Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "История пушкиноведения от формализма до постструктурализма"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Немировский Игорь Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар "История пушкиноведения от формализма до постструктурализма" посвящен истории порождения новых идей и подходов к творчеству Пушкина на протяжении ХХ столетия. История пушкиноведения служит «линзой», через которую оказывается возможным отследить общее развитие гуманитарной науки.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с современными подходами к изучению истории пушкиноведения как отражения развития литературоведения в целом.
- Знакомство с научными работами в области изучения творчества Пушкина и развитие навыков чтения, осмысления и порождения научного аппарата в области академического литературоведения.
Планируемые результаты обучения
- Перечисляет и характеризует этапы истории пушкиноведения.
- Оценивает вклад формалистов в пушкиноведение, дискутирует на данную тему.
- Выполняет сравнительный анализ текстов, применяет составляющие психоанализа и автобиографизма и разъясняет их место в методологии пушкиноведении.
- Описывает деятельность и оценивает значение социологической школы в пушкинистике, называет имена и характеризует работы ее основных представителей.
- Дает трактовку и фактологическое описание состояния пушкинистики в 1920-е гг.
- Воспроизводит систему взглядов на историю полных изданий Пушкина, работает с ними как с материалом для научного анализа
- Применяет методы разбора отдельных произведений письменно и устно, воспроизводит и критически анализирует устойчивые мифы о Пушкине, составляет комментарий.
- Анализирует структуралистские методы и оценивает их место в пушкиноведении и роль пушкиноведения для развития структурализма.
- Описывает влияние компаративистов на пушкиноведение, называет основных представителей течения и оценивает эффективность сравнительных методов.
- Определяет место пушкиноведении в структуре международного научного сообщества славистов и дает общую характеристику состояние пушкинистики сегодня в устной или письменной форме
Содержание учебной дисциплины
- Как пушкиноведение стало наукой.Пушкиноведение vs мифотворчество. Два «Павла» пушкиноведения
- Вклад в пушкиноведение формалистов.Как «сделан» Пушкин?
- Что у Пушкина «внутри»Психоанализ и автобиографизм в пушкиноведении
- Пушкинистика в контексте социологической школыРаботы П. Щеголева, Д. Благова
- Эмпирический «взрыв» в пушкиноведении в 20-е годы.«Путеводитель по Пушкину». Особая роль П. Щеголева
- История полных академических изданий Пушкина от Сталина и до наших дней.Что такое текстология в пушкиноведении.
- Школа тотального комментированиякомментатор в борьбе с пушкинским мифом.
- Структурализм и понятие «поэтический мир».Пушкиноведение в тисках «системности».
- Пушкиноведение как часть компаративистикиБ. В. Томашевский как компаративист, А. А. Долинин как комментатор
- Зарубежные пушкиноведческие школыП. Дебрецени, Давид Бетеа, У. Тодд
Элементы контроля
- РефератПисьменная работа выполняется внеаудиторно в форме реферата, объемом 10-15 листов. Тема реферата предлагается студентом и утверждается преподавателем или может быть выбрана из предложенного списка. Источники подбираются студентом самостоятельно.
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в аудитории устно в формате собеседования по предложенным вопросам. Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.24 * Аудиторная работа + 0.56 * Реферат + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бартенев П.И. - Пушкин в Южной России - Издательство "Лань" - 2013 - 173с. - ISBN: 978-5-507-11127-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8841
- Поройков, С. Ю. Неизвестный Пушкин. Философия писателя в свете раннехристианского наследия [Электронный ресурс] / С. Ю. Поройков. - М.: Муравей, 2002. - 144 с. - ISBN 5-8463-0077-4. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/422559
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bethea, D. M. (2005). The Pushkin Handbook. Madison: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=677352
- Гобозов, И. (2012). Пушкин – Универсальный Гений. Философия и Общество, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14894908