• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История русского литературного языка

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса слушатели знакомятся с историей русского литературного языка от эпохи Киевской Руси до современности, анализируют ключевые тексты, отражающие характерные языковые черты различных эпох и стилей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей курса с историей русского литературного языка от эпохи Киевской Руси до современности
  • Дать навыки применения теоретических знаний к анализу ключевых текстов, отражающих характерные языковые черты различных эпох и стилей
  • Способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения историко-культурных проблем, связанных с эволюцией литературного языка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент демонстрирует знание основных категорий, связанных с изучением истории языка в контексте истории культуры
  • Студент осведомлен об основнополагающих текстах, в которых вводятся те или иные категории теоретического знания об истории литературного языка
  • Студент показывает умение анализировать произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие литературного языка.
    Русско-церковнославянская диглоссия ХІ-ХVII века и ее отражение в современном языке. Символический и практический дискурс. Лингвистические и риторические черты высокого стиля
  • Эпоха церконославянского / восточнославянского билингвизма
    Новгородские грамоты на бересте как памятник среднвекового бытового языка. Интеграция двух дискурсивных модальностей: "литература" Киевской Руси. Интеграция двух дискурсивных модальностей: "литература" Киевской Руси. Эволюция символического дискурса в XIV-XV веке. Вопрос о "втором южнославянском» влиянии.
  • Кризис средневековой языковой традиции / эпоха барокко
    Кризис средневековой стилевой системы системы в XVI-XVII веке. Русское барокко. Плюрализм секулярных жанров XVII в.: силлабическая поэзия; современный повествовательный дискурс; пародия и сатира.
  • Язык нового времени: новые принципы стилевой и жанровой дифференциации
    Стилистический дуализм нового времени. (XVIII-начало ХІХ в)
  • Язык современности
    Дальнейшая дифференциация жанров и стилей .Политический дискурс советского времени и современные языковые процессы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.28 * Презентация + 0.42 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мандель, Б.Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — Москва : Вузовский учебник, 2009. — 267 с. - ISBN 978-5-9558-0079-0. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/149899
  • Николаева, Т. (2008). Нерешенные Проблемы Истории Русского Литературного Языка. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D66D9E6F

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jakobson, R., & Rudy, S. (1985). Comparative Slavic Studies. The Cyrillo-Methodian Tradition. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=559428
  • ПОПОВ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ. (2015). К Вопросу О Падении Редуцированных Гласных В Древнерусском Языке: Хронология, Фонологический Механизм, Отражение В Памятниках. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7071B949