• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Микроэкономика (продвинутый уровень)

Статус: Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Мировая экономика
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 108

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассматривает принятие экономических решений домашними хозяйствами и фирмами, а также формы взаимодействия этих агентов при определении объемов выпуска и цен товаров и факторов производства. В нем также анализируются принципы микроэкономической политики и роль правительства в распределении ресурсов. В 4 модуле 2019/2020 учебного года занятия будут проходить онлайн на платформе ZOOM.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами экономическими принципами, необходимыми для анализа различных экономических проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Находит спрос потребителя и проводит анализ сравнительной статики, объясняет наблюдаемый выбор потребителя
  • Формализует задачу и строит модель выбора в условиях неопределенности, находит выбор агента и проводит анализ сравнительной статики, интерпретирует полученные результаты
  • Находит спрос на факторы производства/предложение готовой продукции, издержки фирмы, объясняет связь между свойствами полученных функций и свойствами технологий
  • Строит модель частичного равновесия, находит равновесие, анализирует его эффективность, анализирует последствия государственного регулирования в рамках модели частичного равновесия и интерпретирует полученные результаты
  • Строит модель монополии/монопсонии (в том числе для монополиста, действующего на нескольких рынках), находит равновесие, анализирует его эффективность, предлагает и сравнивает методы государственного регулирования
  • Называет ключевые концепции теории игр и применяет их для анализа стратегического взаимодействия, находит равновесие в моделях олигополии, анализирует его эффективность, проводит анализ сравнительной статики и объясняет полученные результаты
  • Строит модель многопериодного выбора фирмы/потребителя, находит равновесие в двухпериодной модели, анализирует сравнительную статику и интерпретирует полученные результаты
  • Строит модель частичного равновесия при наличии экстерналий/общественных благ, находит равновесие, анализирует его эффективность, предлагает и сравнивает методы государственного регулирования
  • Находит равновесие, Парето-оптимальные распределения, формулирует теоремы благосостояния
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория потребителя
    Предпочтения и полезность Выбор потребителя Спрос и сравнительная статика. Декомпозиция Слуцкого Предложение труда Многопериодный выбор потребителя Денежная оценка выигрыша потребителя (излишек потребителя)
  • Теория выбора в условиях неопределенности
    (Индивидуально) рациональное поведение в условиях неопределенности. Контингентные товары, ожидаемая полезность, отношение к риску. Выбор в условиях неопределенности: спрос на страховку и спрос на рисковый актив. Цена информации.
  • Теория производителя
    Технологии. Минимизация издержек. Максимизация прибыли и предложение конкурентной фирмы.
  • Частичное равновесие (совершенная конкуренция)
    Рыночный спрос. Предложение конкурентной отрасли и частичное равновесие. Частичное равновесие и оптимальность. Анализ государственной политики.
  • Рыночные структуры: монополия и монополистическое поведение
    Максимизация прибыли монополистом. Неэффективность монополии и регулирование. Монопсония. Ценовая дискриминация
  • Рыночные структуры: стратегические взаимодействия
    Базовые понятия теории игр (описание игры, игра в нормальной форме, строго доминирующие стратегии, равновесие по Нэшу в чистых стратегиях, динамические игры и равновесие совершенное в подыграх) Стратегические взаимодействия фирм; одновременный выбор выпусков: модель Курно. Преимущество первого хода: модель Штакельберга. Конкуренция цен: модель Бертрана. Дифференцированные товары.
  • Инвестиции, время и рынки капитала
    Разделение решений о потреблении и инвестициях Критерий чистой приведенной стоимости (NPV) Применение критерия NPV: добыча истощаемого ресурса
  • Провалы рынка: экстерналии и общественные товары
    Экстерналии и неэффективность. Подходы к решению проблемы: нормативы, налоги (субсидии) Пигу, торгуемые разрешения на выбросы, интернализация внешнего воздействия; внешние эффекты и права собственности: теорема Коуза. Общественные блага. Условие эффективности, проблема безбилетника.
  • Общее равновесие (если останется время)
    Равновесие в экономике обмена с двумя потребителями и двумя товарами. Графическая иллюстрация в ящике Эджворта. Парето оптимальные распределения и контрактная кривая. Теоремы благосостояния. Экономика Робинзона Крузо.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий квизы
    В случае неявки на какой-либо элемент контроля студенту выставляется 0 баллов за соответствующий элемент. Квизы и контрольная работа не подлежат пересдаче/переписывания даже в том случае, если студент представил медицинскую справку.
  • неблокирующий контрольная работа №1
    В случае неявки на какой-либо элемент контроля студенту выставляется 0 баллов за соответствующий элемент. Квизы и контрольная работа не подлежат пересдаче/переписывания даже в том случае, если студент представил медицинскую справку.
  • неблокирующий Финальный экзамен (устный)
    Экзамен проводится в устной форме на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться согласно индивидуальному расписанию, которое будет выслано через LMS накануне экзамена. Студент должен подключиться за 5 минут до начала и ждать приглашения в зале ожидания. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры, микрофона, мышки и поддержка платформы ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно расписанию, в течение всего экзамена у студента должны быть включены камера и микрофон, причем руки и стол студента должны быть видны экзаменатору. Студенту рекомендуется до начала экзамена опробовать платформу zoom, а также потренироваться в использовании доски сообщений и доступых в ней интсрументов для рисования графиков и создания надписей. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться какими-либо гаджетами за исключением ноутбука, открывать на ноутбуке что-либо помимо ZOOM. Во время экзамена студент должен находиться в комнате один. Для доступа к экзамену требуется документ удостоверяющий личность. Его в развернутом виде необходимо будет продемонстрировать экзаменатору перед началом экзамена, а затем убрать со стола. Также перед началом экзамена студент должен медленно и плавно продемонстрировать на камеру рабочее место и комнату (обвести камеру на 360 градусов вокруг себя), в которой студент сдает экзамен, а также студент должен показать на камеру (с двух сторон) три чистых белых нелинованные листа A4, которые будут использоваться в ходя экзамена. После начала экзамена у студента на столе, помимо компьютера с мышкой, камерой и микрофоном, должны быть три предъявленных листа А4, ручка черного цвета, ручка синего цвета и больше НИЧЕГО. Студент не может иметь при себе телефон, калькулятор, пенал, линейку, какие-либо бумажные или электронные материалы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее трех минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение, равное или превышающее 3 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи. Если к моменту проведения пересдачи будет возможно проведение экзамена оффлайн, то пересдача будет проходить в письменной форме и включать решение заданий (как практического, так и теоретического характера) по темам курса. Если проведение оффлайн пересдачи будет невозможно, то пересдача будет организована в устной форме с решением заданий по разным разделам курса. Задания для пересдачи могут существенно отличаться от заданий для основного экзамена. Пересдаче (как на первой пересдаче, так и на комиссии) подлежит только экзамен. Экзамен и пересдачи могут включать вопросы по любым темам курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка за курс формируется из средней оценки за квизы (Оквизы), оценки за контрольную работу 2-го модуля (О2), и оценки за экзамен (Оэкз) согласно формуле: 0.2Оквизы + 0.2О2 +0.6Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход : учебник для вузов, Вэриан, Х. Р., 1997

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001