• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История России

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь)
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История России» направлен на формирование у студентов представлений о генезисе и развитии российского государства и общества. В рамках курса они смогут как расширить знания, полученные в школе, так и освоить новые факты и интерпретации, связанные с отечественной историей. Дисциплина предполагает развитие навыков работы с научной литературой и историческими источниками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления об отечественной истории IX-XX вв.;
  • приобретение знаний об основных направлениях и методах изучения истории России
  • знакомство с важнейшими источниками по истории России
  • овладение навыками работы с научной литературой и историческими источниками
  • воспитание уважительного отношения к историческому прошлому
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о генезисе Древнерусского государства и общества, знает основные этапы становления государственности.
  • Владеет научной информацией о причинах и ходе политической раздробленности. Может сравнить разные модели государственности, существовавшие в русских землях в XII-XIII вв.
  • Знает об особенностях взаимоотношений древнерусских земель с Монгольской империей/Золотой Ордой и Ливонским Орденом. Знаком с ролью Великого княжества Литовского в истории Восточной Европы.
  • Владеет знаниями о генезисе русского централизованного государства. Знает исторические факты, относящиеся к росту, политической и социальной трансформации Московского государства.
  • Понимает значение Смутного времени для хода отечественной истории. Владеет знаниями событийной стороне Смуты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Древнерусское государство IX-XI вв.
    Политогенез у восточных славян в отражении исторических источников. Славянские «племена». «Славинии». Генезис государственности у восточных славян с точки зрения политической антропологии. Вождество. Роль русов в формировании Древнерусского государства. Князь Рюрик. Дискуссии вокруг «норманнской теории». Марксистская историография о феодальной природе Древнерусского государства (Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин). Политический строй Древнерусского государства. Полюдье. Этапы формирования государственности. Крещение Руси. Отечественная историография о процессе завершения истории Древнерусского государства. Внешняя политика Древнерусского государства. Древнерусское общество.
  • Русские земли и княжества в кон. XI в. - первой половине XIII в. Политическая раздробленность
    Хронологические рамки периода раздробленности. Научные термины, используемые для характеристики периода. «Княжение», «волость», «земля». Статус Киева. Мономаховичи и Ольговичи. Причины политической раздробленности. Концепция «феодальной раздробленности» в советской историографии. Исторические взгляды И. Фроянова. Частное и монастырское землевладение в древнерусских землях. Модели государственности в период раздробленности. Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская земля, Новгородская боярская республика. Внешняя политика русских княжеств.
  • Русские земли с сер. XIII –XV вв.
    Тема 1. Вторжение монголов и установление зависимости русских земель от Орды. Кочевое государство монголов. Чингисхан. Завоевания монголов. Первое столкновение русских князей с монголами. Битва на Калке. Нашествие на древнерусские земли и его последствия. Вопрос о численности монгольского войска. Установление зависимости от Монгольской империи. Улус Джучи. Традиционный взгляд на «иго» в отечественной историографии и особая позиция историков-«евразийцев». Борьба за ярлык на великое княжение между русскими князьями. Московские князья и Орда. Деятельность великого князя Дмитрия Ивановича. «Великая замятня». Куликовская битва. Разорение Москвы Тохтамышем. Отношение Москвы и Сарая после смерти Дмитрия Донского. Начало распада Золотой Орды. Тема 2. Великое княжество Литовское и древнерусские земли в XIII – XV вв. Взаимоотношения балтских племен и Руси до XIII в. Деятельность Миндовга. Возникновение Великого княжества Литовского. Борьба балтских племен с военно-монашескими орденами. Вхождение древнерусских земель в состав ВКЛ при великих князьях Гедимине и Ольгерде. Конфликт с Ордой. Битва на Синих Водах. Социальное и политическое устройство ВКЛ. Религиозный вопрос в Литве и пути его решения. Литовско-московские конфликты. Несостоявшийся политический союз Дмитрия Донского и великого князя Ягайло. Кревская уния. Грюнвальдская битва. Московское княжество и ВКЛ в период правления великого князя Витовта.
  • Русские земли XV-XVI вв. Формирование русского централизованного государства.
