• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория игр

Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Некооперативная теория игр, изучающая стратегическое взаимодействие рациональных агентов, является не просто увлекательным предметом, но и, в значительной степени, основным языком современной микроэкономики. Теория игр играет центральную роль в теории отраслевой организации, теории контрактов, теории корпоративных финансов и многих других областях. Область применения теории игр включает не только экономические дисциплины, но и биологию, политологию, военное дело и др. Успешное овладение базовыми понятиями и приемами анализа важно для освоения материала многих других курсов, оно также откроет новые возможности для самостоятельной научной работы с использованием методов теоретико-игрового анализа, а также может способствовать развитию полезного в жизни стратегического мышления. Курс является курсом по выбору для студентов бакалаврских программ «Экономика» и «Экономика и статистика». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • знать и уметь применять основные результаты, изученные в курсе математического анализа, включая методы оптимизации, и теории вероятностей. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • микроэкономика, • теория отраслевой организации, • теория контрактов, • экономика труда, • экономика общественного сектора.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить слушателей с основными понятиями и результатами некооперативной теории игр
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Умение формулировать игру.
  • Умение находить решения, исключая доминируемые стратегии.
  • Умение находить равновесия Нэша в играх в нормальной форме с полной информацией.
  • Умение формулировать игру в развернутой форме, выделять информационные множества.
  • Умение представлять игры в развернутой форме как игру в нормальной форме и наоборот.
  • Умение находить равновесие Нэша, совершенное на подыграх.
  • Умение находить равновесия в повторяющихся играх.
  • Умение находить равновесие Байеса-Нэша.
  • Умение находить равновесные ставки и доход от аукциона.
  • Умение находить секценциальные равновесия.
  • Умение находить равновесия в сигнальных играх.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет теории игр.
    Основные понятия: игрок, стратегия, платёж. Примеры игр в нормальной форме.
  • Тема 2. Игры в нормальной форме.
    Понятие «решения» игры. Доминируемые стратегии. Итерационное исключение по (сильному) доминированию.
  • Тема 3. Чистые и смешанные стратегии. Понятие наилучшего ответа. Равновесие по Нэшу (в чистых и смешанных стратегиях).
    Существование равновесий Нэша. Обсуждение понятия равновесия по Нэшу.
  • Тема 4. Игры в развернутой форме. Информационные множества. Случайные ходы.
  • Тема 5. Соответствие между играми в нормальной и развернутой форме. Поведенческие и смешанные стратегии.
  • Тема 6. Рафинирование равновесий Нэша. Равновесия, совершенные по подыграм. Метод обратной индукции (алгоритм Цермело-Куна). Модель торга.
  • Тема 7. Повторяющиеся игры. Народные теоремы. Совершенные равновесия в бесконечно повторяющихся играх; отличие от игр, повторяющихся конечное число раз.
  • Тема 8. Статические игры с неполной информацией. Понятие равновесия Байеса-Нэша.
    Примеры. Использование игр с неполной информацией для «оправдания» смешанных равновесий.
  • Тема 9. Аукционы. Основные форматы аукционов. Теорема об эквивалентности доходов.
  • Тема 10. Рафинирование для игр с несовершенной/неполной информацией. Секвенциальная рациональность и веры. Секвенциальное равновесие. Совершенное байесовское равновесие.
  • Тема 11. Игры с сигнализированием. Дальнейшее рафинирование: интуитивный критерий. Коммуникация (модель «пустой болтовни» Кроуфорда-Собеля).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Контрольная работа
    Задания контрольной работы состоят из задач, эквивалентных или аналогичных тем, которые были разобраны на лекциях и семинарах или были даны студентам в домашних заданиях для самостоятельной работы.
  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание
    Текущий контроль знаний по дисциплине осуществляется путем оценки усвоения материала при выполнении домашних заданий. Студенты выполняют письменное домашнее задание, состоящее из 4 частей, и сдают их преподавателям на проверку не позднее обозначенного срока сдачи.
  • неблокирующий Created with Sketch. Финальная контрольная работа
    Задания контрольной работы состоят из задач, эквивалентных или аналогичных тем, которые были разобраны на лекциях и семинарах или были даны студентам в домашних заданиях для самостоятельной работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.28 * Домашнее задание + 0.28 * Контрольная работа + 0.44 * Финальная контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория игр в общественных науках : учебник для вузов, Захаров А. В., Савватеев А. В., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A course in microeconomic theory, Kreps D. M., 1990
  • An introduction to game theory, Osborne M. J., 2009
  • Binmore, K. (2007). Playing for Real: A Text on Game Theory. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195300574
  • Drew Fudenberg, & Jean Tirole. (1991). Game Theory. The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.mtp.titles.0262061414
  • Gibbons, R. (1992). Game Theory for Applied Economists. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=390677
  • Martin J Osborne, & Ariel Rubinstein. (2009). A Course in Game Theory. Levine’s Bibliography. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.cla.levrem.814577000000000225
  • Myerson, R. B. (1991). Game Theory : Analysis of Conflict. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=562543