• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Теория и практика исторических реконструкций

Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и практика исторических реконструкций» дает представление о теоретических и методических основах формирования верифицируемого знания о прошлом на основании ретроспективной информации, сохранившейся в исторических источниках. В результате освоения дисциплины студенты смогут определять тексты, которые являются историческими источниками для решения конкретных вопросов, изучаемых историком, оценивать информационный потенциал различных видов исторических источников, использовать оптимальные методы получения и обработки ретроспективной информации, применять полученные знания для решения конкретно-исторических проблем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство магистрантов с понятийным аппаратом конкретно-исторического исследования
  • освоение процедуры научной реконструкции событий прошлого
  • приобретение навыков анализа ретроспективной информации исторических источников, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов
  • знакомство с литературой по теории и практике исторических реконструкций
  • формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • студент обладает знаниями базовых понятий
  • студент дает определение объекта и предмета исторического исследования
  • студент усваивает критерии отнесения текста к числу исторических источников
  • студент владеет принципами отображения реальности в исторических источниках
  • студент корректно использует терминологию
  • студент дает определение научной исторической реконструкции
  • студент обладает общими представлениями о специфике отображения реальности в текстах
  • студент корректно использует специальные термины
  • студент использует специфические методы работы с ретроспективной информацией
  • студент обладает знаниями базовых понятий, критериев и принципов изучения истории
  • студент дает квалификацию роли истории текста исторического источника в оценке достоверности его информации
  • студент владеет основными принципами общей характеристики исторического источника
  • студент использует специальные методы анализа ретроспективной информации, сохранившейся в исходном тексте, его изводах и редакциях
  • студент работает со списками исторического источника как специфическими носителями ретроспективной информации
  • студент обладает знаниями базовых понятий эмпирических оснований исторических реконструкций
  • студент дает определение реальных списков и реконструкций исторических источников
  • студент усваивает критерии установления контаминированных и реконструированных текстов
  • студент владеет принципами использования контаминаций и реконструкций текстов источников в конкретно-исторических исследованиях
  • студент дает определение ретроспективной информации
  • студент обладает общими представлениями о значениях и смыслах текстов исторических источников
  • студент различает виды ретроспективной информации
  • студент дает определение верифицируемой ретроспективной информации
  • студент дает квалификацию верифицируемой ретроспективной информации как основы научной исторической реконструкции
  • студент владеет основными принципами выделения верифицируемой ретроспективной информации
  • студент использует специальные методы обработки верифицируемой ретроспективной информации
  • студент работает со списками исторического источника как носителями верифицируемой ретроспективной информации
  • студент обладает знаниями базовых понятий, связанных с повторяющейся ретроспективной информацией
  • студент дает определение повторяющейся ретроспективной информации
  • студент усваивает критерии выделения повторяющейся ретроспективной информации
  • студент владеет принципами обработки повторяющейся ретроспективной информации
  • студент корректно использует повторяющуюся ретроспективную информацию в конкретно-исторических исследованиях
  • студент обладает знаниями базовых понятий, связанных с уникальной ретроспективной информацией
  • студент дает определение уникальной ретроспективной информации
  • студент усваивает критерии выделения уникальной ретроспективной информации
  • студент владеет принципами обработки уникальной ретроспективной информации
  • студент корректно использует уникальную ретроспективную информацию в конкретно-исторических исследованиях
  • студент обладает знаниями базовых понятий, связанных с научной исторической реконструкцией
  • студент владеет методами датировки и локализации исторических событий
  • студент владеет методами идентификации исторических личностей и исторических событий
  • студент дает квалифицированную характеристику исторических событий и личностей
  • студент корректно использует прямые и косвенные оценки и характеристики современников в научных исторических реконструкциях
  • студент обладает критериями проверки эмпирических оснований исторических реконструкций
  • студент проверяет логические основания исторических реконструкций
  • студент усваивает критерии проверки информационных оснований исторических реконструкций
  • студент владеет принципами историко-контекстуальной проверки исторических реконструкций
  • студент дает общую характеристику исторических реконструкций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Объект и предмет исторического исследования
    Эволюция представлений об объекте изучения в истории. Психологический «поворот» и его роль в уточнении представлений об объекте изучения в истории. Лингвистический «поворот» и его роль в уточнении представлений об объекте изучения в истории. Постмодерн: «кризис» исторической науки и выход из него. Современные дискуссии об объекте изучения истории.
