• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Латинский язык

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Давыдов Тихон Георгиевич, Зедгенидзе Ангелина Андреевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Знание дисциплины может быть использовано в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: введение в языкознание, введение в теорию перевода, теория первого иностранного языка, теория и практика письменного перевода, общая теория перевода, русский язык и культура речи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с грамматическим строем и лексикой латинского языка в объеме элементарного курса
  • приобретение навыков чтения прозаических и поэтических текстов на латинском языке со словарем
  • формирование представлений о месте латинского языка среди европейских языков, его роли в формировании лексики европейских языков, в том числе русского и изучаемых иностранных языков
  • расширение лингвистического кругозора учащихся через знакомство с особенностями латинского языка на фоне индоевропейских языков и изучаемых иностранных языков
  • расширение филологического кругозора учащихся через усвоение определенного объема языковых единиц (латинских устойчивых словосочетаний, «крылатых» изречений)
  • развитие общегуманитарных компетенций учащихся через знакомство с отраженными в текстах фактами античной культуры, формирование представлений о значении римской цивилизации для европейской и мировой культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание правил чтения согласных и гласных и правил постановки ударения.
  • Умение точно определять грамматическое значение форм изменяемых частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, глагол).
  • Перевод предложений и текстов в рамках базового учебника.
  • Умение идентифицировать и переводить синтаксические конструкции латинского языка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Фонетика и графика.
    Латинский язык в индоевропейской семье языков. Периодизация латинского языка. Источники изучения латинского языка. Латинский алфавит. Два варианта произношения — классическое (восстановленное) и средневековое. Правила чтения гласных. Правила чтения согласных. Правила постановки ударения. Обзор морфологии.
  • Тема 2. Морфология.
    Основные понятия морфологии: синтетический и аналитический строй; грамматические категории; парадигма; тип словоизменения; словарные формы; корень; основа; словоизменительные аффиксы; словообразовательные аффиксы. Латинская грамматическая терминология.
  • Тема 3. Синтаксис.
    Основные особенности прозаического и поэтического порядка слов. Расположение подлежащего, сказуемого, дополнения, определения. Активная и пассивная конструкции. Методика перевода простого предложения. Конструкции с инфинитивом: accusativus cum infinitivo, nominativus cum infinitivo (функции и перевод). Абсолютная конструкция с аблативом (ablativus absolutus): функции, случаи употребления, перевод. Глагольное управление: важнейшие случаи отличия от русского. Значения падежей. Правила использования герундия и герундива. Употребление конъюнктива в простом предложении. Правила согласования времён. Типы придаточных предложений. Способы перевода придаточных предложений с конъюнктивом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменные самостоятельные работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Письменные самостоятельные работы + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кацман, Н. Л. Латинский язык : учебник / Н. Л. Кацман, И. Л. Ульянова. – Москва : ВЛАДОС, 2014. - 448 с. – ISBN 978-5-691-00321-9. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046335 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1046335

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зарембо, О. С., & Прокопчук, О. Г. (2011). Латинский язык. Belarus, Europe: БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5E37022