• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Философия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение философии в рамках исторического бакалавриата преследует две цели. Прежде всего, это развитие метакогнитивных способностей студентов — способностей к мышлению в предельных понятиях и к критической рефлексии по поводу мировоззренческих проблем и категорий (категорий бытия, познания, времени, смысла, развития, исторического процесса, памяти и забвения); важно подчеркнуть, что такая рефлексия в рамках курса осуществляется как в формах индивидуального «всматривания» в структуру проблемы с последующей феноменологической дескрипцией (результатом такой дескрипции могут становиться авторские философские тексты, эссе), так и в формах философского диалога. Вторая цель, преследуемая нашим курсом — освоение студентами истории философии как особой формы интеллектуальной культуры, — позволяет создать своего рода систему осмысляющих контекстов, в рамках которых становятся более понятны формы мышления (и соответствующие им ценности, мотивы поступков) людей конкретных исторических эпох, изучаемых нашими студентами в рамках конкренто-исторических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения;
  • рецепция идей и понятийного аппарата древневосточной, античной, средневековой, но¬воевропейской, русской и современной западной философии;
  • формирование у студентов герменевтических навыков на основе имманентного и интер¬текстуального анализа классических философских текстов;
  • создание условий для овладения навыками самостоятельной работы с первоисточниками;
  • формирование у студентов способности ориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем и направлений философского знания;
  • овладение навыками самостоятельного анализа различных дискуссий по философской проблематике;
  • формирование у студентов способности интерпретации различных явлений и процессов внешнего и внутреннего мира с точки зрения их философского смысла;
  • развитие критического мышления студентов на основе историко-философского и компаративистского анализа выдающихся философских систем и концепций;
  • формирование у студентов умения самостоятельно устанавливать связи между философской и социально-экономической проблематикой;
  • развитие способности видеть широкий исторический контекст, в котором возникают и эволюционируют философские системы и концепции;
  • расширение кругозора студентов и формирование системного мышления в области гуманитарных наук; углубление общегуманитарной подготовки студентов;
  • формирование у студентов коммуникативных способностей, а также навыков работы в группе (команде); способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и кооперации;
  • развитие способности ценить и бережно относиться к историческому, религиозному, интеллектуальному и художественному наследию и культурным традициям разных народов;
  • формирование гражданской ответственности, а также способности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сравнивает концепции современных западных философов
  • Сравнивает концепции русских и западных философов
  • Сравнивает концепции философов Нового времени и философов второй половины XIX в.
  • Сравнивает концепции немецких философов
  • Сравнивает концепции философов эпохи Возрождения и философов Нового времени
  • Сравнивает концепции средневековых философов и философов эпохи Возрождения
  • Сравнивает концепции античных и средневековых философов
  • Сравнивает концепции античных философов
  • Вычленяет научную сущность в изучаемых проблемах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Философия как область знания
    Тема 1. Специфика философского знания. Философия и мировоззрение. Структура и функции мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Виды мировоззрения: жизненно-практическое (обыденное) и теоретическое. Философская картина мира. Предмет философии и структура философского знания. Функции философии. Базовые философские методы. Фундаментальные вопросы философии. Основные направления и линии в философии. Тема 2. Философия в контексте культуры. Место философии в культуре. Философия и мифология. Философия и религия. Религиозная философия и философия религии. Философия и наука. Наука в философии и философия науки. Философия и история: история философии и философия истории. Философия и искусство. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: для освоения раздела предусмотрено проведение дискуссий по философской проблематике и рассмотрение различных мировоззренческих кейсов.
  • Раздел 2. Античная философия.
