• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Российско-британские отношения: история и современность

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Российско-британские отношения: история и современность» для образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» направления подготовки 45.03.02 Лингвистика уровень бакалавр Разработчик программы: Колыхалова О.А. Научно-исследовательский семинар предполагает знакомство участников семинара с актуальной проблематикой, связанной с российско-британскими отношениями, которые имеют давнюю историю, где были подъемы и спады, сотрудничество и союзничество, но также соперничество и противостояние. При всех различиях двух стран, они переживали и переживают сейчас сходные процессы, имея ввиду распад империй, снижение роли и веса в мировой политике, поиски своего достойного места в современном мире. Стоит отметить также, что история отношений между двумя странами никогда не ограничивалась только политическими, экономическими связями, имперскими конфликтами, существовала некая мистическая нить, связующая два столь разных и не всегда политически дружелюбно настроенных по отношению друг к другу народа. Корни этих симпатий очень глубоки и разветвлены, что приводило в определенные периоды истории не только к распространению англомании, но и англофильству. В основе курса – изучение богатой и непростой истории взаимоотношений России и Британии. Предлагаемые темы семинаров: 1. Русско-английские связи XVI-XVIII века. 2. Политические отношения России и Британии, политические стереотипы. 3. Взаимовыгодное сотрудничество России и Британии. 4. Русские писатели об Англии. 1646-1945. 5. Советские писатели об Англии. 6. Английские писатели о Стране Советов. 7. Восприятие русскими Запада. 8. Английские предрассудки. 9. Отношения России и Англии в 21 веке: состояние и перспективы. 10. У Московских берегов. Русско-английские отношения в XVI веке. 11. У Темзких берегов. Россияне в Британия в XVII-XIX веках. 12. У Невских берегов. Британцы в Петербурге в XVII-XIX веках. 13. У Невских берегов. Британцы в Петербурге в XVII-XIX веках. 14. Русская эмиграция в Англии. 15. Русские и советские писатели об Англии. 1646-1945. 16. Отношения России и Англии: состояние и перспективы, политические стереотипы. Целью семинара является: расширение кругозора студента, развитие мышления и воображения, эвристических навыков научного поиска и исследовательской работы; овладение методикой выбора методологии междисциплинарного исследования; развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований. Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общепрофессиональную и гуманитарную подготовку.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системного представления об эволюции российско-британских отношений и о том, какой глубокий след россияне оставили в культуре Британии, а британцы в становлении и развитии России; развитие у студентов эвристических навыков научного поиска и исследовательской работы; формирование у студентов теоретического базиса для проведения историографического обзора литературы, отечественной и зарубежной в XVIII - начале XXI вв., связанной с развитием отношений между Россией и Великобританией; развитие и совершенствование навыков поиска и анализа текстового и языкового материала; развитие и совершенствование профессионально-дискурсивных умений и навыков в рамках тематики курса; развитие навыков оформления научного исследования и презентации его результатов; развитие навыков академического письма, подготовки текста курсовой работы; формирование навыков самостоятельной работы; развитие и совершенствование речевых навыков студентов, расширение репертуара языковых средств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются: • формирование у студентов системного представления об эволюции российско-британских отношений и о том, какой глубокий след россияне оставили в культуре Британии, а британцы в становлении и развитии России;
  • Умеет: реферировать и анализировать научную литературу по тематике курса; планировать научное исследование в рамках курса с адекватной постановкой цели и задач, структурированием материала и использованием соответствующих методов анализа; проводить анализ материалов с использованием современных подходов и методов.
  • Имеет навыки: сбора, систематизации и анализа языкового материала; оформления и презентации научного проекта.
  • Знает: исторические предпосылки российско-британских отношений, с учетом геополитического аспекта; основные этапы развития российско-британских отношений, факторы, способствовавшие их формированию, их современное состояние и основные тенденции в их развитии; Российско-британские внешнеполитические отношения и династические связи; истоки российской ксенофобия и британской русофобии, англомании и англофильства.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования.
    Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования. Критерии оценки и правила сдачи самостоятельной работы. Параметры выбора эмпирического материала. Общие цели исследования. Правила оформления научного проекта.
  • Тема 2. Русско-английские связи в XVI-XX веках: почти пять веков захватывающей истории.
    Вторая половина XVI века: начало русско-британских дипломатических отношений. Торговые интересы Англии в Московии. Планы колонизации Русского Севера в XVII веке. Британцы и первые Романовы. Британское влияние в России в XVIII веке. Реформы Петра I. Правление Екатерины II. Обучение российской молодежи в Британии. «Европеизация» россиян в XVIII веке. Александр I, его визит в Англию (1814 г.) и Георг-регент. Визит императора Николая I в Великобританию (1844), сближение двух стран в международных вопросах. Невозможный союз: почему Александр II не женился на британской королеве. Александр III - Царь-Миротворец. «Когда Русский Царь удит рыбу, Европа может подождать». Предательство или политическая мудрость? Почему британский король не спас семью Романовых. Николай II и Георг V.
  • Тема 3. Судьбы русских после революции в Британии.
    Поместье Кенвуд. Романовы в эмиграции. Дом вышивки «Китмир». Дом моды «Итеб».
  • Тема 4. Российско-британское экономическое сотрудничество.
    Савва Морозов и хлопчатобумажная промышленность в России. Джон Джеймс Юз (или Хьюз) и металлургия. Современные тенденции в экономических отношениях двух стран.
  • Тема 5. Дягилевские сезоны.
    Лондонский сезон балета Дягилева. Королевский балет Великобритании и Ballets Russes Сергея Дягилева.
  • Тема 6. Англия глазами русских.
    Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника. Англия». А.И. Тургенев «Дневник в Англии». И.И. Гончаров «Фрегат «Паллада». А.И. Герцен. Славянофилы англофилы? Констанс Гарнетт.
  • Тема 7. Первые переводы русской художественной литературы в Британии.
    Самые читаемые русские писатели в Британии: Ф.М. Достоевский; Л.Н. Толстой; А.П. Чехов.
  • Тема 8. Россия глазами англичан.
    Льюис Кэрролл. Сомерсет Моэм. Редьярд Киплинг. Джон Голсуорси. Бернард Шоу.
  • Тема 9. Английские места в Москве.
    Старый английский двор. Башни Кремля. Кремль. Сухарева башня. Большой Петровский театр. Англиканская церковь Святого Андрея. «Метрополь». ЦУМ.
  • НИС 2. Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования.
    Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования. Критерии оценки и правила сдачи самостоятельной работы. Параметры выбора эмпирического материала. Общие цели исследования. Правила оформления научного проекта.
  • НИС 2. Тема 2. Русско-английские связи: войны и союзничество.
    Крымская война. Причины конфликта. Изображение Крымской войны в английской и русской литературе, искусстве. Лингвистическое наследие Крымской войны. Отношения России и Великобритании на начальном этапе первой мировой войны (1914 г.) Изображение Первой мировой войны британскими художниками. Солдаты культуры: русские писатели и художники на Первой мировой войне. Особый Жаргон Войны. Словарь войны. Политика Антанты и Великобритании по отношению к Советской власти. Интервенция Антанты в Россию и поддержка белого движения (1917- начало 1919 гг.)
  • НИС 2. Тема 3. Русская эмиграция в Англии в первой трети ХХ века.
    Тургенев, Герцен, Кропоткин, Эртель, Степняк-Кравчинский. Толстовская колония. Хомяков, Бердяев. Набоков, Тыркова-Вильямс, Котелянский. Периодические издания: “The New Russia”, “Russian Life”, “The Russian Gazette”.
  • НИС 2. Тема 4. Политика Великобритании в отношении СССР (30-е гг. ХХ века): главные факторы.
  • НИС 2. Тема 5. Вторая Мировая Война. Три великие союзные державы. «Большая тройка».
    Тегеран. Ялта. Потсдам. Цецилиенхоф.
  • НИС 2. Тема 8. Русские в Оксфорде: краткий обзор истории.
    Русских студенты с петровских времен. Представители российской аристократии и даже члены царской семьи (конец XVIII и XIX век). Первые россияне, получившие почетную степень доктора гражданского права в Оксфорде. Отпрысков крупных аристократических родов России в Оксфорде (XIX – начале ХХ века). Русские в Оксфорде после революции. Русские в Оксфорде после смерти Сталина. Русский Оксфорд после падения «железного занавеса».
  • Тема 2. Русско-английские связи в XVI-XX веках: почти пять веков захватывающей истории.
    Вторая половина XVI века: начало русско-британских дипломатических отношений. Торговые интересы Англии в Московии. Планы колонизации Русского Севера в XVII веке. Британцы и первые Романовы. Британское влияние в России в XVIII веке. Реформы Петра I. Правление Екатерины II. Обучение российской молодежи в Британии. «Европеизация» россиян в XVIII веке. Александр I, его визит в Англию (1814 г.) и Георг-регент. Визит императора Николая I в Великобританию (1844), сближение двух стран в международных вопросах. Невозможный союз: почему Александр II не женился на британской королеве. Александр III - Царь-Миротворец. «Когда Русский Царь удит рыбу, Европа может подождать». Предательство или политическая мудрость? Почему британский король не спас семью Романовых. Николай II и Георг V.
  • Тема 3. Судьбы русских после революции в Британии.
    Поместье Кенвуд. Романовы в эмиграции. Дом вышивки «Китмир». Дом моды «Итеб».
  • Тема 4. Российско-британское экономическое сотрудничество.
    Савва Морозов и хлопчатобумажная промышленность в России. Джон Джеймс Юз (или Хьюз) и металлургия. Современные тенденции в экономических отношениях двух стран.
  • Тема 5. Дягилевские сезоны.
    Лондонский сезон балета Дягилева. Королевский балет Великобритании и Ballets Russes Сергея Дягилева
  • Тема 6. Англия глазами русских.
    Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника. Англия». А.И. Тургенев «Дневник в Англии». И.И. Гончаров «Фрегат «Паллада». А.И. Герцен. Славянофилы англофилы? Констанс Гарнетт.
  • Тема 7. Первые переводы русской художественной литературы в Британии.
    Самые читаемые русские писатели в Британии: Ф.М. Достоевский; Л.Н. Толстой; А.П. Чехов.
  • Тема 8. Россия глазами англичан.
    Льюис Кэрролл. Сомерсет Моэм. Редьярд Киплинг. Джон Голсуорси. Бернард Шоу.
  • Тема 9. Английские места в Москве. Старый английский двор. Башни Кремля. Кремль. Сухарева башня. Большой Петровский театр. Англиканская церковь Святого Андрея. «Метрополь». ЦУМ.
    Старый английский двор. Башни Кремля. Кремль. Сухарева башня. Большой Петровский театр. Англиканская церковь Святого Андрея. «Метрополь». ЦУМ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Предоставление текущих заданий.
  • неблокирующий Презентация творческих заданий.
  • неблокирующий Подготовка и представление финального проекта.
  • неблокирующий Письменный экзамен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Письменный экзамен. + 0.2 * Подготовка и представление финального проекта. + 0.2 * Предоставление текущих заданий. + 0.2 * Презентация творческих заданий.