• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2019/2020

Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин базовой части второго года обучения в магистратуре по направлению «История художественной культуры и рынок искусства» и тесно связана с дисциплинами как базовой части «Теория и история культуры», «История европейской цивилизации. XVІ–XX века», «Выставочная деятельность», НИС «Анализ и атрибуция памятников художественно культуры», так и вариативной «Технико-технологическое исследование произведений искусства (станковой живописи)», «Русское искусство в контексте культуры». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория и история культуры», «История европейской цивилизации. XVІ–XX века».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представление о современной теории и практике консервации/ реставрации, ее целях, задачах и методах
  • развить умение увидеть и интерпретировать результаты реставрационного вмешательства
  • выработать современный подход к сохранению и реставрации культурного наследия
  • сформировать базовое представление об основных правилах музейного хранения и обращения с памятниками материальной культуры
  • освоить базовые знания о реставрации, необходимые в профессиональной деятельности историка искусств (эксперта, работника музея, галерея и т.п.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать современные подходы и методы, принятые в современной реставрации произведений искусства
  • освоить основные термины, связанные с реставрацией и хранением художественных ценностей
  • иметь навыки самостоятельного описания состояния сохранности художественных ценностей и описания реставрационных работ
  • уметь использовать данные о состоянии сохранности произведений и проведенных реставрационных процессах в своих исследованиях и профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История реставрации: практика реставрационной деятельности от античности до XX века. Материальная составляющая памятников искусства.
    Факторы, вызывающие повреждения памятников культуры: природные (физические, химические и биологические), механические (травматические), человеческий фактор. Важность изучения дисциплины «реставрация»: для понимания произведения искусства, для экспертизы произведений искусства, для создания условий его хранения и профессиональной деятельности историка искусств. Реставрационная деятельность в историческом контексте, между искусством и наукой и среди других научных дисциплин и видов деятельности. Особенности понимания реставрационной практики в различные эпохи и изменение понятия «реставрация».
  • История реставрации: практика реставрационной деятельности от античности до XX века. Истории развития реставрационной деятельности до XIX века.
    Сохранившиеся сведения о реставрации в античности. Иконоборчество и переделка произведений в Средние века. Реставрация произведений живописи и античной скульптуры в эпоху Возрождения, свидетельства Вазари. Переделки памятников в эпоху Контрреформации. Развитие реставрации в XVII веке и ее связь с развитием художественного рынка и собирательства. Появление понятия патины, ценности следов времени (Ф.Бальдинуччи, М.Боскини). Новаторство реставрационного подхода Карла Маратта. XVIII век – расцвет реставрации античной скульптуры в эпоху Grand Tour, деятельность Бартоломео Кавачеппи. Формирование понимания живописной реставрации как системы операций по сохранению произведений искусства, разработка технических методик, появление профессии реставратора (Р.Пико, Ж.Л. Акен и их сыновья). Деятельность Пьетро Эдвардса. Развитие реставрации в период Французской Революции и завоеваний Наполеона, открытие Центрального музея искусств, создание музея французских памятников.
  • История реставрации: практика реставрационной деятельности от античности до XX века. Реставрационная деятельность в XIX веке.
    Развитие реставрации в связи с ростом интереса к национальным памятникам старины, открытием публичных музеев. Осознание историко-документальной ценности произведения как памятника своей эпохи, влияние идей романтизма. Создание Генеральной инспекции исторических памятников (1837), В.Гюго и П.Мериме. Начало научного изучения живописных материалов, первые учебники по реставрации. Архитектурные реставрации Виолле ле Дюка и идеи Рескина и Вильяма Морриса. Развитие археологии, ее влияние на реставрацию. Идеи К.Бойто (1836-1914), их развитие Г.Джованнони (1873 -1947). Императорская и королевская комиссия по изучению и сохранению архитектурных памятников в Австрии, А.Ригль (1858 -1905) и М.Дворжак (1874 – 1921).
  • История реставрации: практика реставрационной деятельности от античности до XX века. Развитие реставрации в России в XIX – первой половине XX века.
    Сложение русской реставрационной школы в Государственном Эрмитаже: Лабенский и Митрохин, братья Сидоровы. Археологичесская реставрация, взгляды И.П.Сахарова (1807-1863), Н.В.Покровского (1848 — 1917), решения Всероссийского съезда художников 1911 года. Сложение советской реставрационной школы, деятельность И.Э.Грабаря, А.И.Анисимова (1877 — 1937) и др., образование и деятельность ЦГРМ (в дальнейшем ГЦХРМ и ВХНРЦ).
  • Теория реставрации, основные понятия и принципы современной научной реставрации. Развитие реставрации после Первой мировой войны.
    Международное сотрудничество в области сохранения памятников: создание Лиги Наций (1919), Международного Комитета по Интеллектуальному Сотрудничеству (International Committee on Intellectual Cooperation, 1924/26), Международной музейной Службы (International Museums Office, IMO, 1922-1946), журнал Mouseion (1927-1947). Организация международных конференций в Риме в 1930 и Афинах 1931 гг. «Афинская хартия». Открытие Центрального Института реставрации в Риме (Istituto Centrale del Restauro, 1939). Теория Чезаре Бранди и ее основные положения. Развитие искусствознания, историко-художественный подход и приоритет ценности подлинного памятника.
  • Теория реставрации, основные понятия и принципы современной научной реставрации. Влияние развития естественных наук на реставрацию с конца XIX века, начало научного подхода к сохранению произведений искусства.
