Излишне широкая и излишне ограниченные концептуализации. Ограничения и некорректность концептуализации. Роль теории в эмпирическом исследовании. Формальные и неформальные теории. Последствия теоретического анализа для последующего эмпирического исследования.
  • Тема 1. Становление и современное состояние психологии.
    • «У психологии долгое прошлое, но короткая история»: развитие психологии до и после ее выделение в самостоятельную науку. • Роль эксперимента в становлении психологии как науки. • Факторы и предпосылки становления психологической практики.
  • Тема 3.7. Основные направления методологических дискуссий в современной психологии
    Дискуссия по основным методологическим проблемам современной психологии: 1) междисциплинарные исследования в современной науке: место и роль психологии; 2) «объяснительная» и «понимающая» психологии: поиск консенсуса; 3) значение методологии для психологической и психотерапевтической практики: 4) методологические дискуссии в современной отечественной психологии; 5) проблемы интеграции психологического знания; 6) «системные» и «метасистемные» подходы в современной психологии; 7) темы, предложенные студентами.
  • Social Cognition
    Concept of social cognition. Categorization process and schemes in social cognition. Content of social cognition. Social representations. Basic approaches to an individual as a subject of social cognition: rationalizing person, naive scientist, practicing data processing individual, cognitive miser, motivated tactician. Processes of social information processing: main stages and its characteristics. Error sources that occur in processing of social information.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Провести анализ предполагамеой теории
    Защиты проектов в Zoom без прокторинга. При первой пересдаче студенту необходимо развернуто провести анализ предполагаемой теории (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и ответить на два вопроса из списка. Список вопросов находится в департаменте психологии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Провести анализ предполагамеой теории + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Advanced social psychology. The state of the science. (2010).Ed. by R. F. Baumeister, E. J. Finkel, Oxford University Press, Inc. NY.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baumeister, R. F. (2005). The cultural animal: Human nature, meaning, and social life. New York: Oxford University Press