• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Герменевтические аспекты методики преподавания литературы

Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Современная филология в преподавании литературы в школе
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ориентирована на учителей языка и литературы, предлагает примеры анализа текстов произведений русской и зарубежной литературы, входящих в При-мерную программу; расширяет знание литературоведческой терминологии и представление о литературном процессе, основных направлениях и течениях в литературе; знакомит студентов с существующими программами по изучению литературы в средней школе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение основными методами анализа художественного текста и овладение приемами обучения этим методам учащихся средней школы на уроках литературы.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знать: - основные методы анализа художественного текста; - основные методы изучения художественного произведения в школе; - особенности подхода к произведениям разных родов – эпическим, драматическим, лирическим – в школьном изучении; - особенности восприятия произведений литературы учащимися разных возрастов;
  • уметь: - применять на практике основные методы анализа художественного текста; - оценивать степень убедительности результатов анализа, полученных с помощью того или иного метода исследования произведения; - определять возможности применения различных методов анализа для работы с конкретными произведениями;
  • - определять возможности применения различных методов анализа для работы с различными возрастными группами учащихся; - ориентироваться в современной литературе для выбора подходящих произведений для внеклассного;
  • владеть: - навыками использования элементов различных видов анализа произведения на уроке; - навыками проведения эвристичесой беседы, лекции; других форм урока литерату-ры - навыками руководства самостоятельными литературоведческими исследованиями школьников.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Изучение литературного произведения в основной школе (5-8 кл.)
    Цели изучения литературы в основной школе. Принципы отбора произведений для изучения и построения программ по литературе. Место шедевров русской классики и произведений современной литературы в школьных программах. Необходимость эмоционального, тематического и жанрового разнообразия на уроках литературы. Формирование понятия о литературном произведении. Фольклор и литература. Мемуары как произведение литературы. Понятие об авторе. Авторский вымысел и жизнеподобие. Изучение эпического произведения. Понятие о сюжете, композиции, герое. Мотивы поведения героя и границы их интерпретации. Способы выявления авторской позиции. Автор, рассказчик, герой-рассказчик. Язык рассказчика и язык героев. Выявление особенностей авторского стиля как средство постижения замысла. Роль описаний в эпическом произведении. Понятие об эпических жанрах. Рассказ и повесть. Изучение лирического произведения. Понятие о лирике. Поэтический язык. Ритм, звуча-ние, грамматика и важность их учета для понимания лирического произведения. Метр и смысл. Композиция стихотворения. Стихи длинные и короткие. Что значит «понимать стихотворение»? Непонятное и очевидное в лирическом произведении. Восстановление логических связей. Роль звуковых, лексических, синтаксических перекличек. Изучение драматического произведения. Сравнение возможностей эпического, лириче-ского и драматического родов. Особенности драматического сюжета. Первоначальное по-нятие о конфликте. Понятие о комедии, трагедии, драме. Герой драматического произве-дения. Роль речевой характеристики. Разнообразие интерпретаций драматических произ-ведений. Пьеса и спектакль. Сценические возможности и режиссерский произвол.
  • Изучение литературного произведения в курсе истории русской литературы XVIII-XX веков (9-11 кл.)
    Особенности курса истории русской литературы в школе. Формирование представлений о классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме, модернистских течениях и т.д. Характерные для разных направлений герои, сюжеты, жанры. Связь литературы с другими видами искусств, историей , философией. Понятие о творческом пути писателя, этапах творчества. Возможности объяснения произведения через внетекстовую информацию. Пути изучения крупного эпического произведения – романа, романа-эпопеи. Эпизод, фрагмент, целое. Законы сцепления. Понятие о системе образов. Проблема жанра при изучении драматического произведения. Типы конфликта. Драма-тургические традиции: следование и преодоление. Изучение творчества поэта (особенности поэтического языка и их изменение; тематиче-ское, жанровое, стилистическое единство или разнообразие; понятие об этапах лирического творчества). Сопоставление как метод изучения произведений и путь к пониманию. Сопоставление тематически близких произведений разных эпох или разных периодов творчества одного автора.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Самостоятельная работа
  • неблокирующий Created with Sketch. Зачетная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Зачетная работа + 0.5 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеева М. А.-МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-98-Образовательный процесс-978-5-534-06832-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodika-prepodavaniya-literatury-praktikum-442036
  • Литература. 11 класс. Базовый уровень. Ч. 1: ., Абелюк, Е. С., Поливанов, К. М., 2019
  • Литература. 11 класс. Базовый уровень. Ч. 2: ., Абелюк, Е. С., Поливанов, К. М., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Гладышев В.В. — Методика преподавания литературы: актуальные проблемы теории, истории, практики - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-2876-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/89879
  • Ланин Б. А.-МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ : УЧЕБНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие-М.:Издательство Юрайт,2019-339-Образовательный процесс-978-5-534-05383-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodika-prepodavaniya-literatury-uchebnaya-hrestomatiya-441273
  • Под ред. Зиновьевой Т.И.-МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-255-Образовательный процесс-978-5-534-08110-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodika-obucheniya-russkomu-yazyku-v-nachalnoy-shkole-433604
  • Под ред. Зиновьевой Т.И.-МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Учебник и практикум для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-468-Профессиональное образование-978-5-534-00330-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodika-obucheniya-russkomu-yazyku-i-literaturnomu-chteniyu-433909
  • Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С.-МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-305-Профессиональное образование-978-5-534-09177-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodika-obucheniya-tvorcheskomu-chteniyu-441190
  • Ядровская Е. Р.-МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: УРОКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-236-Образовательный процесс-978-5-534-06184-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodika-prepodavaniya-literatury-uroki-v-osnovnoy-shkole-441768