• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в мировую экономику

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью освоения дисциплины является подготовка студентов к качественному и количественному анализу экономических проблем в ходе последующего обучения. Дисциплина включает обзор и анализ ключевых проблем мировой экономики, оценку основных факторов, определяющих тенденции ее развития, и обобщение важнейших исследовательских методов экономической науки. В ходе курса студенты получают возможность ознакомиться с широким кругом актуальных исследовательских вопросов, способных впоследствии лечь в основу их самостоятельных научных работ, а также с комплексом исследовательских подходов, применяемых для решения этих вопросов. На семинарских занятиях организованы дискуссии для формирования навыков формулирования и презентации собственных суждений по актуальным экономическим проблемам. Дисциплина предполагает написание эссе, в рамках которого студенты учатся искать и обрабатывать научную литературу, а также пользоваться методами статистического анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов к качественному и количественному анализу экономических проблем;
  • Обзор ключевых проблем мировой экономики, позволяющий выбрать темы для самостоятельной работы на следующих курсах; обзор основных факторов, определяющих развитие мировой экономики в исторической перспективе (ретроспективе)
  • Установление связей между факторами и основными теориями (с учетом школьного курса), целями и методами политики экономического развития;
  • Формирование у студентов понимания важности постоянной работы с историческими и статистическими материалами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит материал об основных социально- экономических моделях: американской, японской, скандинавской, европейской, латиноамериканской и африканской.
  • Анализирует экономический процесс, его фазы и факторы, влияющие на изменение его характера
  • Оценивает динамику объемов валового потребления в мировой экономике
  • Воспроизводит базовые знания о понятии глобальной продовольственной безопасности.
  • Интерпретирует и объясняет кривые Энгеля и структуру потребления в развитых и развивающихся странах.
  • Объясняет материал о длинных циклах и Кондратьевских циклах, о глобальных проблемах человечества и долгосрочных стратегиях их преодоления.
  • Воспроизводит материал о процессе освоения ресурсов Земли и пределах роста.
  • Объясняет тенденции мирового экономического цикла: финансовых рынков, теории цикла и финансовых кризисов.
  • Воспроизводит материал о видах сбережений, нормах сбережений и нормах накопления, а также о видах капитала и процессе финансовой глобализации.
  • Воспроизводит материал о процессе глобализации до 1 мировой войны и в настоящее время, его сущности и последствиях.
  • Анализирует основные этапы международной интеграции и характер протекания данного процесса на примере основных интеграционных группировок современной мировой экономики.
  • Анализирует динамику объемов международной торговли в 20-21 вв
  • Воспроизводит материал о Всемирной торговой организации, истории и задачах ее создания
  • Воспроизводит материал о классических и новых теориях международной торговли.
  • Оценивает значение присоединения России к ВТО.
  • Описывает географическое расположение ресурсов нефти, природного газа, угля.
  • Анализирует масштаб мировой энергетической взаимозависимости, ресурсы и активы.
  • Интерпретирует отношения между стейкхолдерами и собственниками и их интересами.
  • Воспроизводит материал о понятии ядерной энергетики и проблеме выбросов парниковых газов.
  • Воспроизводит материал о правах собственности, контрактах, трансакционных издержках, предсказуемости обещаний и контрактов
  • Воспроизводит материал о типах правовых режимов: англосаксонский, континентальный, азиатский.
  • Анализирует принципы политики либерализма и протекционизма, рациональность и условия их имплементации.
  • Воспроизводит материал о понятии развития, его тормозах и рычагах (коррупция, государство)
  • Интерпретирует процесс трансформации мирового рынка продовольствия.
  • Анализирует основные причины глобальной продовольственной проблемы на современном этапе и методах борьбы с ней.
  • Описывает основные экологические проблемы в прошлом и настоящем.
  • Анализирует связь между экономическим развитием и состоянием окружающей среды, влияние глобальных изменений климата на мировую экономику.
  • Описывает основные меры по противодействию глобальным изменениям климата
  • Объясняет понятие прогресса как основы истории человечества.
  • Воспроизводит материал о понятии войны, ее видах и последствиях, военных расходов и потерях
  • Воспроизводит материал о понятии урбанизации и ее динамике в развитых и развивающихся странах
  • Анализирует роль городов в экономическом развитии.
  • Воспроизводит материал об устойчивости развития в ретроспективе, прорывах в экономическом росте, демографии.
  • Анализирует демографическую ситуацию в развивающихся и развитых странах.
  • Анализирует динамику, причины и основные направления миграции на современных этапах.
  • Анализирует внутристрановую и межстрановую социальную структуру и ее значение в процессе роста.
  • Воспроизводит материал о бедности, демографических проблемах и миграции.
  • Анализирует процесс глобализации в контексте инфотизации и миграции.
  • Воспроизводит исторический материал о причинах и закономерностях современных мировых экономических процессов.
  • Применяет корректно ряд базовых понятий (ВВП, накопление и потребление, государственные расходы)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социальная структура общества
    Внутристрановая и межстрановая социальная структура. Высшее общество, средний класс, бедность и социальное неравенство. Социальная структура как стимул или ограничитель роста. Бедность, демографическая проблема и миграция как экстерналии. Глобализация как эффект инфотизации и миграции
  • Экономический рост и его факторы
    Виды экономических ресурсов, капитал и труд, энергия, научно-технический прогресс; их комбинации. Природные ресурсы в меняющих исторических условиях (всегда ли «проклятье»?). Географическое положение, природные условия. Научно-технический прогресс и его воплощение в материальных активах, человеческом капитале. Норма накопления, образование, трудовая этика.