  • Тема 2. Научная историческая реконструкция и историческая реальность
    Гуманитарный и научный «полюса» в исторической науке. Критерии научности в гуманитарных дисциплинах. Понятие научной исторической реконструкции. Научная историческая реконструкция как «объективная реальность». Экспертная оценка научной исторической реконструкции. Верификация и фальсификация исторических реконструкций.
  • Тема 3. Эволюция оснований исторических реконструкций
    Критерий авторитета. Критерий подлинности источника. Критерий полноты освещения. Критерии рационализма: «здравый смысл» и его критика; логика построения реконструкции. История текста источника и ее роль в оценке ретроспективной информации. Общая характеристика источника как критерий его достоверности. Проблема поиска достоверной информации в неподлинном источнике.
  • Тема 4. Эмпирические основания исторических реконструкций
    Реальные списки и реконструкции текстов произведений. Основания реконструкций исторических источников. Контаминированные и реконструированные тексты. Место и роль контаминаций и реконструкций текстов в научной исторической реконструкции.
  • Тема 5. Структура ретроспективной информации исторического источника
    Понятие ретроспективной информации. Значения и смыслы текстов исторических источников: принцип многоярусной семантики. Намеренная и ненамеренная информация. Прямая и косвенная информация. Объективная и субъективная информация. Верифицируемая, повторяющаяся и уникальная информация.
  • Тема 6. Верифицируемая ретроспективная информация как основа научной исторической реконструкции
    Определение верифицируемой ретроспективной информации. Методика выявления верифицируемой ретроспективной информации. Проблема идентификации информации исторических источников. Проблема корректной перекодировки ретроспективной информации. Разработка метаязыка корректного описания исторических событий.
  • Тема 7. Место и функции повторяющейся информации в научных исторических реконструкциях
    Виды повторяющейся информации. Методика выявления повторяющейся информации исторических источников. Выявление круга чтения автора. Прямые и косвенные цитаты. Аллюзии и реминисценции. «Общие места» и «топосы». «Бродячие сюжеты». «Устойчивые формулировки» и «литературный этикет». «Память контекста» и ее использование в исторической реконструкции.
  • Тема 8. Место и функции уникальной ретроспективной информация в научных исторических реконструкциях
    Методы обработки уникальной ретроспективной информации. Фальсификация уникальной ретроспективной информации данными и методами специальных исторических дисциплин. Прямая и косвенная уникальная временнáя информация. Прямая и косвенная уникальная пространственная информация. Прямая и косвенная информация о личности.
  • Тема 9. Научная историческая реконструкция: синтез ретроспективной информации источников
    Методы датировки исторических событий. Методы локализации исторических событий. Методы идентификации исторических личностей. Методы идентификации исторических событий. Проблемы характеристики исторических событий и личностей. Использование прямых и косвенных оценок и характеристик современников в научных исторических реконструкциях.
  • Тема 10. Экспертная оценка конкретно-исторической реконструкции
    Проверка эмпирических оснований исторической реконструкции. Проверка логических оснований исторической реконструкции. Проверка информационных оснований исторической реконструкции. Историко-контекстуальная проверка исторической реконструкции. Общая характеристика исторической реконструкции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Реферат (неблокирующий)
  • Домашнее задание (неблокирующий)
  • Активность на семинарах (неблокирующий)
  • Устный опрос (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах + 0.15 * Активность на семинарах + 0.15 * Активность на семинарах + 0.15 * Домашнее задание + 0.15 * Домашнее задание + 0.15 * Домашнее задание + 0.15 * Реферат + 0.15 * Реферат + 0.15 * Реферат + 0.15 * Устный опрос + 0.15 * Устный опрос + 0.15 * Устный опрос + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Экзамен