• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Философия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Философия» нацелен на ознакомление студентов с основными идеями и концепциями в истории западной философии. Основная цель курса - познакомить студентов с главными этапами западно-европейской философии, начиная с философов Древней Греции и вплоть до конца XX века. Студенты, в частности, познакомятся с идеями таких философов, как Платон, Аристотель, Декрат, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм, Кант, Гегель и многих других. В то же время, философский материал курса будет построен вокруг логики обсуждаемых этими философами проблем. Методологический подход сосредоточен в основном на современном понимании этих проблем и их решений. Лекции к курсу будут проходить на основе дистанционной платформы Coursera «Ancient Philosophy: Plato and his Predecessors» и «Ancient Philosophy: Aristotle and his Successors» (University of Pennsylvania), «Philosophy, Modernity and Intellectual History I&II» (Wesleyan University).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать значение основных философских понятий и категорий, содержание основных философских концепций относительно фундаментальных философских проблем, закономерности развития природы, общества и мышления
  • Уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; интерпретировать философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме
  • Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент демонстрирует на семинарах и в ходе выполнения практических заданий знания, умения и навыки, развитые в ходе освоения материалов лекций и чтения заданных к семинару источников и научной литературы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Философия досократиков. Философия Платона. Идеализм против релятивизма. Критика теории идей.
  • Тема 2. Философия Аристотеля. Материя и форма. Четрые вида причин. Eudaimonia и понятие добродетели.
  • Тема 3. Философия Рене Декарта. Дуализм души и тела. Идеи врожденные и благоприобретенные. Механицизм и деизм.
  • Тема 4. Философия Дэвида Юма. Идеи и впечатления. Скептическая проблема и ее скептическое решение. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.
  • Тема 5. Иммануил Кант и его «Критика чистого разума». Антиномии разума и критика метафизики. Моральный закон. Кант и эпоха Просвещения.
  • Тема 6. Философия классического немецкого идеализма. «Феноменология духа» Г.В.Ф. Гегеля. Непосредственное и опосредованное знание. Историцизм Гегеля. Диалектика раба и господина.
  • Тема 7. К. Маркс и понятие идеологии. Разновидности материализма. Ф. Ницше о воле к власти. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий онлайн курс
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * онлайн курс + 0.1 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии: Учебник / С.А. Нижников. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 336 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004929-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/240225

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01592-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028491
  • Грядовой, Д.И. История философии. Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 471 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02232-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028492
  • Грядовой, Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 455 с. -(Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01645-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028493
  • История западноевропейской философии: от Античности до Ренессанса: Учебное пособие / Панищев А.Л. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 175 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат (СевГУ)) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-015142-7 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018347
  • История философии второй половины XIX – начала ХХ века. Избранные главы: Учебное пособие / Е.В. Фалев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 217 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-006533-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/395840