• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Волкова Ирина Владимировна, Жанайдаров Даулет Ерденович, Стаф Владислав Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса «История» является формирование представлений студентов о ключевых событиях, алгоритмах социально-экономических и политических изменений в отечественной истории, специфике отечественного исторического процесса сравнительно с тенденциями развития стран Запада и Востока. В рамках курса освещается проблематика модернизаций, реформ и контрреформ, революций, социокультурных аспектов и повседневной жизни общества в отечественной истории. Изучение курса также предполагает знакомство с дискуссионным полем исторических исследований по проблематике отечественной истории. Знания, почерпнутые в рамках курса, могут быть использованы при изучении других дисциплин социально- гуманитарного профиля. Курс имеет комбинированный характер: он включает лекции, видеолекции (он-лайн компонент) и семинары.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения дисциплины “История» является формирование у студентов представлений о тенденциях и закономерностях исторического процесса в России, его общих чертах и особенностях сравнительно с историческим развитием других стран.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать узловые проблемы, алгоритмы социально-экономических и политических изменений в отечественной истории
  • знать специфику исторического процесса в России сравнительно с закономерностями исторического развития стран Запада и Востока
  • получить представление о дискуссионном поле исторических исследований по отечественной истории
  • овладеть навыками работы с научной исторической литературой и участия в дискуссиях по исторической проблематике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Государственная власть и общество Руси-России в IX-XVI вв.
    Видеолекции: «От Древней Руси к Московскому царству: эволюция или смена цивилизаций?» «Реформы и репрессии Ивана Грозного». Аудиторные лекции: «Cтановление и развитие Древнерусского государства и общества в сравнении с Западной Европой» «Формирование Русского единого централизованного государства, роль внешнего фактора». Семинар 1. Россия Ивана IV: 1. Реформы Избранной Рады и их значение. 2. Опричнина и ее последствия. 3. Расширение территории России в XVI в. и его значение. Сравнение с Великими географическими открытиями. 4. Причины отставания России XV-XVI вв. от стран Западной Европы.
  • Государство и общество России в XVII-XVIII вв.
    Видеолекции: «Отечественное общество XVII века: Древняя Русь или цивилизация Нового Времени?» «Петр Великий: создание современной России». «Екатерина Великая: Россия в Век Просвещения» Аудиторная лекция: “Российская модернизация первой четверти XVIII в. и становление абсолютизма. Судьба петровского политического наследия в XVIII в.» Семинар 2. Просвещенный абсолютизм в России: 1. Уложенная комиссия 1767-1768 гг.: что это было? 2. Губернская и судебная реформы Екатерины II. 3. Социальная политика Екатерины II и ее последствия. Изменения в положении дворян и крепостных крестьян. 4. Попытки поправок к государственно-политическим принципам Екатерины Великой в конце XVIII в. Судьба ПавлаI.
  • Российская империя XIX –начала ХХ вв.: социальное и политическое развитие
    Видеолекции: «Александр и Николай Павловичи: преемственность преобразований» «Реформы второй половины XIX и начала ХХ в.: самодержавная модернизация или пролог революции» «Модернизация Витте-Столыпина» «Революция или Смута: что произошло в России в 1917 году?» Аудиторные лекции: «Россия первой четверти XIX в.: правительственный конституционализм, попытки решения крестьянского вопроса, влияние наполеоновских войн на внутриполитический курс и общественные настроения» «Российские модернизации второй половины XIX –начала XX вв.: почему они не предотвратили революционных кризисов и распада Российской империи?» Семинар 3. Реформы и контрреформы второй половины XIX в. 1.Крестьянская реформа 1861 г.: основные принципы, общественные оценки. Была ли альтернативная модель? 2. Земская, городская, судебная, военная реформы: сильные и слабые стороны 3. Сравнение «великих реформ» с опытом модернизации в незападных странах: Мейдзи-исин в Японии и эпохой Танзимата в Османской империи. 3. Контрреформы 1880-1890-х гг. – движение вспять или полезная корректировка новообразованных институтов власти? Семинар 4. Политический режим и социальная эволюция России в конце 19-начале 20 вв. 1.Основные характеристики российского парламента и партийной системы начала 20 в. на фоне партийно-парламентских систем стран Запада 2. Программы и социальная база радикальных российских партий (социал-демократы, эсеры) 3. Какие социальные и национально-политические силы стали «могильщиками» Российской империи и почему?
