Бакалавриат
2019/2020
Социологические методы изучения культуры
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Борусяк Любовь Фридриховна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе изучения курса Социологические методы изучения культуры студенты 1 курса бакалавриата знакомятся с основными методами социологического изучения социокультурных процессов. Первый модуль посвящен изучению количественных методов исследования (массовых опросов): историю их возникновения, основные достоинства и ограничения, порядок и правила проведения исследований. Студенты выбирают и согласовывают с преподавателем тему самостоятельного исследования и проводят его в течение прохождения курса. Второй модуль посвящен изучению качественных методов социологических методов исследования культуры: фокус-групп и глубинного интервью. Целей, которые позволяют достичь качественные исследования, порядка их проведения. В ходе изучения темы «Фокус-группы» студенты становятся участниками учебной фокус-группы, на практике изучают проективные методы, которые применяются на фокус-группы. После изучения теории глубинных интервью студенты дают и проводят учебные интервью.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов первого курса направления «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» базовых теоретических знаний и практических навыков, связанных с проведением социологических исследований.
Планируемые результаты обучения
- Знать основы теории проведения социологических исследований
- Уметь применять методы научного исследования
- Уметь критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт по проведению социологических исследований
- Уметь разрабатывать инструментарий для проведения количественных социологических исследований
- Уметь анализировать результаты проведенных исследований
- Уметь делать выводы и разрабатывать конкретные рекомендации по их итогам
- Иметь навыки самостоятельного проведения количественного социологического исследования
- Уметь разрабатывать инструментарий для проведения качественных социологических исследований
- Иметь навыки работы с научной литературой
- Иметь навыки оформления и презентации научного проекта
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Количественные и качественные методы социологических исследований.История возникновения и развития, области применения.
- Тема 2. Количественные методы социологических исследований.Подготовительный этап исследования. Общее представление о выборке. Разработка вопросника: структура и логика вопросника, типы вопросов, правила формулировок вопросов. Способы проведения массовых опросов. Анализ результатов, способы выработки рекомендаций и предложений.
- Тема 3. Качественные социологические и маркетинговые исследования.Основные цели, задачи, преимущества и ограничения качественных социологических и маркетинговых исследований. Цели и задачи проведения фокус-групп и глубинных интервью. Этапы подготовки, организации и проведения качественных социологических исследований.
- Тема 4. Респонденты в количественных и качественных исследованиях.Различия в методах и порядке отбора. Понятие репрезентативности в количественных и качественных методах исследований.
- Тема 5. Модератор и его роль в проведении исследований. Интервьюер.Работа модератора с клиентами и участниками фокус-групп. Основные профессиональные качества хорошего модератора. Интервьюер и его основные профессиональные качества.
- Тема 6. Фокус-группы.План (гайд) фокус группы: правила составления. Возможности изменения гайда в ходе фокус-группа. Порядок проведения фокус-групп. Подведение итогов фокус-групп, анализ, разработка обоснованных рекомендаций.
- Тема 7. Глубинные интервью.Основные теоретические и практические представления о глубинном интервью.
Элементы контроля
- Итоговое исследованиеВыставление положительной итоговой оценки (4 балла и выше по 10-балльной шкале) возможно только при условии получения преподавателем готового отчета о проведении социологического исследования.
- Активность на семинарских занятиях