• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Эта дисциплина должна познакомить студентов с главными проблемами российской истории и дать им общее представление о том, как эти проблемы анализируются в современной научной литературе. Дисциплина имеет смешанный формат. Очная часть посвящена истории России ХХ в. С предшествующими периодами студенты знакомятся заочно по лекциям онлайн-курса (за регистрацию на курс отвечает учебный офис ОП "Бизнес-информатика"). Итоговая оценка по дисциплине складывается из оценки за семинары и оценки за устный экзамен. Студенты, чья оценка за семинары будет 7.5 и выше от сдачи экзамена освобождаются (п. 41 Положения о промежуточной аттестации и текущем контроле успеваемости студентов НИУ ВШЭ).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Уметь ориентироваться в событиях российской истории.
  • Знать основные виды исторических источников по российской истории.
  • Уметь формулировать утверждения по пройденным на занятиях темам, а также подкреплять эти утверждения доводами и примерами из источников и научной литературы.
  • Знать популярные исторические мифы российской истории и как они анализируются в современной научной литературе.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать хронологию событий, даты и основных персонажей, о которых шла речь на лекциях и семинарах.
  • Понимать причинно-следственные связи между событиями и периодами российской истории.
  • Помнить основное содержание текстов, разобранных с преподавателями на семинарах, уметь задавать этим текстам вопросы и извлекать необходимые ответы.
  • Представлять в общих чертах современное состояние исторической науки по каждому из пройденных периодов.
  • Знать основные термины по каждому из периодов, пройденных на занятиях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое история и нужно ли ее изучать?
    Историческое знание и его формы в XXI в. Предмет и методы исторической науки. Типы и виды исторических источников. Социальные функции исторической науки. Историческая наука в современном мире.
  • Конец Российской империи (1896–1917)
    Российская империя накануне ХХ в. по переписи населения 1897 г. Рабочее движение в России. "Кровавое воскресенье". Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 25 октября 1905 г. и гражданские свободы. Политические партии Российской империи. Первые государственные думы. Столыпин — последняя попытка модернизации империи. Международная обстановка в Европе в начале ХХ. Споры о начале войны в современной науке. Первая мировая война как война нового типа: новые виды вооружений и способы ведения боевых действий. Вступление России в Первую мировую войну. Кампании 1914 г. "Великое отступление" 1915 г. Усиление германофобии и антисемитизма. Брусиловский прорыв в 1916 г. Потери России в Первой мировой войне.
  • Россия от Февраля к Октябрю 1917 г.
    Сколько было революций в российской истории? Российская монархия накануне революции. Распутин и его убийство. "Министерская чехарда". Волнения в Петрограде. Отречение Николая II. Образование Петросовета. Образование Временного правительства. Реформы Временного правительства. Главные завоевания Февральской революции. Учредительное собрание. Кризисы Временного правительства. Ленин и политика большевиков в августе — июле 1917 г. Корниловский мятеж. Обстановка на Восточном фронте. Возвращение большевиков и подготовка к восстанию. Взятие Петрограда.
  • Советский Союз в 1918–1953 гг.
    Ленин и коллективное руководство. Гражданская война. "Военный коммунизм". Новая экономическая политика. Социальная политика большевиков: религия, образование, семья, курение, проституция, наркомания и т.д. Коллективное руководство после смерти Ленина. Левый и правый уклоны. Возвышение Сталина. Индустриализация и ее причины. Система пятилеток. Сталинская политика в деревне. Антибольшевистские восстания в деревне. Голод 1932—1933 гг. Убийство Кирова. Московские процессы. "Большой террор" 1937—1938 гг. Жертвы "Большого террора". Система принудительного труда в СССР. Память о сталинских репрессиях в России. Международная обстановка накануне Второй мировой войны. СССР и начало войны. Хронология боевых действий. Изучение войны в современной науке. Социальная история войны. "Окопная правда" о войне в дневниках и письмах. Восстановление страны после 1945 г. Послевоенные репрессии в СССР. Смерть Сталина.
  • СССР во второй половине ХХ в.
    Международная обстановка после войны. Конец колониальной системы. Причины холодной войны. Гонка вооружений и ядерное сдерживание. Образование НАТО и ОВД. Берлинская стена. Карибский кризис. Войны во Вьетнаме и Корее. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение за права человека в СССР как фактор международной политики. Война в Афганистане. Хрущевская "оттепель". Брежневский "застой". Гласность. Перестройка. Экономическая политика СССР в 1985–1991 гг. Советские республики во второй половине 1980-х – 1991 гг. Падение Берлинской стены. Ельцин и Горбачев. ГКЧП. Беловежские соглашения. Алма-Ата и образование СНГ. Последствия распада СССР.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.6 * Работа на семинарах + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зуев М. Н. [и др.] ; под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А.-ИСТОРИЯ РОССИИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-531-Профессиональное образование-978-5-534-10532-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-rossii-dlya-tehnicheskih-specialnostey-430762
  • Зуев М. Н., Чернобаев А. А., Бондаренко А. Ф. ; Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А.-ИСТОРИЯ РОССИИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-531-Бакалавр. Прикладной курс-978-5-9916-5822-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-rossii-dlya-tehnicheskih-vuzov-431936

Рекомендуемая дополнительная литература

  • STEINBERG M.D. THE RUSSIAN REVOLUTION 1905-1921 (Стейнберг М.Д. Русская революция 1905-1921 гг.). (2019). https://doi.org/10.5281/zenodo.2648823
  • Горский А.А. Москва и Орда / А.А. Горский; Ин-т российской истории. — М.: Наука, 2005. - 214 с. - ISBN 5-02-010318-7 (в пер.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346683
  • Данилевский, И. (2011). Александр Невский И Тевтонский Орден. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A9FDA9D1
  • Диссидентство в СССР: историко-правовые аспекты (1950-1980-е гг.): Учебное пособие / Л.А. Королева, А.А. Королев. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 276 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (обложка) ISBN 978-5-16-005666-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/350944
  • Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2
  • Карноухов, В. (2013). Отечественная война 1812 г. И Великая Отечественная война 1941—1945 гг. : компаративный экскурс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.56DBDFE1
  • Протестное движение в СССР (1922-1931 гг.). Монархические, националистические и контрреволюционные партии и организации в СССР: их деятельность и отношения с властью (1920-1931 гг.). По документам ВЧК–ОГПУ / Дьяков Ю.Л., Колодникова Л.П., Бушуева Т.С. - М.:Прометей, 2012. - 332 с. ISBN 978-5-7042-2299-6
  • Фредрик Джеймисон. (2015). Ленин Как Политический Мыслитель. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.344CBFB2
  • Хлевнюк, О. (2016). Сталин на войне. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.790C635D
  • ШУБИН АЛЕКСАНДР ВЛАДЛЕНОВИЧ. (2016). Распад Ссср: Объективные Причины И Субъективные Факторы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B8EDBDA