Магистратура
2019/2020





Научно-исследовательский семинар "Исследовательские методы в HCI"
Статус:
Курс обязательный (Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер)
Направление:
01.04.02. Прикладная математика и информатика
Кто читает:
Департамент математики
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины Научно-исследовательский семинар «Исследовательские методы в HCI» являются: развитие навыков участия в научно-исследовательской деятельности, включая работу с научной литературой, формирование представления о человеко-машинном взаимодействии как научной области, знакомство с современными методами исследования взаимодействия человек-компьютер, развитие навыков презентации результатов исследования и оформления презентационных материалов.
Цель освоения дисциплины
- развитие навыков участия в научно-исследовательской деятельности
- формирование представления о человеко-машинном взаимодействии как научной области, знакомство с современными методами исследования взаимодействия человек-компьютер
- развитие навыков презентации результатов исследования и оформления презентационных материалов
Планируемые результаты обучения
- Различает основные теории поведения в информационных системах
- Формулирует исследовательские задачи в терминах Information Processing Theory и ее расширений
- Применяет фреймворк Cost-Benefit к планированию исследований в HCI
- Оценивает уместность применения исследовательских дизайнов
- Предлагает релевантные исследовательские дизайны, соответствующие проблеме исследования
- Планирует эмпирические исследования
- Применяет основные методы UX-аналитики
- Владеет современными подходами к построению систем UX-метрик
- Планирует эмпирические исследования с учетом моделей поведения в информационных системах
- Подбирает и критически анализирует исследования, релевантные исследовательской проблеме
- Создает отчеты о теоретических и эмпирических исследованиях
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические основы исследования сложных информационных системИнформационные системы: проблематика дисциплины. Человеко-компьютерное взаимодействие и его проблематика. Социально-психологические и социальные исследования ИС
- Методы исследований человеко-компьютерного взаимодействияМетоды исследования. Содержание и логика научной работы. Особенности дизайна исследований в области человеко-компьютерного взаимодействия. Интервью, наблюдения, эксперименты
- UX-аналитика. Модели поведения в информационных системахОсновные методы UX-аналитики. UX-метрики. Планирование эмпирических исследований
- Научные тексты. Современные области исследований информационных системВведение в научно-исследовательскую работу. Виды научных текстов. Научные конференции. Типы докладов. Обзоры литературы. Инструменты работы с библиографическими списками
Элементы контроля
- Постановка исследовательской задачиНИС ориентирован на формирование у студентов навыков проведения самостоятельных исследований, поэтому дисциплина строится на семинарских занятиях. Основной упор делается на самостоятельную работу студентов. Отчеты по этапам работы над исследовательской задачей (постановка исследовательской задачи, отчет о UX-исследовании, литературный обзор эмпирических исследований, дизайн системы UX-метрик, отчет об исследовании) проверяются на предмет оригинальность и отсутствия некорректных заимствований. При выставлении оценки за отчеты учитывается: • понимание проблематики в рамках выбранной темы; • знание контекста, материала; • степень самостоятельности студента в оценивании исследуемой проблемы, независимости от чужого мнения; • оригинальность рассуждений; • умение анализировать чужую точку зрения и средства ее выражения; • умение аргументировано излагать свою точку зрения; • умение выстроить свой текст (композиция, логика); • обоснованность даваемых в работе выводов и рекомендаций (если таковые имеются); • богатство и точность языка; • грамотность; • единство стиля. Таким образом, студенты смогут отработать следующие навыки: применение профессиональных знаний и умений; ведение исследовательской работы; реализация критического мышления; публичное выступление. Кроме проверки освоенности компетенций, студенты тренируются правильно оформлять свои научные работы.
- Концепция исследования
- Литературный обзор эмпирических исследований
- Дизайн системы UX-метрик
- Текущая работа на семинарах
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.15 * Дизайн системы UX-метрик + 0.35 * Концепция исследования + 0.15 * Постановка исследовательской задачи + 0.35 * Текущая работа на семинарах
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.15 * Литературный обзор эмпирических исследований + 0.7 * Промежуточная аттестация (3 модуль) + 0.15 * Текущая работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Preece, J., Rogers, Y., & Sharp, H. (2019). Interaction Design : Beyond Human-Computer Interaction (Vol. Fifth edition). Indianapolis, IN: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2097340
- Tullis, T., & Albert, B. (2013). Measuring the User Experience : Collecting, Analyzing, and Presenting Usability Metrics. Amsterdam: Morgan Kaufmann. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=486121
Рекомендуемая дополнительная литература
- Beasley, M. (2013). Practical Web Analytics for User Experience : How Analytics Can Help You Understand Your Users. Amsterdam: Morgan Kaufmann. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=485273
- Jan Recker. (2013). Scientific Research in Information Systems. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.proiis.978.3.642.30048.6
- Remington, R. W., Boehm-Davis, D. A., & Folk, C. L. (2013). Introduction to Humans in Engineered Systems. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480541