    Тема 3. Философские взгляды досократиков. Особенности философии Древней Греции. Древнегреческая предфилософия: взгляды Гомера и Гесиода. Семь мудрецов. Милетская философская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Элейская школа: учение Парменида об истинном бытии, апории Зенона Элейского, взгляды Мелисса Самосского. Диалектика Гераклита Эфесского. Пифагореизм. Учение Эмпедокла о «филии» и «фобии». Гомеомерии Анаксагора. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Тема 4. Классический период древнегреческой философии. Софисты. Сократ и антропологический поворот в античной философии. Сократические школы: киники, киренаики, мегарцы, элидо-эритрейцы. Учение Платона об идеях. Философская система Аристотеля и перипатетизм. Тема 5. Эллинистическая философия. Скептицизм. Греческий и римский эпикуреизм. Стоицизм. Неоплатонизм. Взгляды Филона Александрийского. Эклектизм.
  • Раздел 3. Средневековая философия.
    Тема 6. Патристическая философия. Особенности средневековой философии. Ранняя патристика и апологетика (I-II вв.): взгляды Иустина Философа, Климента Александрийского, Оригена, Тертуллиана. Зрелая патристика (IV-V вв.): учение Василия Великого, Григория Назианзина, Григория Нисского, Псевдо-Дионисия Ареопагита. Философия Августина Блаженного как вершина патристической мысли. Тема 7. Схоластическая философия. Взгляды Северина Боэция и его сочинение «Об утешении философией». Учение о четырех модусах бытия Иоанна Скота Эриугены. Онтологический аргумент в пользу существования Бога Ансельма Кентерберийского. Воззрения Петра Абеляра. Теология и философия Фомы Аквинского. Учение Уильяма Оккама.
  • Раздел 4. Философия эпохи Возрождения
    Тема 7. Ренессансный гуманизм. Особенности философии эпохи Возрождения. Данте Алигьери как предвестник гуманистической философии эпохи Ренессанса. Франческо Петрарка – родоначальник гуманистического движения в Италии. Гедонистическая этика Лоренцо Валлы. Оправдание материи и человеческой природы у Поджо Браччолини. Ренессансные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Тема 8. Ренессансный неоплатонизм и натурфилософия. Флорентийская Платоновская академия: взгляды Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандолы. Учение о Едином Джордано Бруно. Сочинение Николая Кузанского «Об ученом незнании». Философское значение открытий Галилео Галилея и Николая Коперника.
  • Раздел 5. Философия Нового времени
    Тема 9. Эмпирическая традиция в новоевропейской философии. Особенности английской философии Нового времени. Френсис Бэкон и его программа «великого восстановления наук». Учение Ф. Бэкона об идолах. Философские воззрения Томаса Гоббса. «Опыт о человеческом разумении» Джона Локка: сенсуализм и проблема «первичных» и «вторичных» качеств. Два логических вывода из эмпиризма: скептицизм Давида Юма и квази-солипсизм Джорджа Беркли. Тема 10. Рационалистическая традиция в новоевропейской философии. Континентальная философия в Новое время и ее особенности. Рене Декарт и метод радикального сомнения. Картезианское cogito. Дуализм в онтологии Р. Декарта: res cogitans et res extensa. Учение о субстанции (causa sui), атрибутах и модусах в философии Бенедикта Спинозы. «Этика» Б. Спинозы. Взгляды Готфрида Лейбница и его полемика с Джоном Локком о природе человеческого познания. Воззрения Блеза Паскаля. Философия эпохи Просвещения во Франции.
  • Раздел 6. Немецкая классическая философия
    Тема 11. Философская система И. Канта. Особенности немецкой классической философии. Докритический период в философии И. канта. Работа Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» и небулярная гипотеза. Критический период. Работа Канта «Критика чистого разума». Трансцендентальная эстетика: учение о пространстве и времени. Трансцендентальная аналитика: учение о двенадцати категориях рассудка. Трансцендентальная диалектика: учение об антиномиях чистого разума. Этика И. Канта: гипотетический и категорический императив. Эстетические взгляды Канта. Тема 12. Философия Г.В.Ф. Гегеля: предшественники, последователи, оппоненты. «Наукоучение» И.Г. Фихте. Основные положения философии Ф.В.Й. фон Шеллинга. Гегелевская «Философия духа». Диалектическая триада Гегеля: тезис – антитезис – синтез. Наука логики: учение о бытии, сущности и понятии. Философия природы: учение о механизме, химизме и организме. Философия духа: учение об объективном, субъективном и Абсолютном Духе. Гегелевская философия истории. Старо- и младогегельянцы. Философские взгляды Людвига Фейербаха. Философия истории К. Маркса.
