Бакалавриат
2019/2020
Теоретические подходы к языку
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Баранова Влада Вячеславовна,
Герасимов Дмитрий Валентинович,
Князев Михаил Юрьевич,
Тискин Даниил Борисович,
Федотов Максим Леонидович,
Холодилова Мария Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
132
Программа дисциплины
Аннотация
Студенты знакомятся с наиболее важными современными моделями и теориями в области фонологии, морфологии, синтаксиса, лексической и грамматической семантики, с междисциплинарными направлениями в лингвистике, получают представление о широком спектре актуальных исследовательских задач, анализируют образцы лингвистической аргументации
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с современными теоретическими подходами к языку, а также более глубокое овладение понятийным и терминологическим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения
- Студент различает принципы экспериментального исследования в лингвистике и анализирует психолингвистические данные различных типов
- Студент различает основные принципы формального описания фонологических и морфологических систем языков мира
- Студент анализирует диахронические языковые данные в свете теории грамматикализации
- Студент умеет проводить синтаксический анализ предложения в рамках генеративного подхода и понимает основные формальные принципы и параметры устройства базовых синтаксических явлений
- Студенты умеет проводить семантический анализ предложения в рамках формально-семантического подхода
Содержание учебной дисциплины
- Повторение и введение в дисциплинуПлан курса. Повторение основных понятий морфологии, синтаксиса и семантики из предшествующих лингвистических дисциплин. Разнообразие теоретических подходов к языку
- Функциональные подходы к синхронным явлениямРазличия формальных и функциональных подходов, функциональные объяснения в грамматике: дискурсивные подходы, принцип экономии, принцип иконичности; грамматика конструкций
- Функциональные подходы к диахроническим явлениямГрамматикализация, деграмматикализация, формирование и изменение грамматического значения языковых единиц
- 4Формальные подходы к фонологии и синтаксисуГенеративная фонология, Теория оптимальности в фонологии, Структура непосредственных составляющих, комплементы и адъюнкты, функциональные проекции и структура клаузы, передвижение и его типы, ограничения на передвижение, теория связывания, падеж и согласование
- 5Конкуренция формальных и функциональных подходовУсвоение и хранение словоизменительной морфологии. Усвоение аргументной структуры. Порядок слов. Островные ограничения. Дистрибуция референциальных ИГ в предложении и в дискурсе
- Формальные подходы к семантикеКомпозициональность, Теоретико-модельная семантика, лямбда-исчисление, квантификация, формальная прагматика
Элементы контроля
- Домашние заданияВыполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- Контрольная работаВыполняется письменно в аудитории. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- Экзамен"Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 7-8 листов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. "
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.33 * Домашние задания + 0.33 * Контрольная работа + 0.34 * Экзамен
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.15 * Домашние задания + 0.2 * Контрольная работа + 0.45 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Embick, D. (2015). The Morpheme : A Theoretical Introduction. Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076660
- Sportiche, D., Stabler, E. P., & Koopman, H. J. (2013). An Introduction to Syntactic Analysis and Theory. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=643986
Рекомендуемая дополнительная литература
- Paul H. Portner, & Barbara H. Partee. (2008). Formal Semantics : The Essential Readings. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231496
- Yu, A., Riggle, J., & Goldsmith, J. A. (2011). The Handbook of Phonological Theory (Vol. 2nd ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398612