• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "История пушкиноведения от формализма до постструктурализма"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Немировский Игорь Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "История пушкиноведения от формализма до постструктурализма" посвящен истории порождения новых идей и подходов к творчеству Пушкина на протяжении ХХ столетия. История пушкиноведения служит «линзой», через которую оказывается возможным отследить общее развитие гуманитарной науки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с современными подходами к изучению истории пушкиноведения как отражения развития литературоведения в целом.
  • Знакомство с научными работами в области изучения творчества Пушкина и развитие навыков чтения, осмысления и порождения научного аппарата в области академического литературоведения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет и характеризует этапы истории пушкиноведения.
  • Оценивает вклад формалистов в пушкиноведение, дискутирует на данную тему.
  • Выполняет сравнительный анализ текстов, применяет составляющие психоанализа и автобиографизма и разъясняет их место в методологии пушкиноведении.
  • Описывает деятельность и оценивает значение социологической школы в пушкинистике, называет имена и характеризует работы ее основных представителей.
  • Дает трактовку и фактологическое описание состояния пушкинистики в 1920-е гг.
  • Воспроизводит систему взглядов на историю полных изданий Пушкина, работает с ними как с материалом для научного анализа
  • Применяет методы разбора отдельных произведений письменно и устно, воспроизводит и критически анализирует устойчивые мифы о Пушкине, составляет комментарий.
  • Анализирует структуралистские методы и оценивает их место в пушкиноведении и роль пушкиноведения для развития структурализма.
  • Описывает влияние компаративистов на пушкиноведение, называет основных представителей течения и оценивает эффективность сравнительных методов.
  • Определяет место пушкиноведении в структуре международного научного сообщества славистов и дает общую характеристику состояние пушкинистики сегодня в устной или письменной форме
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как пушкиноведение стало наукой.
    Пушкиноведение vs мифотворчество. Два «Павла» пушкиноведения
  • Вклад в пушкиноведение формалистов.
    Как «сделан» Пушкин?
  • Что у Пушкина «внутри»
    Психоанализ и автобиографизм в пушкиноведении
  • Пушкинистика в контексте социологической школы
    Работы П. Щеголева, Д. Благова
  • Эмпирический «взрыв» в пушкиноведении в 20-е годы.
    «Путеводитель по Пушкину». Особая роль П. Щеголева
  • История полных академических изданий Пушкина от Сталина и до наших дней.
    Что такое текстология в пушкиноведении.
  • Школа тотального комментирования
    комментатор в борьбе с пушкинским мифом.
  • Структурализм и понятие «поэтический мир».
    Пушкиноведение в тисках «системности».
  • Пушкиноведение как часть компаративистики
    Б. В. Томашевский как компаративист, А. А. Долинин как комментатор
  • Зарубежные пушкиноведческие школы
    П. Дебрецени, Давид Бетеа, У. Тодд
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Письменная работа выполняется внеаудиторно в форме реферата, объемом 10-15 листов. Тема реферата предлагается студентом и утверждается преподавателем или может быть выбрана из предложенного списка. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно в формате собеседования по предложенным вопросам. Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * Аудиторная работа + 0.56 * Реферат + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бартенев П.И. - Пушкин в Южной России - Издательство "Лань" - 2013 - 173с. - ISBN: 978-5-507-11127-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8841
  • Поройков, С. Ю. Неизвестный Пушкин. Философия писателя в свете раннехристианского наследия [Электронный ресурс] / С. Ю. Поройков. - М.: Муравей, 2002. - 144 с. - ISBN 5-8463-0077-4. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/422559

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bethea, D. M. (2005). The Pushkin Handbook. Madison: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=677352
  • Гобозов, И. (2012). Пушкин – Универсальный Гений. Философия и Общество, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14894908