• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Аналитические информационные системы в логистике

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра информационных систем и технологий в логистике
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Кузнецова Юлия Александровна, Лычкина Наталья Николаевна, Новиков Владимир Эдуардович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ориентирована на получение знаний и практических навыков работы с современными информационными системами, технологиями и моделями, применяемыми менеджерами и руководителями для поддержки принятия решений в логистике и управлении цепями поставок. Дисциплина знакомит с основными методами анализа логистических бизнес-процессов, хранения и анализа данных, основными задачами и методами оперативного (OLAP) и интеллектуального анализа данных (Data Mining). В ходе обучения рассматриваются возможности высокотехнологичных решений ведущих зарубежных (SAP, Oracle, IBM, Tableau, Qlikview) и отечественных (Deductor, Loginom) разработчиков BI-платформ. Практические занятия проводятся в компьютерном классе и включают краткое рассмотрение необходимых теоретических принципов и решение практической задачи с использованием современных систем бизнес-аналитики (BI), визуализации и анализа данных Tableau, Deductor, а также аналитической платформы Loginom.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель освоения дисциплины – формирование знаний и навыков подготовки и принятия управленческих решений в сфере логистики, управления цепями поставок, с применением современных информационно-аналитических систем и технологий, ориентированных на аналитическую работу, а также представлений о современных концепциях и системах управления логистической деятельностью организации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет понятие о данных, информации, знаниях и их применении для информационно-аналитической поддержки решения прикладных задач на различных уровнях управления организацией.
  • Студент выявляет проблемы на основе информации о компании
  • Студент формулирует постановку задачи анализа данных для нахождения решения проблемы
  • Студент выбирает и применяет методы и инструменты поддержки принятия управленческих решений
  • Студент знает и понимает роль систем и технологий поддержки принятия решений в управлении деятельностью организации
  • Студент знает основные концепции, системы и стандарты автоматизации управления и формулирует требования и прикладные задачи обеспечения интегрированной информационной поддержки деятельности организации
  • Студент формирует концепцию информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений в организации
  • Студент анализирует и сравнивает функционал систем класса Business Intelligence (BI)
  • Студент выбирает и использует инструментальные средства сбора и хранения данных
  • Студент выбирает и использует инструментальные средства оперативного анализа данных
  • Студент выбирает и использует инструментальные средства построения аналитической отчетности
  • Студент выбирает методы анализа экономических данных в зависимости от специфики решаемой задачи
  • Студент знает концепцию и методы управления эффективностью деятельности организации;
  • Студент формирует систему логистического контроллинга и его информационно-аналитическую поддержку;
  • Студент знает интеллектуальные технологии и технологии, ориентированные на представление и работу с организационным знанием, основные сферы применения интеллектуальных технологий в логистике и управлении цепями поставок;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология и организация процесса разработки управленческого решения
    Содержание процесса поддержки принятия решений. Анализ проблемной ситуации. Цели. Лицо, принимающее решение и субъективные предпочтения. Критерии оценки эффективности. Анализ альтернатив. Принятие и мониторинг исполнения решения. Особенности процесса выработки и принятия управленческих решений. Проблематика управления современным предприятием.
  • Базовые понятия информационно-аналитических систем
    Базовые понятия: данные, информация, знания; цепочки движения информации. Транзакционная и аналитическая информация. Показатели, система показателей. Информационное пространство предприятия. Основные задачи ИС на разных уровнях управления. Понятие системы. Предприятие как система. Элементы системного анализа (границы системы, элементы, входы и выходы, обратная связь и др.). Система моделей предприятия. Типология моделей. ИС и бизнес-процессы. Моделирование бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов. Средства моделирования процессов. ИТ в исполнении и мониторинге бизнес-процессов. Методы и средства стратегического управления. Предприятие с общих позиций управления, цикл управления, ИТ в процессах управления. ИАС менеджмента и технологическая поддержка функций контроллинга и анализа. Роль и место анализа в процессе принятия решений. Корпоративная информационная система как среда реализации функций управления. Основные концепции и стандарты автоматизации управления. Интеграция в информационных системах, виды интеграции на основе моделей менеджмента. Интегрированная информационная система управления предприятием, типовая архитектура для производственного предприятия.
