• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Современные исследования в образовании"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Баронене Светлана Геннадьевна, Бахмутский Андрей Евгеньевич, Богданова Ирина Александровна, Вейхер Андрей Алексеевич, Заиченко Наталья Алексеевна, Илюшин Леонид Сергеевич, Красильников Александр Александрович, Лебедев Олег Ермолаевич, Малышева Марина Александровна, Писаренко Ирина Алексеевна, Пискунова Елена Витальевна, Прикот Олег Георгиевич, Пронин Александр Сергеевич, Чичерина Наталья Васильевна
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 13
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

НИС ориентирован на развитие компетенций в области управленческих, социологических, гуманитарных исследований в целях подготовки и написания магистерской диссертации. Организационные формы НИС предусматривают как индивидуальную так и групповую научно-исследовательскую / информационно-аналитическую работу магистранта, включая публичное обсуждение каждого этапа исследовательского цикла. Структура организационных форм НИС построена на основе двухфазного принципа, предполагающего постоянное чередование: Фазы вложений, где главными выступающими являются преподаватели и приглашенные специалисты-практики; Фазы отдачи, где главными выступающими являются студенты магистерской программы. Основные формы обучения включают: индивидуальные и групповые консультации ведущих преподавателей о методологии работы; мастер-классы приглашенных исследователей и практиков; спец семинары и орг.деятельностные игры по проектированию, подготовке, написанию и презентации исследовательских работ; проектные семинары, связанные с обсуждением исследовательских планов; обсуждение и предзащиты проектов курсовых работ и магистерских диссертаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие компетенций аналитической обработки информации в сфере образования для обоснования постановки проблем, формулировки задач и выбора методов исследований разного типа (академического, прикладного, проектного), включая комплексные и междисциплинарные исследования
  • развитие компетенций организации коллективной поисково-аналитической работы с контекстной информацией
  • развитие навыков оценки, выбора и планирования применения методов сбора и анализа данных для разного типа исследований (академического, прикладного, проектного)
  • формирование навыков анализа и оценки разрабатываемых и принятых нормативных, методических, правовых и иных материалов в сфере образования, социальной политики.
  • развитие навыков анализа, обоснования, валидации и оптимизации проектных решений в сфере образования , с целью обеспечения их качества
  • формирование навыков экспертной и консультационной деятельности в сфере образования, информационных образовтальные технологий, управления образованием в контексте курсовых исследований и магистерских диссертаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет и структурирует исследовательскую задачу в части анализа проблем государственного управления
  • самостоятельно выбирает и обосновывает объект, предмет, цели, задачи и методы прогноза развития соответствующих явлений
  • демонстрирует способность к самостоятельному освоению методов исследования в контексте курсового исследования
  • применяет методы исследований, не включенные в учебные программы дисциплин и научно-исследовательского семинара
  • обосновывает, интерпретирует оценивает технологии проведения анализа данных методами прикладной статистики и представления полученных результатов в форме научного отчета
  • планирует и проводит диагностические исследования с использованием техник ситуационного анализа и сортировки предложенных суждений
  • интерпретирует, критически оценивает и сопоставляет эмпирические и статистические данные, получаемые качественными и количественными методами
  • систематизирует информацию, интерпретирует эмпирический материал
  • использует методы статистического анализа для доказательной интерпретации выводов исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 1. Организация и проведение социологического исследования с использованием метода интервью
    Технологии проведения исследования. Глубинное интервью. Этика проведения и интерпретации данных.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 2. Непараметрическая статистика: области использования; возможности.
    Работа с ограниченными объемами данных: малые выборки, единственные выборки и пр. Случай единственной выборки: биномиальный тест, тест хи-квадрат, тест Колмогорова-Смирнова.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 3. Непараметрическая статистика: случай двух и нескольких независимых выборок.
    Анализ данных до и после проведения исследования, изучение влияния эксперимента на одной и той группе изучаемых лиц (проверка эффекта от введения новых образовательных и управленческих методик и технологий). Тест Макнамара, тест Вилкоксона. Тест Кохрана, тест Фридмана
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 4. Непараметрическая статистика: независимые выборки.
    Тест Манна-Уитни, тест Фишера, расширенное применение теста хи-квадрат, тест Вальда.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 5. Психология конфликта.
    Типология конфликтов, методы изучения. Общее понятие о конфликтах и их влиянии на развитие организации. Типология конфликтов (социальные, организационные, межличностные, внутриличностные).
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 6. Методы изучения конфликтов.
    Исследование проблемного поля организации. Диагностика межгруппового взаимодействия.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 7. Проектирование стратегии управления конфликтами.
    Практикум.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 8. Онтология, институциональные задачи, нормы исследовательской и проектной деятельности: сходство и различие
    Онтологические и деятельностные характеристики исследовательской и проектной деятельности: сходство и различие:культурное предназначение, эволюция исследовательской и проектной деятельности. Научные парадигмы исследовательской деятельности; социокультурные и социально-экономические контексты проектирования. Деятельностные характеристики исследований и проектов: цели, задачи, материал, способы, средства, результаты.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 9. Проблематика содержания и актуальность темы в рамках гуманитарного исследования и проектной деятельности
    Проблематика научного исследования и проектного замысла :социокультурная ситуация развития как основание гуманитарного исследования и проекта. Исследование и проект как деятельность по преодолению дефицита способов и средств. Анализ кейсов (магистерские диссертации исследовательского характера): реконструкция и анализ проблематик, лежащих в основе магистерских исследований и проектов; оценке их актуальности. Образовательный продукт семинара – методические предложения по формированию проблематики исследования или проекта.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 10. Проектное мышление и технология проектирования.
