Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "История университетской культуры”
Статус:
Курс по выбору (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Ильина Кира Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
54
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Научно-исследовательский семинар: История университетской культуры» посвящен изучению истории университетов России, их роли, форм и эволюции. В ходе курса изучаются основные методы и способы изучения истории университетов, рассматривается специфика источников по истории университетов. В 4 модуле 2019-2020 учебного года занятия проходят на платформах Zoom или Microsoft Team. Актуальная информация о семинаре в группе ВКонтакте: https://vk.com/topic-156000093_40981368
Цель освоения дисциплины
- Сформировать навыки академической работы и научной деятельности
- Выработать навыки поиска, конспектирования и анализа научной литературы
- Получить знания о важнейших источниках по истории университета и особенностях работы с ними
- Получить представление о специфике истории университетов и университетской культуры как предмета исследования
- Приобрести навыков презентации результатов научного исследования
- Ознакомиться с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения и основами научной этики
Планируемые результаты обучения
- Знает основные методы и способы изучения истории университетов и центральные направления в историографии предмета
- Имеет базовые навыки сбора и анализа научной литературы по поставленной проблеме
- Освоил базовые методы анализа исторических источников
- овладел навыками создания научных текстов
- Умеет представлять результаты собственного исследования в устной и письменной форме
Содержание учебной дисциплины
- Специфика университетской культурыОрганизация работы в семинаре. Что такое университетские исследования? Определение основных аналитических категорий («школа», «университет», «академия», «классический университет», «образование», «просвещение», «власть», «управление образованием», «дисциплинаризация», «академическое сообщество», «формальные и неформальные практики властвования», «университетская докса»). Основные признаки университета. Представление о задачах и сущности университета. Универсальное и национальное. Университет как агент глобализации Витальность университета. Роль университетского архива. Университетская культура. Ритуалы. Символы. Мифы. Визуальные образы университетов (анализ сайтов, пабликов в социальных сетях).
- Проблемы университетской истории в исторических источникахИсточники по истории университетов. Методика работы с законодательными актами. Виды университетских делопроизводственных документов. Правила создания (формуляры, язык). Документооборот в системе народного просвещения. Архивная политика. Источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма). Особенности работы с художественной литературой.
- Университетские символы и ритуалы в художественной литературеПрезентации рефератов студентов, обсуждение, выступление рецензентов
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятияхПоследние 2 семинара третьего модуля проводятся дистанционно (студенты сдают письменные задания через платформу LMS). В четвертом модуле семинарские занятия будут проводиться дистанционно (через платформы Zoom или MS Teams).
- реферат
- рецензия
- экзаменЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/j/99714825784?pwd=YStUNEtCcitxc1Q2K2UwMVZsek1NQT09). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * реферат + 0.1 * рецензия + 0.3 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Rüegg, W. (2004). A History of the University in Europe: Volume 3, Universities in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800–1945). Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=174078
- Rüegg, W. (2011). A History of the University in Europe: Volume 4, Universities Since 1945. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344619
- Источниковедение : учеб. пособие, , 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дворниченко, А. Ю., Ростовцев, Е. А., & Баринов, Д. А. (2019). Опыт коллективного портрета историков столичного университета Российской империи. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 64(1), 24–52. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2019.102
- Загоскин Н.П. - Деятели Императорского Казанского университета. - Издательство "Лань" - 2013 - 179с. - ISBN: 978-5-507-12801-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10786
- Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том I - Издательство "Лань" - 2013 - 638с. - ISBN: 978-5-507-12824-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10809
- Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том II - Издательство "Лань" - 2013 - 726с. - ISBN: 978-5-507-12825-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10810
- Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том III - Издательство "Лань" - 2013 - 628с. - ISBN: 978-5-507-12826-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10811
- Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том IV - Издательство "Лань" - 2013 - 725с. - ISBN: 978-5-507-12827-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10812
- История подготовки преподавателей университетов России в XIX веке : монография / Н.В. Карнаух. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 150 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/23364. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768233
- История подготовки преподавателей университетов России в XIX веке : монография / Н.В. Карнаух. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 150 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/23364. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915897
- Карамзин Н.М. - О публичном преподавании наук в Московском Университете - Издательство "Лань" - 2017 - 6с. - ISBN: 978-5-507-43366-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95936
- Лаптева Л. П. Славяноведение в Московском университете в XIX - начале XX века / Л. П. Лаптева. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 296 с.: 60x90 1/16 ISBN 5-211-03527-5, 500 экз. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/354722
- Университет в руинах, Ридингс, Б., 2010
- Ферлюдин П. - Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Вып.1. Академия наук и университеты - Издательские архивы - 1894 - 211с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913585