• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Креативное письмо

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Задирко Екатерина Сергеевна, Кукулин Илья Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс позволяет слушателям научиться писать неакадемические рецензии, узнать, как вести блог об искусстве и как брать интервью, как найти эксперта для «круглого стола» или для высказываний по общественно значимым культурным вопросам, а также обсудить этические проблемы публичной дискуссии в медиа и социальных сетях. На семинарах слушателям предлагаются оригинальные творческие задания, на лекциях – разборы сложных кейсов из практики современных медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В современном информационном обществе количество авторов, прежде относительно небольшое, предельно расширилось; можно предполагать, что значительной части выпускников программы «Культурология» придется не только создавать академические тексты, но и писать заметки в блогах, пресс-релизы, отчеты об организованных ими мероприятиях, заявки на гранты, рецензии на книги и фильмы и так далее. Предлагаемый курс призван помочь им научиться создавать такие тексты. Предполагается, что студенты смогут применять полученные навыки при работе в медиа различного типа, в галереях и издательствах и в целом в повседневной жизни. Дополнительной целью данного курса является подготовка «контекстно информированного» читателя медийных, экспертных и научно-популярных текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть первоначальными навыками сбора и систематизации информации для целей неакадемического письма.
  • Знать как собирать информацию для работы.
  • Уметь оценивать достоинство и недостатки неакадемических текстов, написанных другими.
  • Уметь писать тексты в жанрах, как минимум, развернутой аналитической записи в блоге или рецензии
  • Уметь выбрать жанр письма, необходимый для решения конкретной задачи
  • Знать как составлять анонс публичного мероприятия.
  • Владеть навыком написания рецензии.
  • Знать как правильно нужно брать интервью.
  • Владеть правилами ведения полемики в критических статьях.
  • Знать как писать рецензии на книги non-fiction.
  • Знать как и зачем писать предисловия.
  • Знать как и зачем нужно писать манифесты.
  • Уметь определять социальные и этические контексты журналистики.
  • Знать как писать о произведениях массовой культуры
  • Знать что такое «классика» и как контекстуализировать ее в «современности».
  • Знать что такое лонгриды и зачем их писать.
  • Знать общие сведения о взаимоотношении автора и редактора.
  • Иметь представление о разделении особых типов рецензии.
  • Знать по какому принципу пишется некролог.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определение предмета курса.
    Связь неакадемического и академического типов письма. Роль рациональной аргументации при определении суждения вкуса.Как могут различаться различные статьи в медиа о культурном событии, написанные по одному и тому же поводу.
  • Как собирать информацию для работы. Чем похоже и чем отличается использование информации в академическом и неакадемическом письме.
    Достоинства, недостатки и особенности поиска информации в Интернете. Вычленение ключевых слов. Работа с энциклопедиями. Изучение истории вопроса; библиографические указатели по темам. Необходимость ознакомиться с нынешним состоянием вопроса. Вычленение «центров цитирования». Первичные и вторичные источники и теоретические тексты. Герменевтический подход к письму: возвращение к уточнению темы на основе новой информации. Зачем и когда нужна архивная информация (хорошо бы проверять, не опубликован ли документ). Работа в архиве. Разные значения слова «библиография». Где и когда нужна библиография? Нужна ли она в критическом тексте, а если да, то в каких случаях? (Не нужна в критической статье, нужна в ЖЗЛ и т.п.) Использование гиперссылок в Интернет-публикациях.
  • Автор как интерпретатор.
    Возможность и необходимость контекстуализации и историзации самых острых и новых тем. Постоянные темы и мотивы автора неакадемических текстов.
  • О чем пишет критик?
    Что является предметом публичного вкусового суждения? Суждение об изображенном мире и о методах изображения. Методы критики.
  • Как составлять анонс публичного мероприятия.
    Разные задачи анонса в зависимости от задачи конкретных медиа.
  • Как просить публичный комментарий у эксперта и как найти эксперта.
    Статус публичного эксперта. Образ публичного интеллектуала и его генезис.
  • Как писать рецензию.
    Чью работу мы оцениваем в этой рецензии? Соотношение анализа замыслов куратора и художников в рецензии на выставку. По каким критериям мы можем оценивать современное искусство? (Эти критерии нужно всякий раз создавать заново или «подправлять».) Как писать об этих критериях? Может ли современное искусство сказать нам что-либо о том, что такое современность? Как об этом говорить в рецензии?
  • Как и зачем писать предисловия?
    Как и зачем писать предисловия?
  • Как писать рецензии на книги non-fiction?
    Как писать рецензии на книги non-fiction?
  • Как и зачем нужно писать манифесты?
  • Публичная полемика.
    Как вести полемику в критических статьях.
  • Как брать интервью.
    Как брать интервью.
  • Социальные и этические контексты журналистики
    Социальные и этические контексты журналистики
  • Как писать о произведениях массовой культуры, чтобы не впасть ни в снобизм, ни в излишний эгалитаризм.
    Как писать о произведениях массовой культуры.
  • Что такое «классика» и как контекстуализировать ее в «современности».
    Что такое «классика» и как контекстуализировать ее в «современности».
  • Что такое лонгриды и зачем их писать.
    Что такое лонгриды и зачем их писать.
  • Работа редактора.
    Общие сведения. Взаимоотношения автора и редактора.
  • Особые типы рецензий.
    Рецензии на несколько книг. Как можно вычленить проблему, связывающую эти книги? Как анализировать тенденции, способствующие последовательному выходу книг на близкие темы? Что еще может быть «симптомами» современных тенденций, помимо книг? Как строится «статья о симптомах»? Анализ симптомов как один из методов подготовки научной и критической работы. Peer-review.
  • Как писать некролог.
    Некролог как определение места умершего в истории культуры и общества, как «последнее завершающее слово» о деятеле культуры. «Когда человек умирает, / Изменяются его портреты...» (А. Ахматова). Закрепление мифа на десятки лет: некролог П. Вяземского Г. Державину.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах.
  • неблокирующий Самостоятельная работа (рецензии и иные написанные студентом тексты)
  • неблокирующий Устный зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах. + 0.3 * Самостоятельная работа (рецензии и иные написанные студентом тексты) + 0.4 * Устный зачет
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах. + 0.3 * Самостоятельная работа (рецензии и иные написанные студентом тексты) + 0.4 * Устный зачет
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коханова Л. А., Калмыков А. А. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ В 2 Ч. Ч. 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-06819-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-zhurnalistiki-v-2-ch-ch-2-434206