  • Политическая система и общество советского времени
    Видеолекции «Гражданская война в России: победители и побежденные» «Сталинская мобилизационная система в годы предвоенных пятилеток» Аудиторная лекция: “Советская модернизация конца 1920-х - первой половины 1930-х: предпосылки, ход, результаты. Была ли ей альтернатива?» Семинар 5. Сталинская модернизация 1. Индyстриализация в СССР: цели, финансовые источники, методы проведения, результаты. 2. Коллективизация: аргументы «за» и «против». Была ли она неизбежной? 3. Изменения в социальной структуре, размещении, культурно-образовательном облике советского общества под влиянием модернизации. 4. Меритократия по-советски: культ героев страны Советов, Всесоюзные совещания стахановцев, большие Кремлевские приемы как инструменты мобилизации социальной поддержки. Видеолекции: «СССР во Второй мировой войне: факторы победы» «Н.С. Хрущев. Предпосылки и пределы десталинизации» Аудиторная лекция «Советское государство и общество в условиях Великой Отечественной войны и послевоенных вызовов советской модели развития». Семинар 6. “Хрущевская оттепель» в экономическом, политическом и социокультурном измерениях: 1. Реформы аппарата власти и управления: замысел и практический выход 2. Эксперименты в сельском хозяйстве и их итоги 3. Третья Программа партии и первый опыт внедрения «коммунистических начал» на практике. 4. Фольклорное осмысление хрущевских реформ 5. Общественные настроения и ожидания хрущевского времени Видеолекция: «Конец СССР: что пошло не так?» Семинар 7. Советское государство и общество в период брежневского «застоя». 1.Личность Л.И. Брежнева и ее осмысление в произведениях культуры и народном фольклоре. 2. Номенклатурный реванш второй половины 1960-х и золотой век номенклатуры «брежневского периода». 3. Социальные льготы и гарантии населению в государственной политике. Доходы социальных групп и стоимость потребительской корзины/ 4. «Теневой» сектор экономики и его дельцы. Аудиторная лекция: Горбачевская перестройка: изменения в экономике, политической и социокультурной системах. Был ли неизбежен крах СССР или его можно было предотвратить?» Семинар 8 Перестройка в СССР и ее итоги 1.Перестройка в политической сфере: опыт альтернативных выборов и работы съездов народных депутатов, начало советской многопартийности. 2. Какие национальные движения и политические силы содействовали развалу СССР и почему? 3. Была ли возможность заключения нового Союзного договора? 4. Сравнение горбачевской перестройки с опытом реформ Дэн Сяопина в Китае: общее и отличное.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Ответы на семинаре - 20% итоговой оценки. Посещение занятий - 10% итоговой оценки
  • неблокирующий Тест
    20% итоговой оценки
  • блокирующий Экзамен
    30% итоговой оценкиЭкзамен проводится в устной форме, опрос проводится по экзаменационным вопросам. Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Контрольная работа
    20% итоговой оценки. Контрольная работа включает в себя 4 теста по 1 баллу и 2 открытых вопроса по 8 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Работа на семинаре + 0.2 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зуев М. Н., Лавренов С. Я. - ИСТОРИЯ РОССИИ ХХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 299с. - ISBN: 978-5-534-00726-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-hh-nachala-hhi-veka-434566
  • Фирсов С. Л. - ИСТОРИЯ РОССИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 380с. - ISBN: 978-5-534-06235-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-438365

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Семенниковой Л.И. - ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ — НАЧАЛО XXI ВЕКА 7-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-09384-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-hh-nachalo-xxi-veka-427726
  • Под ред. Соловьева К.А. - ИСТОРИЯ РОССИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 252с. - ISBN: 978-5-534-02503-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-432999