    Тема 1. Трансформация российской государственности в XV-XVI вв. Территориальный рост Московского государства в XV-XVI вв. Войны с ВКЛ и ханствами, возникшими после распада Золотой Орды. Стояние на Угре и обретение независимости. Покорение Москвой Новгородской республики, Тверского княжества и других древнерусских земель. Внутренняя территориальная и правовая неоднородность государства: уделы, Касимовское княжество, земли служилых князей. Феодальная война. Изменение статуса московского государя в течение XV-XVI вв. Титул «царь». Формирование институтов централизованного государства. Государев двор. Боярская Дума. Местничество. Дворец и Казна. Реформы Елены Глинской и Ивана IV. «Избранная рада». Земский собор. Приказы. Судебники Ивана III и Ивана IV. Местное управление в XV-XVI вв. Вооруженные силы Российского государства в XV-XVI вв. Опричнина. Россия в правление Федора Ивановича и Бориса Годунова. Становление поместной системы. Установление крепостного права. Тема 2. Церковь и государство в древнерусском обществе. Роль церкви в жизни древнерусского общества после Крещения. Становление церковной земельной собственности. Православная церковь в условиях зависимости от Орды. Переезд митрополита Киевского в северо-Восточную Русь. Флоренитийская уния и начало автокефалии русской церкви. Православие в ВКЛ. Спор «нестяжателей» и «осифлян». Введение патриаршества. Церковь и государство в XV-XVI вв. Сакрализация монарха. Кружок «ревнителей древлего благочестия». Деятельность патриарха Никона. Церковный раскол 50-60-х гг. XVII в. Зарождение старообрядчества. Лидеры старообрядчества. Протопоп Аввакум. Последствия церковного раскола. Конфликт царя и патриарха. Церковный собор 1666 г. Усиление государственной власти над церковью.
  • Смутное время в России кон. XVI-нач. XVII вв.
    Гражданская война в России в нач. XVII в. Причины Смутного времени. Социальная напряженность в российском обществе на рубеже XVI-XVII вв. Закрепощение крестьян. Имущественная дифференциация в дворянской среде. Династический кризис. Правления Федора I. Правление Бориса и Федора Годуновых. Точки зрения на Смуту в отечественной историографии. Гражданская война начала XVII в.: основные этапы. Политические центры Смуты. Правление Лжедмитрия I. Правления избранного царя Василия Шуйского. Крестоцеловальная запись: юридическое значение и форма. Восстание Болотникова: источники, ход, сущность и точки зрения историков. Шведская и польская интервенция: особенности и характер. Бунты в России в период смуты. Деятельность патриарха Гермогена. Первое народное ополчение (1611 г.). Второе народное ополчение (1611-1612 гг.). Зарубежные и российские претенденты на престол. Земский собор 1613 г.: состав, значение и организация. Михаил Романов. Завершение Смуты. Война с Речью Посполитой и Швецией. Борьба с казаками. Последствия Смутного времени.
  • Московское государство в XVII в.
    Тема 1. Внутренняя политика Российского государства после Смутного времени. Содержание лекции: Правление первых Романовых. Патриарх Филарет, его роль в управлении государством. Дискуссии о российском абсолютизме в советской историографии. Земские соборы. Боярская Дума. Эволюция приказной системы. Служилая бюрократия в XVII в. Судебник 1649 г. Местное управление. Особенности воеводского управления. Реформы Федора Алексеевича. Социальные конфликты после Смутного времени. Положение тяглого населения. Городские восстания. Восстание С. Разина. Церковный раскол 50-60-х гг. XVII в. Старый и новый обряды. Зарождение старообрядчества. Лидеры старообрядчества. Протопоп Аввакум. Последствия церковного раскола. Конфликт царя и патриарха. Церковный собор 1666 г. Усиление государственной власти над церковью. Монастырский приказ. Тема 2. Внешняя политика России в XVII в. Содержание лекции: Смоленская война. Переяславская рада, ее оценки в историографии. Русско-польская война (1654-1667). Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1661 гг. Кардисский мир. Русско-турецкая война 1677-1681 гг. Бахчисарайский мир. Строительство Изюмской черты. Деятельность А.Л. Ордина-Нащокина. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Россия в составе Священной Лиги. Крымские походы В.В. Голицына. Развитие отношений со странами Востока. Освоение Сибири. Конфликты с империей Цин. Нерчинский трактат. Выход к Тихому океану. Итоги и задачи внешней политики России к концу XVII в.
  • Российская империя в XIX в.
