• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в мировую экономику

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью освоения дисциплины является подготовка студентов к качественному и количественному анализу экономических проблем в ходе последующего обучения. Дисциплина включает обзор и анализ ключевых проблем мировой экономики, оценку основных факторов, определяющих тенденции ее развития, и обобщение важнейших исследовательских методов экономической науки. В ходе курса студенты получают возможность ознакомиться с широким кругом актуальных исследовательских вопросов, способных впоследствии лечь в основу их самостоятельных научных работ, а также с комплексом исследовательских подходов, применяемых для решения этих вопросов. На семинарских занятиях организованы дискуссии для формирования навыков формулирования и презентации собственных суждений по актуальным экономическим проблемам. Дисциплина предполагает написание эссе, в рамках которого студенты учатся искать и обрабатывать научную литературу, а также пользоваться методами статистического анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов к качественному и количественному анализу экономических проблем;
  • Обзор ключевых проблем мировой экономики, позволяющий выбрать темы для самостоятельной работы на следующих курсах; обзор основных факторов, определяющих развитие мировой экономики в исторической перспективе (ретроспективе)
  • Установление связей между факторами и основными теориями (с учетом школьного курса), целями и методами политики экономического развития;
  • Формирование у студентов понимания важности постоянной работы с историческими и статистическими материалами.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Воспроизводит материал об основных социально- экономических моделях: американской, японской, скандинавской, европейской, латиноамериканской и африканской.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социальная структура общества
    Внутристрановая и межстрановая социальная структура. Высшее общество, средний класс, бедность и социальное неравенство. Социальная структура как стимул или ограничитель роста. Бедность, демографическая проблема и миграция как экстерналии. Глобализация как эффект инфотизации и миграции
  • Экономический рост и его факторы
    Виды экономических ресурсов, капитал и труд, энергия, научно-технический прогресс; их комбинации. Природные ресурсы в меняющих исторических условиях (всегда ли «проклятье»?). Географическое положение, природные условия. Научно-технический прогресс и его воплощение в материальных активах, человеческом капитале. Норма накопления, образование, трудовая этика.
  • Основные социально экономические модели
    Американская модель. Японская модель. Скандинавская модель. Европейская модель. Латиноамериканская модель. Африканская модель.
  • Циклы и кризисы
    Длинные тренды и Кондратьевские циклы. Освоение ресурсов Земли – пределы роста. Римский клуб и глобальные проблемы человечества. Противодействие изменениям климата как объект международного сотрудничества. Энергетическая бедность. Мировой экономический цикл: финансовые рынки, теории цикла и финансовые кризисы. Относительность классических теорий в условиях кризиса, конфликт интересов, возникновение паники. Стационарные режимы и кризис 2008-2009 гг. Долгосрочные стратегии в неустойчивом мире.
  • Потребление в мировой экономике
  • Международные финансы
    Сбережения на уровне семьи, фирмы, государства. Роль финансовых посредников. Финансовая глобализация. Норма сбережений и норма накопления. Переток капитала: прямой и портфельный, частный и государственный, явный и скрытый, переводы частных лиц. Роль курсов валют, процентной ставки и кризисов.
  • Глобализация мировой экономики
    Глобализация до 1 мировой войны и в настоящее время. Роль информационной революции. Финансовый сектор и всеобщая зависимость. Попытки решить проблемы развития. Глобализация как сращивание и выравнивание институтов. Перевороты и революции как смена политики и основ общественной жизни. Интересы элит, старых и новых. Группы интересов: за открытую либеральную экономику или за регионализацию. Инерция развития или свободный выбор пути
  • Международная интеграция
  • Международная торговля
  • Мировая энергетика
    Масштабы мировой энергетической взаимозависимости. Унаследованные ресурсы и активы, использование доходов для модернизации «неэнергетической» экономики. Стейкхолдеры и собственники: различия интересов сторон. География ресурсов нефти, природного газа, угля. Ядерная энергетика. Проблема выбросов парниковых газов.
  • Города
  • История развития мировой экономики
    Устойчивость развития в ретроспективе, прорывы в экономическом росте, демография. Типы обществ и скорость развития, разрыв Европы и Азии в 15 веке. Ряд базовых понятий: ВВП, накопление и потребление, государственные расходы. Рост: доходы и издержки, факторы: труд, капитал, энергий, прогресс, институты. Обеспечение устойчивого развития в широком определении – понимание проблем и рисков. Синопсис курса.
  • Институты в экономической жизни
    Права собственности, контракты, трансакционные издержки, предсказуемость обещаний и контрактов. Типы правовых режимов: англосаксонский, континентальный, азиатский. Либерализм и протекционизм – рациональные решения и их условия. Коррупция как универсальный тормоз развития. Государство как рычаг и тормоз развития.
  • Военная экономика
    Экономика и прогресс как основа истории человечества. Оружие и НТП. Военные расходы, войны и потери. Войны экономические, «холодные» и «горячие»: продолжение политики иными средствами. Неравномерность последствий войн. Инерция и реакция победителей и побежденных. Политика догоняющего (обгоняющего) развития.
  • Глобальные проблемы: продовольствие
    Вопросы к семинарам 1. Трансформация мирового рынка продовольствия 2. В чем причины глобальной продовольственной проблемы на современном этапе 3. Методы борьбы с глобальной продовольственной проблемой
  • Демография и миграция
  • Глобальные проблемы: климат и вода
    Вопросы к семинарам: 1. Экологические проблемы в прошлом и настоящем. Связь между экономическим развитием и состоянием окружающей среды 2. Влияние глобальных изменений климата на мировую экономику. 3. Основные меры по противодействию глобальным изменениям климата. 4. Проблема нехватки пресной воды с точки зрения мирового хозяйства. 5. Окружающая среда в контексте устойчивого развития.
  • Демография
    1. Рост населения мира в ретроспективе и в настоящий момент 2. Прогнозы роста мирового населения в XXI в. 3. Демографическая ситуация в развивающихся странах. 4. Демографическая ситуация в развитых странах. 5. Демографическая политика в странах мира.
  • Фирмы: собственность и управление
    1. Альтернативные теории фирмы. Цели фирмы и ее участников. Границы фирмы. 2. Типы фирм: частнопредпринимательские фирмы, партнерства, кооперативы, корпорации, государственные предприятия. 3. Корпоративное управление. Разделение собственности и управления, пучок собственности. 4. Приватизации 1980-2010-х гг.: теория и практика. 5. Роль корпоративного сектора в мировой экономике. Транснациональные корпорации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Активность на аудиторных занятиях (неблокирующий)
  • Эссе (неблокирующий)
  • Домашнее задание (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на аудиторных занятиях + 0.1 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, Норт Д., Нестеренко А. Н., Мильнера Б. З., 1997
  • Международная экономика : теория и политика, Кругман П. Р., Обстфельд М., Кузина В., Лисочкиной О., Шимко П. Д., 2003
  • Мировая экономика : учебник для вузов, Ломакин В. К., 2001
  • Мировая экономика : учебник, Кудров В. М., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всемирная торговая организация, Дюмулен И. И., 2003