• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Исследовательские методы в HCI"

Направление: 01.04.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины Научно-исследовательский семинар «Исследовательские методы в HCI» являются: развитие навыков участия в научно-исследовательской деятельности, включая работу с научной литературой, формирование представления о человеко-машинном взаимодействии как научной области, знакомство с современными методами исследования взаимодействия человек-компьютер, развитие навыков презентации результатов исследования и оформления презентационных материалов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие навыков участия в научно-исследовательской деятельности
  • формирование представления о человеко-машинном взаимодействии как научной области, знакомство с современными методами исследования взаимодействия человек-компьютер
  • развитие навыков презентации результатов исследования и оформления презентационных материалов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает основные теории поведения в информационных системах
  • Формулирует исследовательские задачи в терминах Information Processing Theory и ее расширений
  • Применяет фреймворк Cost-Benefit к планированию исследований в HCI
  • Оценивает уместность применения исследовательских дизайнов
  • Предлагает релевантные исследовательские дизайны, соответствующие проблеме исследования
  • Планирует эмпирические исследования
  • Применяет основные методы UX-аналитики
  • Владеет современными подходами к построению систем UX-метрик
  • Планирует эмпирические исследования с учетом моделей поведения в информационных системах
  • Подбирает и критически анализирует исследования, релевантные исследовательской проблеме
  • Создает отчеты о теоретических и эмпирических исследованиях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы исследования сложных информационных систем
    Информационные системы: проблематика дисциплины. Человеко-компьютерное взаимодействие и его проблематика. Социально-психологические и социальные исследования ИС
  • Методы исследований человеко-компьютерного взаимодействия
    Методы исследования. Содержание и логика научной работы. Особенности дизайна исследований в области человеко-компьютерного взаимодействия. Интервью, наблюдения, эксперименты
  • UX-аналитика. Модели поведения в информационных системах
    Основные методы UX-аналитики. UX-метрики. Планирование эмпирических исследований
  • Научные тексты. Современные области исследований информационных систем
    Введение в научно-исследовательскую работу. Виды научных текстов. Научные конференции. Типы докладов. Обзоры литературы. Инструменты работы с библиографическими списками
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Постановка исследовательской задачи
    НИС ориентирован на формирование у студентов навыков проведения самостоятельных исследований, поэтому дисциплина строится на семинарских занятиях. Основной упор делается на самостоятельную работу студентов. Отчеты по этапам работы над исследовательской задачей (постановка исследовательской задачи, отчет о UX-исследовании, литературный обзор эмпирических исследований, дизайн системы UX-метрик, отчет об исследовании) проверяются на предмет оригинальность и отсутствия некорректных заимствований. При выставлении оценки за отчеты учитывается: • понимание проблематики в рамках выбранной темы; • знание контекста, материала; • степень самостоятельности студента в оценивании исследуемой проблемы, независимости от чужого мнения; • оригинальность рассуждений; • умение анализировать чужую точку зрения и средства ее выражения; • умение аргументировано излагать свою точку зрения; • умение выстроить свой текст (композиция, логика); • обоснованность даваемых в работе выводов и рекомендаций (если таковые имеются); • богатство и точность языка; • грамотность; • единство стиля. Таким образом, студенты смогут отработать следующие навыки: применение профессиональных знаний и умений; ведение исследовательской работы; реализация критического мышления; публичное выступление. Кроме проверки освоенности компетенций, студенты тренируются правильно оформлять свои научные работы.
  • неблокирующий Концепция исследования
  • неблокирующий Литературный обзор эмпирических исследований
  • неблокирующий Дизайн системы UX-метрик
  • неблокирующий Текущая работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Дизайн системы UX-метрик + 0.35 * Концепция исследования + 0.15 * Постановка исследовательской задачи + 0.35 * Текущая работа на семинарах
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Литературный обзор эмпирических исследований + 0.7 * Промежуточная аттестация (3 модуль) + 0.15 * Текущая работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Preece, J., Rogers, Y., & Sharp, H. (2019). Interaction Design : Beyond Human-Computer Interaction (Vol. Fifth edition). Indianapolis, IN: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2097340
  • Tullis, T., & Albert, B. (2013). Measuring the User Experience : Collecting, Analyzing, and Presenting Usability Metrics. Amsterdam: Morgan Kaufmann. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=486121

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Beasley, M. (2013). Practical Web Analytics for User Experience : How Analytics Can Help You Understand Your Users. Amsterdam: Morgan Kaufmann. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=485273
  • Jan Recker. (2013). Scientific Research in Information Systems. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.proiis.978.3.642.30048.6
  • Remington, R. W., Boehm-Davis, D. A., & Folk, C. L. (2013). Introduction to Humans in Engineered Systems. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480541