• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теоретические подходы к языку

Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Баранова Влада Вячеславовна, Герасимов Дмитрий Валентинович, Князев Михаил Юрьевич, Тискин Даниил Борисович, Федотов Максим Леонидович, Холодилова Мария Александровна
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 132

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты знакомятся с наиболее важными современными моделями и теориями в области фонологии, морфологии, синтаксиса, лексической и грамматической семантики, с междисциплинарными направлениями в лингвистике, получают представление о широком спектре актуальных исследовательских задач, анализируют образцы лингвистической аргументации
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с современными теоретическими подходами к языку, а также более глубокое овладение понятийным и терминологическим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент различает принципы экспериментального исследования в лингвистике и анализирует психолингвистические данные различных типов
  • Студент различает основные принципы формального описания фонологических и морфологических систем языков мира
  • Студент анализирует диахронические языковые данные в свете теории грамматикализации
  • Студент умеет проводить синтаксический анализ предложения в рамках генеративного подхода и понимает основные формальные принципы и параметры устройства базовых синтаксических явлений
  • Студенты умеет проводить семантический анализ предложения в рамках формально-семантического подхода
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Повторение и введение в дисциплину
    План курса. Повторение основных понятий морфологии, синтаксиса и семантики из предшествующих лингвистических дисциплин. Разнообразие теоретических подходов к языку
  • Функциональные подходы к синхронным явлениям
    Различия формальных и функциональных подходов, функциональные объяснения в грамматике: дискурсивные подходы, принцип экономии, принцип иконичности; грамматика конструкций
  • Функциональные подходы к диахроническим явлениям
    Грамматикализация, деграмматикализация, формирование и изменение грамматического значения языковых единиц
  • 4Формальные подходы к фонологии и синтаксису
    Генеративная фонология, Теория оптимальности в фонологии, Структура непосредственных составляющих, комплементы и адъюнкты, функциональные проекции и структура клаузы, передвижение и его типы, ограничения на передвижение, теория связывания, падеж и согласование
  • 5Конкуренция формальных и функциональных подходов
    Усвоение и хранение словоизменительной морфологии. Усвоение аргументной структуры. Порядок слов. Островные ограничения. Дистрибуция референциальных ИГ в предложении и в дискурсе
  • Формальные подходы к семантике
    Композициональность, Теоретико-модельная семантика, лямбда-исчисление, квантификация, формальная прагматика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    "Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 7-8 листов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. "
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.33 * Домашние задания + 0.33 * Контрольная работа + 0.34 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Домашние задания + 0.2 * Контрольная работа + 0.45 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Embick, D. (2015). The Morpheme : A Theoretical Introduction. Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076660
  • Sportiche, D., Stabler, E. P., & Koopman, H. J. (2013). An Introduction to Syntactic Analysis and Theory. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=643986

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Paul H. Portner, & Barbara H. Partee. (2008). Formal Semantics : The Essential Readings. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231496
  • Yu, A., Riggle, J., & Goldsmith, J. A. (2011). The Handbook of Phonological Theory (Vol. 2nd ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398612