  • Раздел 7. Философия второй половины XIX в.
    Тема 13. Иррационалистическая традиция в западной неклассической философии. Философский пессимизм А. Шопенгауэра. Понятия «страх», «вера», «грех», «болезнь к смерти» в философии С. Кьеркегора. С. Кьеркегор как предтеча экзистенциализма. Ф. Ницше и доктрина переоценки всех ценностей. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке. Философия жизни: В. Дильтей, Г. Зиммель. Интуитивизм А. Бергсона. Тема 14. Позитивизм. Прагматизм. Неокантианство. Первый позитивизм: взгляды О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера. Второй позитивизм: философия Р. Авенариуса и Э. Маха. Прагматизм: воззрения Ч. Пирса и У. Джемса. Неокантианство: марбургская школа (Г. Коген, Э. Кассирер) и баденская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
  • Раздел 8. Русская философия
    Тема 15. «Досистемный» период в русской мысли. Элементы философии в древнерусской мысли. М.В. Ломоносов как последователь Лейбница. А.Н. Радищев о человеке, его смертности и бессмертии. Учение о внутреннем и внешнем человеке Г.С. Сковороды. Религиозное западничество В.Я. Чаадаева. Воззрения В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г Чернышевского. Славянофильство: взгляды И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. Ф.М. Достоевский и влияние его идей на западную философию. Философские взгляды Л.Н. Толстого. Тема 16. Период систем в русской философии. Философия всеединства В.С. Соловьева. Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева. «Непостижимое» С.Л. Франка. Метафизика всеединства П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. Интуитивизм Н.О Лосского. Неоплатонизм А.Ф. Лосева. Философия космзма. Неомарскизм в России начала XX века.
  • Раздел 9. Западная философия ХХ в.
    Тема 17. Основные течения в западной философии XX века. Философия истории О. Шпенглера и А. Тойнби. Фрейдизм. Феноменология Э. Гуссерля. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Экзистенциализм К. Ясперса. Французский экзистенциализм: Ж.-П. Сартр, А. Камю. Неотомизм. Персонализм. Франкфуртская школа. Структурализм. Герменевтика Х.-Г. Гадамера. Тема 18. Постструктуралистская философия и постмодерн. Ж.-Ф. Лиотар о состоянии постмодерна. «Письмо» и «различение» в философии Ж. Дерриды. М. Фуко: «децентрация субъекта» и «смерть человека». Понятие «ризомы» у Ж. Делёза. «Текстовый анализ» Р. Барта. «Симулякры» Ж. Бодрийяра.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Концептуализация классического философского текста (части текста). Отчет по самостоятельной работе предоставляется в письменном виде объемом не менее 10 000 знаков. Студент также может выбрать другой философский текст, предварительно согласовав свой выбор с преподавателем. Работа должна быть выполнена самостоятельно и не содержать цитат и прочих неавторских вставок; быть написана на грамотном русском языке; студент должен использовать основополагающие философские понятия; содержание классического философского текста должно быть передано адекватно; в конце студент должен определить «философскую партийность» автора (включая страну его проживания и годы его жизни) и место его текста в истории философии. Работа сдается в электронном виде преподавателю за неделю до окончания изучения учебной дисциплины.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивин А. А., Никитина И. П. - ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 478с. - ISBN: 978-5-9916-4016-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-425236
  • Ретюнских Л. Т. - ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 357с. - ISBN: 978-5-9916-9073-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-433021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кочеров С. Н., Сидорова Л. П. - ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-09969-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-429051
  • Оганян К. М. - ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-534-09621-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-cheloveka-434399