  • Определение и свойства систем поддержки принятия решений
    Информационная инфраструктура организации. Транзакционные и аналитические системы. Информационно-аналитические системы и их компоненты, использование на различных уровнях иерархии компании для решения задач подготовки и принятия управленческих решений. Определение систем поддержки принятия решений (СППР). Особенности СППР: нацеленность на слабо структурированные проблемы; возможность комбинировать аналитические модели с традиционными способами доступа и обработки данных; отображение информации в формате и терминологии, которые удобны лицу, принимающему решение (ЛПР). Роль лица, принимающего решение (ЛПР) в постановке задач выбора и реализации процедур принятия решений. Современные тенденции в области развития компьютерных технологий для поддержки процесса принятия управленческих решений, основные направления.
  • Эволюция концепций компьютерных систем управления
    Эволюция поддержки решения и поколения ИС: TPS, OAS, MIS - DSS, EIS. Эволюция концепций компьютерных систем поддержки управления (уровень управления, типы пользователей, реализация функций и обеспечение процессов поддержки принятия решений, связь с задачами принятия решений, применяемые методы принятия решений, базовые информационные технологии). Понятие системы поддержки принятия решений (СППР). Определение СППР. Особенности СППР. СППР как новый класс информационно-вычислительных систем, основные архитектурные и технологические особенности. Управление фирмой в компьютерный век. От оперативного к стратегическому управлению. Отличия оперативного и стратегического управления, их взаимосвязь, вертикальная интеграция по уровням управления в информационной системе предприятия. Звенья стратегической цепи. Укрупненная схема предприятия: производство, организация и управление на основе информационных систем. Иерархическая структура управления предприятием, особенности реализации и информационное взаимодействие в процессе управления деятельностью организации. Системы управления эффективностью деятельности организации.
  • Методы и инструменты принятия решений
    Методы и способы разработки и принятия управленческих решений, общий обзор компьютерных технологий и методов поддержки принятия решений. Основы моделирования управленческих решений; эволюция поддержки решений. Типы ИТ в СППР, применяемых на различных этапах принятия решения.
  • Архитектура систем поддержки принятия решений
    Общая технологическая архитектура СППР, основные технологические узлы: источники данных, очистка-преобразование-согласование данных, ХД и предметно-ориентированные витрины данных, аналитические приложения, интерфейсы конечного пользователя (ЛПР). Аналитическая пирамида.
  • Системы класса Business Intelligence (BI)
    Основные понятия и задачи Business Intelligence; технологии и методы осуществления анализа бизнес-информации. Системы бизнес-интеллекта (BI). BI как методы, технологии, средства извлечения и представления знаний. Предметно-ориентированные аналитические системы. Информационно-аналитические системы управления по ключевым показателям эффективности. Метод сбалансированных показателей и индикаторные панели. Информационно-аналитические системы планирования и бюджетирования, информационно-аналитические системы формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности. Специализированные аналитические системы и приложения для конкретных предметных областей. Рынок инструментальных решений, применяемых при разработке информационно-аналитических систем. Продукты BI и BI-платформы. Self-service аналитика и low-code подход в разработке аналитических решений
  • Технологии оперативного анализа данных
    Методы и модели анализа данных. Понятие OLAP-технологии. Требования, предъявляемые к OLAP-системам. Задачи и содержание оперативного анализа данных. Правила и особенности оперативного анализа данных (по Е.Ф.Кодду). Классификация и структура OLAP-решений. Рынок OLAP-решений. Применение в логистике.
