• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Этносоциальные процессы в глобальном мире

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Blended
Преподаватели: Козлова Мария Андреевна (читает лекции, ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Покровский Никита Евгеньевич (читает лекции, ведет семинары и принимает экзамены/зачеты)
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Этносоциальные процессы в глобальном мире» являются получение студентами знаний о ключевых направлениях фундаментальных и прикладных исследований в этносоциологии, овладение эффективными методами исследования проблем, актуальных в полиэтнической среде современного глобализирующегося общества, и использования результатов исследований на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами знаний о ключевых направлениях фундаментальных и прикладных исследований в этносоциологии, овладение эффективными методами исследования проблем, актуальных в полиэтнической среде современного глобализирующегося общества, и использования результатов исследований на практике.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знать базовые понятия и принципы этносоциологии, методологические принципы этносоциологического исследования.
  • знать основные теории глобализации
  • знать основные теории глобализации, тенденции и перспективы этнических процессов и влияние глобализации на эти процессы и отношения, уметь определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных исследовательских задач
  • знать тенденции и перспективы этнических процессов и отношений в современном мире, уметь проводить критический анализ нормативных документов и образовательных программ, направленных на интеграцию мигрантов в социально-культурную среду принимающего общества и оптимизацию межкультурного взаимодействия, владеть навыками использования нормативных правовых документов
  • знать тенденции и перспективы этнических процессов и отношений в современном российском обществе, уметь проводить критический анализ нормативных документов и образовательных программ, направленных на интеграцию мигрантов в социально-культурную среду принимающего общества и оптимизацию межкультурного взаимодействия, определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных исследовательских и экспертных задач
  • уметь определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных исследовательских и экспертных задач; владеть навыками работы с базами данных международных социологических опросов, навыками анализа социально-значимых проблем и процессов, идентификации потребностей и интересов социальных групп
  • уметь проводить критический анализ образовательных программ, направленных на интеграцию мигрантов в социально-культурную среду принимающего общества и оптимизацию межкультурного взаимодействия, определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных экспертных задач; владеть навыками проведения сравнительного – межстранового - анализа программ реализации политики мультикультурализма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Этнос и этничность в современной науке
    Примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы в интерпретации этнического феномена. Функции этничности в современном обществе. Этничность в современном мире
  • Культура в этносоциологическом дискурсе
    Символическая среда этничности. Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ. Влияние этнической культуры на различные стороны жизни общества. Анализ элементов культуры с точки зрения их универсальности/специфичности.
  • Социальная и этническая идентичность: идеологический и поведенческий уровни анализа.
    Основные компоненты этнической идентичности. Этническая картина мира, этнические авто- и гетеростереотипы: их формирование и роль в межэтническом взаимодействии, позитивное и негативное значение стереотипов. Уровни этнического самосознания: идеологический и социально-психологический (автостереотипы, представления, установки и ориентации этнических групп). Типы этнической самоидентификации. Когнитивные, эмоциональные и регулятивные элементы этнической идентичности. Причины роста значения этнической идентичности в современном мире. Типы этнической идентичности. Политизация этничности. Этничность и власть.
  • Этносоциологические анализ социального неравенства. Социальная структура и мобильность: национальные аспекты
    Неравенство в различных обществах: промышленных, аграрных, переходных, постиндустриальных. Теория социальных различий и этническая стратификация народов. Углубление социально-имущественных, статусных различий, изменение системы стратификации. Этнические варианты престижных профессий и привилегии. Этнические миграции и этническое предпринимательство. А. Инкелес. Угрозы социальных противоречий у народов России. Трансформация экономических основ социальной структуры наций. Культурные аспекты изменения социальной структуры. Социальная мобильность и национальная вариативность в политическом сознании.
  • Национализм. Патернализм. Мультикультурализм. Идеология, политика, повседневные практики
    Научные представления о национализме: основные этапы трансформаций. Основные теории национализма. Причины и источники национализма. Национализм как доктрина и политическое движение. Типы и формы национализма на постсоветском пространстве. Проблемы интеграции в полиэтнических обществах. Подходы к пониманию мультикультурализма и полиэтничности. Глобализация и формы мультикультурализма (Канада, США, Австралия, европейские государства, Россия). Эффективность политики мультикультурализма, барьеры на пути ее реализации.
  • Глобализация: теоретические подходы и способы концептуализации. Этнокультурное измерение глобализационных процессов.
