• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Библейские и мифологические сюжеты в искусстве

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагается к чтению на втором курсе. Курс носит пропедевтический характер. Задача курса – познакомить студента с основами корректного иконографического и иконологического анализа, научить правильно, идентифицировать сюжет произведения и определять его источник, дать обзор основных тем изобразительного искусства Европы со времен античности до Нового времени.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получить первоначальное представление о круге мифологических сюжетов Древней Греции и Рима и Библии и их отображении в искусстве в разные периоды, а также с их текстовыми источниками
  • выработать умение узнавать наиболее популярные и часто повторяющиеся мифологические сюжеты,, как в искусстве Древнего мира, так и Нового времени
  • выработать умение узнавать основные евангельские и ветхозаветные сюжеты в искусстве Средних веков, Ренессанса, Нового и Новейшего времени
  • сформировать представление об основных иконографических типах изображений Христа, Богоматери, атрибутах святых
  • выработать умение пользоваться методами анализа смысла визуального образа на разных уровнях (по методу Э.Панофского), с применением на элементарном уровне аппарата и терминологии иконографического и иконологического анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • освоить терминологический аппарат и основы иконографического и иконологического анализа
  • знать основной набор сюжетов в искусстве разных эпох
  • знать особенности интерпретации сюжетов в разное время и в разных регионах
  • уметь правильно определять сюжет произведения и его связи с текстовым источником
  • уметь грамотно искать аналоги конкретного сюжета в других эпохах и регионах и определять сходства и отличия в трактовках сюжета
  • уметь использовать полученную информацию для правильной атрибуции памятника
  • знать основные источники мифологических и библейских сюжетов (включая древнегреческий и древнеримский эпос, поэзию, библейские канонические и апокрифические тексты)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы иконографического и иконологического анализа
    Визуальный образ и этапы его осмысления. Иконография и иконология в истории искусства, их возможности и границы. Основы иконографического и иконологического метода.
  • Библейские сюжеты в искусстве. Иконография Христа.
    Сложение в раннехристианский период, основные типы, связь с античными образами божеств и римского императора. Космократор, Эммануил, Средовек, Нерукотворный образ и др. Множественность вариантов изображения Христа в развитом Средневековье и их выживание в искусстве Нового времени.
  • Библейские сюжеты в искусстве. Иконография Богоматери.
    Первые изображения. Формирование до- и послеиконоборческих иконографических типов на Востоке, наиболее популярные западные иконографические типы. Протоевангелие Иакова как источник истории о рождестве и детстве Марии, его отражение в искусстве. Апокриф Иоанна об Успении Марии, его отражение в искусстве разных эпох.
  • Библейские сюжеты в искусстве. Евангельский цикл от Благовещения до Вознесения. Апокалипсис в искусстве.
    Евангельский цикл от Благовещения до Вознесения. Возможные места его появления в раннехристианской живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Его распад на три больших темы – Детство, Чудеса, Страсти. Основные сведения по иконографии каждого из этих сюжетов в искусстве Западного и Восточного Средневековья. Рассмотрение каждого сюжета в отдельности. Деяния апостолов. Апокалипсис в искусстве – последовательность событий, циклы и репрезентативные изображения. Влияние богословия на формирование иконографии.
  • Мифологические сюжеты в искусстве. Герои греческих мифов и эпоса в мировом искусстве от Античности до ХХ в.
    Специфика трактовки сюжета и образа. Текстовые источники сюжетов, описания и упоминания знаменитых произведений искусства Античности. Генеалогия и поколения богов. Доолимпийские боги – Уран и Гея, Кронос и Рея. Гелиос. Гиганты. Титаны. История войн с титанами. Прометей. Олимпийцы. Связь греческих и римских богов. Зевс и Юпитер. Связь образа Зевса с позднейшими изображениями Христа. Жанр «поэзий» и история возлюбленных Зевса. Афина и Минерва. Афродита и Венера, Эрот-Амур. Дионис-Вакх, его почитание в Греции и Риме, его спутники и атрибуты дионисийских сцен в античном искусстве и искусстве Нового времени. Пан. Аполлон и музы.
  • Мифологические сюжеты в искусстве. «Малые» божества и фантастические существа.
    Фемида, Немезида, Тюхе- Фортуна. Оры, Мойры, Грайи, Горгоны, Эринии, Хариты-Грации.
  • Мифологические сюжеты в искусстве. Герои и их история.
    Атрибуты героев и их изображения в древнегреческом искусстве, искусстве Средних веков и Нового времени. Геракл, история его рождения и 12 подвигов. Тесей и Минотавр, история Дедала и Икара. Персей и история Медузы. Ясон и поход арготавтов за золотым руном. Илиада и Одиссея в древнегреческой вазописи, позднеантичных рукописях и искусстве Возрождения и Нового времени. Продолжение истории троянской войны в римском эпосе – Энеида и ее отражение в искусстве. Сюжеты древнегреческой драмы, связь некоторых из них с гомеровским эпосом. Жертвоприношение Ифигении. История убийства Агамемнона и мести Ореста. История Эдипа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад-эссе
    При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • неблокирующий Тест-угадайка
    В ходе теста преподаватель показывает студентам 15 изображений. Студентам предлагается назвать: автора, название, дату и узнать библейский/мифологический сюжет.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Студент готовит таблицу сюжетов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устной форме, дистанционно, с помощью платформы Скайп.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад-эссе + 0.2 * Домашнее задание + 0.4 * Тест-угадайка + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер Б. Р., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : Учебник для вузов, Ильина Т. В., 2002
  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина Т. В., 2003