    Тема 6. Российская империя в системе международных отношений XIX в. Содержание лекции: Россия как великая держава. Священный союз. Влияние на европейскую политику в 1815-1853 гг. Отношения с Османской империей. Крымская война и крах Венской системы международных отношений. Поиск союзников после Крымской войны: отношения с Пруссией и Францией. Политика России на Балканах. Вооруженный конфликт с Османской империей, соперничество с Австро-Венгрией. Кавказская война. «Большая игра» в Центральной Азии. Договоры по разграничению территорий Дальнего Востока с Китаем и Японией. Тема 7. Власть и общество в XIX – нач. XX вв. Содержание лекции: Военные поселения. Отмена крепостного права. Юридический и социальный статус сельских обывателей. Государственная поддержка дворянства. Рабочее законодательство. Институты гражданского общества в XIX – нач. XX вв. Положение национальных и религиозных меньшинств. Декабристы. Общественное движение XIX в.: революционеры, либералы, охранители. Нелегальные политические организации. Образование. Тема 8. Политические процессы и государственные институты в Российской империи XIX в. Содержание лекции: Общая характеристика политических процессов в Российской империи в XIX в. Государственный совет, Сенат и Синод в XIX в. Собственная его императорского величества канцелярия. Высшие комитеты. Редакционные комиссии. Генезис министерской системы. Роль монарха в управлении государством. Роль неформальных институтов в истории России XIX в.: Негласный комитет, салон вел. кн. Елены Павловны и др. Местное управление. Земства. Контрреформы Александра III
  • Российская империя в XVIII в.
    Тема 3. Россия в системе международных отношений 1686-1815 гг. Содержание лекции: Международные отношения в XVII-XVIII вв. Внешнеполитические задачи России. Поворот во внешней политике в конце XVIII в. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Борьба с Османской империей. Решение «балтийского вопроса» при Петре I и его последствия. Русско-шведские войны XVIII в. за признание территориальных изменений в Прибалтике. Войны за выход к черноморскому побережью. Присоединение Крыма. Территории, добровольно вошедшие в состав империи. Россия и баланс сил в Европе. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Россия в антинаполеоновских коалициях. Венский конгресс. Итоги, причины и последствия территориального роста империи. Тема 4. Трансформация системы государственного управления Российской империей в XVIII в. Содержание лекции: Органы центрального государственного управления в конце XVII в. Петровские реформы системы управления государством. Сенат и коллегии. Роль иностранных заимствований в преобразовании системы управления. Эпоха дворцовых переворотов и органы оперативного управления империей. Фаворитизм. Реформы Екатерины II и Павла I. Государство и церковь. Роль монарха в управлении государством. Местное управление. Роль дворянства в местном управлении. Тема 5. Власть и общество в XVIII в. Содержание лекции: Политика государства и трансформация социальной структуры российского общества. Юридическое оформление сословного строя. Усиление крепостничества. Социальные конфликты. Восстание под предводительством Е. Пугачева. Образование: первые подступы к формированию «массовой» школы в правление Петра I и Екатерины II. Органы общественного презрения. Зарождение элементов гражданского общества: дворянские собрания, Вольное экономическое общество.
  • Россия в конце XIX-начале XX вв.
    Тема 1. Российская империя в системе международных отношений в конце XIX-начале XX в. Первая мировая война. Содержание лекции: Русско-французский союз начала 1890-х гг. Политика России на Дальнем Востоке. Российско-китайские и российско-японские отношения. Русско-японская война 1904-1905 гг. Формирование Антанты. Англо-российское сближение и конвенция 1907 г. Турция во внешней политики России. Проекты Босфорской экспедиции. Политика России на Балканах. Балканские войны. Россия в Первой мировой войне. Приход большевиков к власти и изменение курса внешней политики России. Брестский мирный договор. Тема 2. Политические процессы и государственные институты в России XIX – нач. XX вв. Содержание лекции: Николай II и реформы. Оппозиционные партии и организации. Деятельность П.Д. Святополк-Мирского. Первая русская революция. Реформы органов государственной власти после Манифеста 17 октября 1905 г. Российский парламент. Совет министров и премьер-министр. Возникновение многопартийности. Профсоюзы. Февральская революция 1917 г. и судьба монархии. Временное правительство и Советы. Многовластие в провинции. Кризисы Временного правительства. Подготовка выборов в Учредительное собрание.
  • Советский период российской истории 1917-1991 гг.