  • Технологии сбора и хранения данных
    Понятие структурированного информационного пространства. Понятие экономического показателя как элемента структуры информационного пространства. Системы показателей. Концепция информационных хранилищ. Технологические ограничения транзакционных систем для решения аналитических задач. Технологии консолидации данных. Технологии извлечения, преобразования и загрузки данных (ETL), организация хранилищ данных. Метаданные. Назначение и свойства хранилища данных. Витрины данных. Технологии и методы оценки качества данных. Профайлинг данных. Очистка данных. Обработка дубликатов и противоречий в данных. Выявление аномальных значений. Восстановление пропущенных значений. Сокращение размерности данных. Сэмплинг. Обогащение данных.
  • Основы построения аналитической отчетности и информационных панелей
    Базовые средства аналитической обработки данных и рекомендации по их применению. Элементы управления аналитическим приложением. Разработка аналитической отчетности и информационных панелей средствами аналитических платформ Tableau. Примеры разработки информационных панелей для анализа логистической деятельности.
  • Технологии, методы и модели предиктивной аналитики данных и извлечения знаний
    Интеллектуальный анализ данных (Data Mining). Задачи предиктивного анализа: ассоциация, кластеризация, классификация, регрессия. Инструменты интеллектуального анализа. Примеры использования методов предиктивной аналитики в логистике.
  • Концепция и системы управления эффективностью деятельности организации
    Развитие теоретических и методологических основ управления деятельностью предприятий и их воплощение в корпоративных информационных системах (процессный подход к управлению, методы стратегического анализа, методология BSC, формализация целей и стратегии). Информатизация корпоративного управления и стратегического менеджмента. Интегрированные информационные системы стратегического управления, предпосылки создания и эволюция. Стратегические информационные системы и их место в процессах управления и информационной инфраструктуре предприятия. Концепция и системы управления эффективностью деятельности предприятия (CPM/BPM), промышленный стандарт. Определение CPM/ВРМ. Информационные системы класса (CPM/BPM). Обзор рынка инструментальных решений. Цикл управления в BPM-системе. Характеристика основных процессов управления, функции и типовая технологическая архитектура BPM-систем.
  • Технологии поддержки стратегического целевого управления и контроллинга логистической деятельности
    Определение целей и ключевых показателей эффективности (KPI) функционирования логистической системы: правила определения целей, правила определения KPI, KPI и его влияния на бизнес-процессы. Принципы и техники построения стратегических карт на основе системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC). Определение логистической стратегии во взаимосвязи с корпоративной стратегией компании. Декомпозиция и формирование логистической стратегии. Определение стратегических целей, показателей эффективности и их целевых значений. Определение взаимосвязей показателей. Формирование и информационно-аналитическая поддержка системы логистического контроллинга.
  • Управление знаниями организации
    Основные направления искусственного интеллекта и технологические решения. Экспертные системы. Управление знаниями организации. Организационное знание. Обучающая организация. Системы управления корпоративными знаниями. Неструктурированные данные при принятии управленческих решений. Динамика процессов преобразования структурированной и неструктурированной информации. Технологии Text Mining и стратегический анализ. Большие данные и их применение в логистике и УЦП.. Интеллектуальные информационные технологии и системы в логистике . Компьютерное моделирование логистических и организационных систем, понятие о сценарном анализе и его роли в процессе принятия управленческих решений. Применение интеллектуальных систем (системы искусственного интеллекта) и технологий в логистике и управлении цепями поставок .
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практикум
  • неблокирующий Доклад
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.2 * Практикум + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Информационные аналитические системы [Электронный ресурс] : учебник / Т. В. Алексеева, Ю. В. Амириди, В. В. Дик и др.; под ред. В. В. Дика. - Москва : МФПУ Синергия, 2013. - 384 с. - (Университетская серия). - ISBN 978-5-4257-0092-6. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/451186

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бизнес - аналитика: от данных к знаниям (+CD) : учеб. пособие, Паклин, Н. Б., 2010