    Нормы проектной деятельности. Жизненный цикл проекта :нормы социальногуманитарного и антропологического проектирование. Схема «шага развития» и жизненный цикл проекта: инициация проекта, аналитика,планирование, реализация, завершение. Анализ кейсов (магистерские диссертации проектного характера). Семинар посвящен: - анализу реализуемых участниками семинара собственных проектов с точки зрения существующих норм проектной деятельности; - описанию используемых способов и средств и оценке их соответствия заданным целям; - анализу результатов социальных изменений. Образовательный продукт семинара – методологические, методические и технологические рекомендации по разработке и оформлению проекта.
  • Блок 1. Организация и методы исследований и разработок. Тема 11. Экспертиза программ развития и проектов в системе образования.
    Программы и проекты в системе общего, дополнительного, профессионального образования: сравнительный организационно-управленческий анализ программ и проектов, социально-экономические и социокультурные контексты программ и проектов, ограничения ведомственных целевых программ. Анализ кейсов (анализ программ и проектов регионального, муниципального, школьного уровней):анализ проведенных и реализуемых программ и проектов регионального и муниципального уровней с точки зрения норм проектной деятельности; реконструкция исходной проблемной ситуации, описание результатов социальных изменений; сравнительный анализ анализируемых проектов и собственных проектных замыслов.
  • Блок 2. Проектировочная деятельность, подблок «курсовые». Тема 12. Коллоквиум (проектировочный семинар)
    Диагностика проблем и исследовательских практик в выбранных областях исследования по курсовым проектам.
  • Блок 2. Проектировочная деятельность, подблок «курсовые». Тема 13. Коллоквиум первый.
    Предзащита курсовых исследований как части магистерской диссертации, проектирование перспективы исследования
  • Блок 3. Проектировочная деятельность, подблок «магистерские». Тема 14. Коллоквиум второй.
    Защита синопсиса магистерской диссертации: ролевая игра оппонент-рецензент.
  • Блок 3. Проектировочная деятельность, подблок «магистерские». Тема 15. Коллоквиум третий.
    Эмпирическая часть магистерских диссертаций и ключевых идей научных статей в контексте магистерских диссертаций.
  • Блок 3. Проектировочная деятельность, подблок «магистерские». Тема 16. Коллоквиум четвертый.
    Предзащита развернутых проектов магистерских диссертаций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум №0
    коллоквиум проводится в формате проектировочного семинара по рассмотрению организационно-технологических решений магистрантов при подготовке магистерских исследований, как продолжении курсовых исследований. Цель коллоквиума - презентация и защита идеи магистерского исследования
  • неблокирующий Коллоквиум №2
    текст синопсиса магистерской диссертации в LMS
  • неблокирующий Коллоквиум №3
    Содержание коллоквиума - презентация эмпирической части магистерского исследования и ключевых идей научных статей в контексте диссертационного исследования с размещением в LMS
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзаменнационное собеседование
    На оценку студента по НИС влияют оценки: • текстов, отражающих разные этапы работы над магистерским исследованием, включая работу над курсовым проектом; • профессиональной оценки практической значимости результатов курсового проектирования (исследования) и синопсиса магистерской диссертации; • качества подготовленного аналитического отчета по литературе (источникам) для подготовки исследований на уровне курсового проектирования и магистерской диссертации; • презентаций тезисов статьи, публичное обсуждение на коллоквиуме НИС; • текущая работа на семинарах.
  • блокирующий Коллоквиум №1
    Коллоквиум в формате защиты курсового исследоваия и размещения текста курсового проекта с заключением, включающим информацию о продолжении исследования в магистерской диссертации в LMS
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Накопленная оценка за второй год обучения формируется путем сложения произведений баллов, полученных по каждому текущему контролю (коллоквиуму) и аудиторной работы, на коэффициент, присвоенный каждой форме контроля (коэф. 0,2; 0,2; 0,2; 0,2,0,2). О2накопл = 0,2•Ок1 + 0,2•Ок2+0,2Ок3+0,2Ок4+0,2Оаудит
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • V. Zagvyazinsky I., A. Zakirova F., В. Загвязинский И., & А. Закирова Ф. (2015). About the Normative Regulation and Fostering the Methodology Culture of Pedagogical Research Staff ; О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.793554DB
  • Барбер, М., & Муршед, М. (2010). Shaping the future: How good education systems can become great in the decade ahead. Report on the International education roundtable, 7 July 2009, Singapore ; Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии (пер. с англ.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E09A5533
  • Мокий, М. (2014). Методология Научных Исследований (Учебник Для Вузов). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FEE44AB1

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вахштайн, В., Константиновский, Д., & Куракин, Д. (2008). Социологические Исследования В Образовании:От Метафоры К Интерпретации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D0CEAB7C
  • Галеев, Ю. В., Гильмутдинов, А. Х., & Алишев, Т. Б. (2013). Regional General Education System as Seen by Its Players ; Региональная система общего образования в представлениях ее участников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3A9D463
  • Галеев, Ю., Гильмутдинов, А., & Алишев, Т. (2012). Региональная Система Общего Образования В Представлениях Ее Участников. Вопросы Образования, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688430
  • Груничева, И., Пинская, М., & Косарецкий, С. (2012). Поддержка Школ, Показывающих Низкие Образовательные Результаты, Как Часть Национальной Образовательной Политики. Обзор Мирового Опыта. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87BD460
  • Джи, Д. (2013). Деятельность Человека И Социальные Группы Как Естественная Среда Оценивания: Размышления Об Обучении И Оценке В Xxi В. Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688463
  • Радаев, В. (2001). Новый Институциональный Подход: Построение Исследовательской Схемы. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692467
  • Рощина, Я. (2012). Семейный Капитал Как Фактор Образовательных Возможностей Российских Школьников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D443D7CE