    Модерн – постмодерн – глобализация как социологические парадигмы. Главные парадигмы осмысления глобализации: (а) глобальное-локальное и "глоколизм", (б) культурная гибридизация, (в) проблема национальных государств, (г) примордиальность как социальное явление, (д) гражданское общество, (е) новые типы рационализации. Типы глобализационных теорий. (а) глобализация как линейный процесс модернизации, (б) "мир-системная" модель И.Уоллерстайна, (в) модель "мировой культуры" (М.Арчер, М.Феверстоун, Р.Робертсон), (г) теория глобального сообщества (Э.Гидденс), (д) модель глобальной системы, (е) теория "обществ, основанных на знании" (Н.Стер). Концепция «текучей современности» З.Баумана. Размывание социальных, культурных и этнических границ в современном мире. Формирование единого экономического пространства и глобального рынка труда. Унификация экономических и социальных моделей. «Белые» и «синие» воротнички: надэтничные модели корпоративного поведения. Миграция рабочей силы из стран «Периферии» в страны «Центра». Эффект «потери корней». «Текучая современность» (З.Бауман).
  • Глобализация и «макдоналдизация». Консумеризм и новые практики потребления. Глобальное и локальное в производстве и потреблении.
    Глобализация и формирования общества потребления. Консьюмеризм и «гламур». Теория "макдональдизации" Дж.Рицера, четыре основных принципа "макдональдизации". Истоки метасоциологической теории макдональдизации. "Идельный тип" (М.Вебер), "Рационализация" и "дегуманизация" (К.Маннгейм). Постмодернистское измерение консумеризма и его американские варианты (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карточки, торговые центры, ТВ-магазины "на диване", торговые каталоги, казино). Концепция Бодрияра "потребительского экстаза" и "экстаз-системы". Карнавализация общества и концепция удовольствия. Этнокультурное измерение консумеризма и глэм-капитализма. Проблема подражания и имитации престижного потребления. Оригиналы и «фальшифки», подлинники и многочисленные копии.
  • Глобальная социальная мобильность: социогеографический, социокультурный и социоэтнический аспекты.
    Социальное конструирование ценностей и практик мобильности. Экономические и религиозные практики географической мобильности. Завоевание земель. Насильственное перемещение – пленение. Кочевничество. Географические открытия и колонизация земель. Крестовые походы. Миссионерство. Паломничество. Миграция (эмиграция, иммиграция). Исследовательские и социализирующие практики. Путешествия. Грандтуры. Экспедиции. Рекреационные практики. Отдых на курортах. Гедонистические и созерцательные практики. Туризм. Фланерство. Шоппинг. Маргинальные и иррациональные практики. Бродяжничество. Шизопутешествие. Мобильность по вертикали: Альпинизм. Спелеология. Дайвинг. Аэроспорт. Надэтничность нового глобального менеджериального слоя. Политкорректность. Рекреация и международный туризм: унификация и, одновременно, культивирование локальности, этничности, изобретение культурных традиций. Модернизационные тенденции первой половины XX века в России и мире. Кризис социокультурного проекта модерна. Постмодернизм и его исчерпание к концу века. Глобализация и ее следствия. Расцвет и распад советского общества как проявления общих цивилизационных тенденций. Фрагментация и эстетизация социальной жизни в России на рубеже ХХ и XXI столетий. «Постиндустриальная» экономика и консьюмеризм, медиатизация политики, экспансия поп-культуры, статусная дифференциация по стилю жизни. Этнокультультурные модели потребления и этносоциальные формы стратификации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • активность на семинарских занятиях (неблокирующий)
    Преподаватель оценивает подготовленность студентов к семинарским занятиям и работу студентов на семинарах: отмечается общая активность студентов: активность студентов в деловых играх, дискуссиях, подготовка докладов и оппонирование на семинарах, при выполнении индивидуальных заданий – качество их выполнения, правильность подходов к интерпретации и анализу кейсов и текстов на семинаре. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная1.
  • контрольная работа (неблокирующий)
    Преподаватель проводит небольшую контрольную работу в формате теста в конце первого модуля обучения - Оаудиторная2 1. Этнос, этничность, раса, нация, народность: подходы к определению, основные параметры измерения 2. Факторы, влияющие на межэтнические отношения: политические, социальноэкономические, культурные. 3. Роль элит в развитии межэтнических отношений и этнической мобилизации. 4. Направления и стратегии оптимизации межэтнического взаимодействия 5. Расизм: понятие, характеристики, индикаторы, расизм «классический» и «современный» 6. Дискуссии вокруг понимания нации и национализма в российской и мировой науке, типологии национализма. 7. Причины национальных движений и национализма на постсоветском пространстве. 8. Политика мультикультурализма. Ее возможности и ограничения. 9. Этнические стереотипы 10. Миграция: мотивы, адаптация мигрантов 11. Аккультурация: понятие, стратегии 12. Теория этнической идентичности в социальной психологии и этносоциологии. 13. Причины роста этнической идентичности в современном обществе. 14. Соотношение этнической, региональной, российской идентичности. 15. Противоречия между правом народов на самоопределение и целостностью государства. 16. Причины межэтнических конфликтов. 17. Типы межэтнических конфликтов.