    <div>Тема 3. Политические процессы в СССР 1917-1991 гг.</div> <div>Общая характеристика политических процессов в СССР 1917-1991 гг. Октябрьский переворот 1917 г. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание. Гражданская война. Органы власти противоборствующих сторон Гражданской войны. Государственное устройство страны по конституциям 1918 г., 1924 г. и 1936 г. Роль коммунистической партии в управлении государством. Взаимодействие партийных и советских органов власти. Генеральный секретарь ЦК партии. Чрезвычайные органы и чрезвычайное законодательство военного времени. Органы государственной и партийной власти в послевоенное десятилетие. Государственное управление СССР в период позднего социализма. Роль неформальных элитных групп в управлении СССР. Реформы периода перестройки. Советы народных депутатов. ГКЧП. Прекращение существование СССР.</div> <div>Тема 4. СССР в системе международных отношений 1918-1991 гг.&nbsp;</div> <div>РСФСР и бывшие территории Российской империи. Положение Финляндии, Польши и государств Прибалтики. Международное признание СССР. Деятельность Коминтерна. Усилия СССР в деле создания системы коллективной безопасности. Военная помощь Китаю и Испании в 1930-х гг. Внешняя политика СССР в предвоенный период. Советско-германские отношения. Расширение территории СССР в 1939-1940 гг. СССР во Второй мировой войне. Холодная война. Формирование социалистического лагеря. Создание СЭВ и ОВД. Кризисы в отношениях с США.&nbsp; Изменение внешнеполитического курса в период &laquo;перестройки&raquo;. Политика &laquo;нового мышления&raquo;. &laquo;Бархатные революции&raquo; и крах социалистического лагеря.</div> <div>Тема 5. Власть и общество в СССР.&nbsp;</div> <div>Большевистский переворот и идеи создания нового общества. Декреты Советской власти. Гражданин республики. Политика государства, направленная на трансформацию общества. Население СССР и сталинская модернизация. Новые социальные группы и социально-правовые категории. Номенклатура. &laquo;Лишенцы&raquo;. Колхозники. Спецпоселенцы. Советская интеллигенция. Урбанизация и обновление рабочего класса. Общество в период позднего социализма. Образование. Положение религиозных и национальных групп. Социальные конфликты в советском обществе. Диссиденты. Советское общество в период &laquo;перестройки&raquo;. Зарождение гражданского общества. Положение религиозных организаций в СССР. Русская православная церковь.&nbsp;</div>
  • Новая Россия: становление государственности, экономические реформы и поиск места в глобальном мире.
    Внешняя политика РФ после распада СССР. Образование СНГ. Россия и «ближнее зарубежье». Изменение отношений с «Западом» в 1990-е гг. Либеральные реформы начала 1990-х гг. Формирование новой российской государственности. Конституционный кризис и принятие Конституции 1993 г. Б.Н. Ельцин как президент РФ. Выборный процесс в 1990-х гг. Многопартийность. Восстановление конституционного порядка в Чеченской республике. Экономический кризис. Россия в глобальной экономике. Изменение структуры российского общества в 1990-е гг. «Новые русские». «Новые бедные».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Экзамен с прокторингом. Экзамен проводится в письменной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Дистанционные испытания НИУ ВШЭ, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к %20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Порядок действий в ситуациях возникновения у студентов кратковременных или долговременных технических проблем. Если во время экзамена у студента произошло кратковременное (не более 5 минут) нарушение связи и студент смог восстановить связь в течение этого времени, студенту рекомендуется зафиксировать время разрыва связи (сделать скриншот, фотографию всего экрана, чтобы было видно время и окно приложения/сайта) и отправить преподавателю, как только связь восстановится, на корпоративную электронную почту. Если во время проведения экзамена у студента возникли технические неполадки, по не зависящим от студента причинам, которые не удалось устранить в течение 5 минут, и студент не смог вернуться к выполнению задания, студенту рекомендуется сообщить об этом в учебный офис незамедлительно с помощью любых каналов связи. В учебный офис не позднее, чем через 3 дня, необходимо предоставить максимальное количество подтверждающих документов (ответ от провайдера, скриншот проблемы, объяснительная студента и т.д.).
  • неблокирующий Самостоятельная работа (проверка выполнения письменных заданий, конспектов)
  • неблокирующий Семинары (оценка устных выступлений)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Контрольная работа + 0.5 * Письменный экзамен + 0.1 * Самостоятельная работа (проверка выполнения письменных заданий, конспектов) + 0.3 * Семинары (оценка устных выступлений)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Семенниковой Л.И. - ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА 7-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-08970-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-v-2-ch-chast-1-do-nachala-hh-veka-434004
  • Под ред. Семенниковой Л.И. - ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ХХ — НАЧАЛО XXI ВЕКА 7-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-08972-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-v-2-ch-chast-2-hh-nachalo-xxi-veka-434660

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ключевский В. О. - ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 210с. - ISBN: 978-5-534-02170-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-russkoy-istorii-v-3-ch-chast-1-vstupitelnye-besedy-istoriya-drevney-rusi-437330
  • Ключевский В. О. - ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-02202-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-russkoy-istorii-v-3-ch-chast-2-obrazovanie-moskovskogo-gosudarstva-437503