Магистратура
2019/2020
Теория и механизмы современного государственного управления
Статус:
Курс обязательный (Управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Майоров Алексей Николаевич
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Формирование собственного, аргументированного взгляда на управление и развитие образовательных систем разного уровня в стабильных условиях и в условиях проведения организационных изменений необходимо чтобы ориентироваться в современном государственном и муниципальном управлении . Студенты познакомятся, с распределение властей и полномочий, научатся управлению системой образования, актуальными проблемами в управлении образования. Курс научит критически оценить перспективы внедрения управленческих технологий в определенной области, анализировать и оценивать инструменты институционального устройства, программно-целевого управления, определять и формулировать задачи управления процессами в системе образования на основе анализа тенденций развития системы образования и окажет практическую пользу студенту в будущем.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление студентов со знаниями в области истории возникновения государства, современных форм устройства государств, государственного управления, действующего в этой сфере законодательства и практики его применения, основных методов и технологий, используемых в органах государственного и муниципального управления для достижения поставленных перед ними целей и задач;
Планируемые результаты обучения
- способы, формы и методы подготовки и реализации организационных, административно-управленческих, контрактных и иных решений в системе исполнительной власти в целом и в системе образования
- знать законотворческий процесс, возможности гражданина влиять на принятие изменений в нормативную правовую базу
- знать сущность и причины существующих проблем в управлении процессами изменений в образования
- знать содержание теорий, концепций и современных подходов к государственному управлению
- знать содержание основных управленческих технологий, используемых органами законодательной и исполнительной власти
- знать основные направления повышения эффективности государственного управления
- знать особенности управления образовательными системами в современных условиях
- уметь критически оценить перспективы внедрения управленческих технологий в определенной области
- уметь анализировать и оценивать инструменты институционального устройства, программно-целевого управления
Содержание учебной дисциплины
- Государство и властьТема 1. Цели и задачи курса. Актуализация потребностей слушателей. Теории возникновения государства, Государство, государственное устройство и государственное управление. Тема 2. Распределение властей и полномочий. Исполнительная власть - государственное и муниципальное управление. Административное реформирование. Тема 3. Законодательная власть в Российской Федерации. Развитие российского законодательства в области образования.
- Образование и государствоТема 4. Управление системой образования, современные вызовы и проблемы управления системой образования. Тема 5. Информационное обеспечения управления образованием. Мониторинг как система информационного обеспечения. Управление качеством образования. Актуальные проблемы управления образованием.
Элементы контроля
- активность студентаАктивное участие в дискуссиях в аудитории, экспертиза реферата. На семинарском занятии вам будет предложено проанализировать реферат вашего товарища и дать ему аргументированную оценку. Эта оценка будет являться основой для оценки по данному требованию.
- рефератЭссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств. Примерный объем 0.5 п.л.
- Участие в разработке нормативно-правового акта. По теме 2
- Аналитическое домашнее задание. По теме 3.Задание предполагает подготовку аналитической записки содержащей актуальную проблему сферы образования с предложением механизмов и путей ее решения. Объем 0.2- 0.4 п.л.
- Итоговое эссеПисьменная работа должна включать в себя 1. Титульный лист заполняется по единой форме. 2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. 3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость. В процессе построения эссе желательно, что бы один параграф содержал только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. 4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. 5. Список использованных источников 6. Приложения. Объем работы – 3000 слов без учета списка использованных источников и приложений. (Допускается изменение требуемого объема в пределе 10%).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.15 * активность студента + 0.15 * Аналитическое домашнее задание. По теме 3. + 0.4 * Итоговое эссе + 0.15 * реферат + 0.15 * Участие в разработке нормативно-правового акта. По теме 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- S. A. Pobyvaev, A. I. Selivanov, V. V. Smirnov, V. G. Starovoitov, & D. V. Troshin. (2017). Мониторинг состояния экономической безопасности в контуре государственного управления России: современная теория и практика. Управленческие Науки, (4), 16. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2017-7-4-16-25
- Иванов, К. (2014). К Вопросу О Развитии Законодательного Процесса Федерального Собрания Российской Федерации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3DDC62EB
- ТОКАРЕВА П.В. (2016). Теория Государственного Управления: От Иерархического Управления К Управлению Сетями. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4824FD0C
Рекомендуемая дополнительная литература
- Баранов Павел Петрович. (2018). Конституция Российской Федерации И Перспективы Формирования Конституционно-Правовой Культуры Общества. Северо-Кавказский Юридический Вестник, (4), 59. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2018-1-4-59-66
- Туманов С. Н. (2016). Проблемы Правового Статуса Органов Законодательной Власти В Механизме Осуществления Внешних Функций Государства. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Economics. Management. Law Известия Саратовского Университета. Новая Серия. Серия Экономика. Управление. Право, (4), 449. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.002275.16978204
- ТУМАНОВ С. Н. (2016). Проблемы Правового Статуса Органов Законодательной Власти В Механизме Осуществления Внешних Функций Государства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1232F41E