    Фридрих Ратген и химические лаборатории Берлинских музеев, Исследовательская Лаборатория Британского музея (А.Скотт, Г.Плендерлис), Отдел технических исследований Музея Фогг (Геттенс и Стаут). Появление специальных периодических изданий Technical Studies in the Field of the Fine Arts (c 1932-1942), создание научно исследовательских лабораторий при музеях. Послевоенные международные организации и соглашения по сохранению культурного наследия. Образование ЮНЕСКО (1945), журнал Museum International (c 1948). Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (1954). Создание ИКОМ (Международный Совет музеев, 1946), ИККРОМ Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (ICCROM, 1956); Рим. Международный Институт Реставрации (International Institute for Conservation, 1950), журнал ‘Studies in Conservation’ (с 1952). Венецианская хартия 1964г. ИКОМОС Международный совет́ по сохранению памятников и достопримечательных мест (1965). Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14 ноября 1970 г.). E.C.C.O. (European Confederation of Conservator-Restorers' Organisations, 1991), Определение профессии, этический кодекс и основные требования к профессиональному образованию (1993). Нарский документ о подлинности (1994), Рижская Хартия (2000г.).
  • Теория реставрации, основные понятия и принципы современной научной реставрации. Основные принципы современной научной реставрации.
    Разделение понятий: превентивная консервация, интервенционная (оперативная) консервация, реставрация. Определение профессии консерватор-реставратор. Принципы минимального вмешательства, сохранения подлинности (патины), различимости вмешательства. Неизбежность компромиссов. Современные требования к проведению консервации/ реставрации: проведение предреставрационного исследования с применением естественнонаучных методов исследования, обоснование реставрационных операций, подробная фотофиксация всех этапов, ведение реставрационной документации (реставрационный паспорт) и пр. Современные реставрационные материалы. Общие правила хранения.
  • Современные методы и принципы консервации и реставрации произведений станковой живописи. Материальная структура произведений станковой живописи, причины и виды ее разрушения.
    Превентивная реставрация: контроль за климатическими условиями, защита оборота, пропитка. Дезинсекция. Оперативная консервация: понятие технической реставрации. Виды повреждения деревянных основ и их реставрация: укрепление дерева, склеивание досок, заделка трещин, защита оборота. Клинообразные вставки и шпонки, система подвижных шпонок. Рама-шасси и паркетаж. Дублирование и перевод на другую основу. Виды повреждения и реставрация тканых основ: заделка прорывов, устранение деформации, подведение реставрационных кромок, дублирование, перевод на другую основу. Натяжка на подрамник.
  • Современные методы и принципы консервации и реставрации произведений станковой живописи. Виды повреждений грунта.
    Виды повреждений грунта (образование кракелюра, вздутия и сседания, отставания, осыпи). Реставрационные процессы: укрепление, подведение реставрационного грунта.
  • Современные методы и принципы консервации и реставрации произведений станковой живописи. Виды повреждений красочного слоя.
    Естественное старение (кракелюры, сседания, пожелтение, потемнение, изменение красок), механические повреждения, травматические, от неадекватного вмешательства (ожоги, смытости и потертости, сплющивание фактуры, записи). Изменения лакового слоя: разложение, пожелтение, потеря прозрачности. Реставрация: удаление записей и реставрационного лака, регенерация лака, утоньшение и выравнивание лаковой пленки. Покрытие лаком.
  • Современные методы и принципы консервации и реставрации произведений станковой живописи. Исторические полемики по расчисткам.
    Исторические полемики по расчисткам: в Национальной галерее и Лувре в середине 19 века, полемика в журнале «The Burlington Magazine» 1962 г.. Понятия де-реставрации. Скандал вокруг реставрации Сикстинской капеллы и др. Современные подходы к удалению лака и записей, полемика.
  • Современные методы и принципы консервации и реставрации произведений станковой живописи. Основные правила хранения и обращение с произведениями искусства.
    Организация реставрационного процесса, реставрационные советы. Необходимое оснащение реставрационной лаборатории, проведение научных исследований, ведение реставрационной документации, описание сохранности. Реставрационное образование и аттестация реставраторов. Реставрационная этика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    В докладе (устное выступление с прилагаемым текстом 2-3 тыс. слов) студент должен изучить, изложить и прокомментировать один из аспектов (вопросов), связанных с вопросами реставрации, продемонстрировать владение специальной реставрационной терминологией и показать понимание сути реставрационных процессов и связанных с ними проблем. При подготовке доклада студент должен пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронными ресурсами и фондами ВШЭ, а так же других библиотек (РГБ, ВГБИЛ) и ориентацию в интернет-ресурсах. Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа прочитанной литературы, методов реставрации или предмета искусства.
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен – устное испытание, на котором студент должен продемонстрировать владение материалом пройденного курса и базовыми навыками поиска и обработки библиографической информации, владение профессиональной терминологией, показать понимание принципов и методов современной реставрации, уметь критически анализировать результаты проведенной реставрации. На экзамене при подготовке к ответу разрешается пользоваться только настоящей программой.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Реферат + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hill Stoner, J., & Rushfield, R. (2012). Conservation of Easel Paintings. Germany, Europe: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.72D47E2C
  • Muñoz Viñas, S. (2005). Contemporary Theory of Conservation. Oxford: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=123428

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jokilehto, J. (2017). A History of Architectural Conservation (Vol. Second edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1619256