  • Основные социально экономические модели
    Американская модель. Японская модель. Скандинавская модель. Европейская модель. Латиноамериканская модель. Африканская модель.
  • Циклы и кризисы
    Длинные тренды и Кондратьевские циклы. Освоение ресурсов Земли – пределы роста. Римский клуб и глобальные проблемы человечества. Противодействие изменениям климата как объект международного сотрудничества. Энергетическая бедность. Мировой экономический цикл: финансовые рынки, теории цикла и финансовые кризисы. Относительность классических теорий в условиях кризиса, конфликт интересов, возникновение паники. Стационарные режимы и кризис 2008-2009 гг. Долгосрочные стратегии в неустойчивом мире.
  • Потребление в мировой экономике
  • Международные финансы
    Сбережения на уровне семьи, фирмы, государства. Роль финансовых посредников. Финансовая глобализация. Норма сбережений и норма накопления. Переток капитала: прямой и портфельный, частный и государственный, явный и скрытый, переводы частных лиц. Роль курсов валют, процентной ставки и кризисов.
  • Глобализация мировой экономики
    Глобализация до 1 мировой войны и в настоящее время. Роль информационной революции. Финансовый сектор и всеобщая зависимость. Попытки решить проблемы развития. Глобализация как сращивание и выравнивание институтов. Перевороты и революции как смена политики и основ общественной жизни. Интересы элит, старых и новых. Группы интересов: за открытую либеральную экономику или за регионализацию. Инерция развития или свободный выбор пути
  • Международная интеграция
  • Международная торговля
  • Мировая энергетика
    Масштабы мировой энергетической взаимозависимости. Унаследованные ресурсы и активы, использование доходов для модернизации «неэнергетической» экономики. Стейкхолдеры и собственники: различия интересов сторон. География ресурсов нефти, природного газа, угля. Ядерная энергетика. Проблема выбросов парниковых газов.
  • Города
  • История развития мировой экономики
    Устойчивость развития в ретроспективе, прорывы в экономическом росте, демография. Типы обществ и скорость развития, разрыв Европы и Азии в 15 веке. Ряд базовых понятий: ВВП, накопление и потребление, государственные расходы. Рост: доходы и издержки, факторы: труд, капитал, энергий, прогресс, институты. Обеспечение устойчивого развития в широком определении – понимание проблем и рисков. Синопсис курса.
  • Институты в экономической жизни
    Права собственности, контракты, трансакционные издержки, предсказуемость обещаний и контрактов. Типы правовых режимов: англосаксонский, континентальный, азиатский. Либерализм и протекционизм – рациональные решения и их условия. Коррупция как универсальный тормоз развития. Государство как рычаг и тормоз развития.
  • Военная экономика
    Экономика и прогресс как основа истории человечества. Оружие и НТП. Военные расходы, войны и потери. Войны экономические, «холодные» и «горячие»: продолжение политики иными средствами. Неравномерность последствий войн. Инерция и реакция победителей и побежденных. Политика догоняющего (обгоняющего) развития.
  • Глобальные проблемы: продовольствие
    Вопросы к семинарам 1. Трансформация мирового рынка продовольствия 2. В чем причины глобальной продовольственной проблемы на современном этапе 3. Методы борьбы с глобальной продовольственной проблемой
  • Демография и миграция
  • Глобальные проблемы: климат и вода
    Вопросы к семинарам: 1. Экологические проблемы в прошлом и настоящем. Связь между экономическим развитием и состоянием окружающей среды 2. Влияние глобальных изменений климата на мировую экономику. 3. Основные меры по противодействию глобальным изменениям климата. 4. Проблема нехватки пресной воды с точки зрения мирового хозяйства. 5. Окружающая среда в контексте устойчивого развития.
  • Демография
    1. Рост населения мира в ретроспективе и в настоящий момент 2. Прогнозы роста мирового населения в XXI в. 3. Демографическая ситуация в развивающихся странах. 4. Демографическая ситуация в развитых странах. 5. Демографическая политика в странах мира.
  • Фирмы: собственность и управление
    1. Альтернативные теории фирмы. Цели фирмы и ее участников. Границы фирмы. 2. Типы фирм: частнопредпринимательские фирмы, партнерства, кооперативы, корпорации, государственные предприятия. 3. Корпоративное управление. Разделение собственности и управления, пучок собственности. 4. Приватизации 1980-2010-х гг.: теория и практика. 5. Роль корпоративного сектора в мировой экономике. Транснациональные корпорации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на аудиторных занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на аудиторных занятиях + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Булатов А.С. и др. - Мировая экономика и международные экономические отношения. Краткий курс. (Бакалавриат) - КноРус - 2019 - 510с. - ISBN: 978-5-406-06615-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932938
  • Ломакин, В.К. Мировая экономика. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.К. Ломакин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 223 с. - ISBN 978-5-238-01265-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028801
  • Международная экономика : теория и политика, Кругман, П. Р., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, Норт, Д., 1997
  • Мировая экономика: Учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0263-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/396132