  • Домашнее задание (неблокирующий)
    Этносоциологическая экспертиза образовательных программ: Студенты знакомятся с материалами сайта Института социального конструирования// http://www.zaoisc.ru/metod-stati.shtml#, проводят экспертизу опубликованных программ развития толерантности и формирования этнической/национальной/гражданской идентичности (на свой выбор) (выделить сильные и слабые стороны проекта, оценить перспективы реализации), готовят выступление на семинаре, где излагают суть проекта и собственные оценки – 5-7 мин.
  • Устный экзамен (неблокирующий)
    Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = 0,4·* Оаудиторная1 + 0,2*О аудиторная2 + 0,4 * О д/з Способ округления накопленной оценки текущего контроля: по математическим правилам. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = 0,3·* Оэкзамен + 0,7 *·Отекущий Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: по математическим правилам.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * активность на семинарских занятиях + 0.3 * контрольная работа + 0.3 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • После либерализма, Валлерстайн И., Гурвица М. М., и др., Кагарлицкого Б. Ю., ISBN: 5-354-00509-4, 2003
  • Воображаемые сообщества : размышления об истоках и распространении национализма, Андерсон Б., Николаева В. Г., Баньковская С. П., ISBN: , 2001
  • Интеграция мигрантов : концепции и практики, Малахов В. С., ISBN: 978-5-244-01174-6, 2015
  • Культура имеет значение : каким образом ценности способствуют общественному прогрессу, Харрисона Л., Хантингтона С. П., Захарова А., ISBN: 5-938950-37-6, 2002
  • Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций, Малахов В., ISBN: 978-5-444-80127-7, 2014
  • Макдональдизация общества 5, Ритцер Дж., Лазарева А. В., Дмитриева Т. А., ISBN: 978-5-901574-86-7, 2011
  • Общество потребления : его мифы и структуры, Бодрийяр Ж., Самарской Е. А., ISBN: 5-250-01894-7, 2006
  • Индивидуализированное общество , Бауман З., ISBN: , 2002
  • Реквием по этносу : исслед. по соц.-культур. антропологии, Тишков В. А., ISBN: 5-02-008820-X, 2003
  • СОЦИС : социологические исследования: Трансформации гражданства в условиях массовой иммиграции: концептуальный аспект, Малахов В. С., ISBN: ,
  • Тренинг этнической толерантности для школьников : учеб. пособие для вузов, Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., ISBN: 978-5-317-04150-2, 2012
  • Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь, Гидденс Э., Коробочкина М. Л., ISBN: 5-7777-0304-6, 2004
  • Ценности культуры и развитие общества, Лебедева Н. М., Татарко А. Н., ISBN: 5-7598-0498-7, 2007
  • Этничность без групп, Брубейкер Р., Борисовой И., ISBN: 978-5-7598-0973-9, 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ОНС: общественные науки и современность: Ценности культуры и имплицитные теории инновативности, Лебедева Н. М., ISBN: ,
  • Cultural transmission : psychological, developmental, social, and methodological aspects, Schonpflug U., ISBN: 978-0-521-70657-5, 2009
  • Вопросы экономики: Геополитические миро-системные изменения: 1945-2025 годы, Валлерстайн И., ISBN: ,
  • Зеркало для человека : введение в антропологию, Клакхон К. К. М., Панченко А. А., ISBN: 5-8071-0009-3, 1998
  • Молодежь в современном политическом процессе в России, Карпенко О. М., Ламанов И. А., ISBN: 5-8323-0401-2, 2006
  • Национализм как политическая идеология : учеб. пособие для вузов, Малахов В. С., ISBN: 978-5-9822794-6-0, 2014
  • Анализ мировых систем и ситуация в современном мире, Валлерстайн И., Кудюкина П. М., Кагарлицкого Б. Ю., ISBN: 5-944830-42-5, 2001
  • Призрак толпы: Фантомы современности, Бодрийяр Ж., ISBN: ,
  • Социология власти: В тени молчаливого большинства, или Конец социального, Бодрийяр Ж., ISBN: ,
  • Экономический журнал Высшей школы экономики: Восприятие неравенства и социальная мобильность, Гимпельсон В. Е., Монусова Г. А., ISBN: ,
  • Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет, Дробижева Л. М., ISBN: 978-5-948812-11-3, 2013
  • Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата, Лебедева Н. М., ISBN: 978-5-9916416-7-8, 2014