• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Управление бизнесом в глобальном контексте

Статус: Курс по выбору (Менеджмент)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс раскрывает эволюцию менеджмента как философии и инструмента эффективного международного бизнеса. Изучаются причины обращения компаний к международному менеджменту как функции управленческой деятельности. Рассматриваются принципиальные особенности внутренней и внешней среды, формы и методы ее исследования, а также практические шаги по разработке и реализации стратегий. Анализируется процесс выбора стратегии и разработки плана выхода на международный рынок. Рассматриваются особенности разработки маркетингового комплекса (продукт, ценообразование, распространение, продвижение, PR) для иностранного рынка и принятие решений в системе международного менеджмента. В ходе дисциплины изучаются особенности менеджмента в контексте различных национально-культурных моделей, рассматриваются подходы к ведению деловых переговоров в условиях международных бизнес-взаимодействий. Настоящая дисциплина относится к Циклу дисциплин по выбору. Формат изучения дисциплины: с использованием онлайн-курса https://www.coursera.org/learn/international-business-2
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Управление бизнесом в глобальном контексте являются: изучение причин обращения компаний к международному менеджменту как функции управленческой деятельности; рассмотрение принципиальных особенностей внутренней и внешней среды международного бизнеса, формы и методы ее исследования, а также практические шаги по разработке и реализации международных стратегий; исследование процесса выбора стратегии и разработки плана выхода на международный рынок; анализ специфики разработки маркетингового комплекса (продукт, ценообразование, распространение, продвижение, PR) для иностранного рынка и принятие решений в системе международного менеджмента; изучение особенностей формирования корпоративных, функциональных и бизнес-стратегий, направленных на освоение глобальных рынков; изучение базовых правовых конструкции для организации международной деятельности современной компании; формирование необходимых системных и профессиональных компетенций у студентов для успешной работы в пространстве глобальных рынков и индустрий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводить особенности мировой отраслевой и рыночной архитектуры
  • Знать структуру анализа среды международного бизнеса
  • Знать особенности и последовательность интернационализации бизнеса
  • Понимать суть стратегического планирования международной деятельности
  • Понимать основы организации бизнеса в контексте международной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Глобализация бизнеса
    Введение в международный бизнес. Место и соотношение категорий «международная торговля», «международный бизнес», «международный маркетинг» и «международный менеджмент». Теории международного бизнеса. Теории международного маркетинга. Движущие силы и противодействие глобализации. Система необходимых и достаточных условий глобализации бизнеса. Типичные сценарии развития будущего международного сообщества под углом зрения функционирования международного бизнеса.
  • Международная бизнес-среда
    Глобальная бизнес-среда: концепция, структура и содержание. Рынок как среда функционирования международной компании. Принципы образования среды международного бизнеса. Анализ подходов к компоновке и определению международного маркетинг-микса. Маркетинговая окружающая среда меж¬дународного бизнеса (макросреда) и ее аналитические сечения: социокультурное, политико-правовое и экономическое. Интеграция международного бизнеса. Концептуальные и практические основы изучения международной бизнес-среды. Задачи международного маркетингового исследования. Информационные системы в международном бизнесе
  • Теория и практика интернационализации бизнеса
    Теории интернационализации деятельности компании. Мотивация, проблемы и этапы интернационализации. Международные компании: отраслевые, структурные и правовые аспекты, е-бизнес. Основные признаки «международности» компании. Определение международной компании. Базисные классификационные критерии в применении к международным компаниям. Основные участники международного предпринимательства и базисные организационные модели международных компаний.
  • Стратегические решения в международном бизнесе.
    Определение международной маркетинговой стратегии. Измерения континуума маркетинговых стратегий: внутринациональные, межнациональные, многонациональные, глобальные. Конкурентные стратегии: ба¬зовые, конфронтационные, кооперационные, инновационные, имитационные. Международные финансовые корпоративные стратегии: маркетинговый аспект прямых зарубежных аквизиций. Сущность и содержание стратегического планирования в международных компаниях. Основные инструменты стратегического планирования. Цели и ресурсы компании. Стратегические направления организации международного бизнеса: полицентризм, этноцентризм, региоцентризм, геоцентризм. Международное маркетинговое планирование: стандартизованное, децентрализованное, интерактивное. Маркетинговый аудит. Бенчмаркинг. Блок-схема международного маркетингового планирования: предварительный анализ и скрининг возможностей компании и рынка; адаптация к конкретным целевым рынкам; разработка маркетинг-плана; внедрение маркетинг-плана и контроль над процессом исполнения. Организационно-структурные вопросы маркетингового стратегического планирования.
  • Оперативные решения по способам вхождения на зарубежные рынки
    Соотношение и соподчиненность иерархии управленческих решений в международной компании. Инструментарий оперативных решений по вхождению на зарубежные рынки. Методы международных бизнес-операций: прямой, косвенный, коо¬перативный, встречный, институционально-конкурсный, электронный. Категории форм международных бизнес-операций в зависимости от природы предмета обмена — товарная, ноу-хау, инвестиционная, арендная. Организационно-правовые формы оперативных решений международных компаний — контрактное совместное пред¬приятие, акционерное совместное предприятие, различные формы партнерства. Определение международных бизнес-операций как объекта международного бизнеса: импорт, экспорт, встречная торговля, лизинг, маркетинговая деятельность фирмы за рубежом, лайсензинг (лицензионное соглашение), франчайзинг, управленческий контракт, стратегические альянсы (акционерные и контрактные совместные предприятия), прямые зарубежные инвестиции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию проведения экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие интернета, поддержка LMS. Для участия в экзамене студент обязан явиться на экзамен согласно точному расписанию и пройти тест в lms. Тест состоит из 20 вопросов с единственным выбором, 2 варианта, время выполнения 1,5 часа, пользоваться дополнительными материалами запрещено. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Онлайн
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Interim assessment (4 module)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.1 * Онлайн + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Международный бизнес: Учебное пособие / В.К. Поспелов, Н.Н. Котляров, Н.В. Лукьянович, Е.Б. Стародубцева; Под ред. В.К. Поспелова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9558-0355-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/443413
  • Под ред. Погорлецкого А.И., Сутырина С.Ф. - МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 733с. - ISBN: 978-5-9916-3256-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnyy-biznes-teoriya-i-praktika-426103

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Peter Buckley. (2012). The multinational enterprise as a global factory. Chapters, 77. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.elg.eechap.12665.4
  • Ханин, М. С. Политика в области конкуренции: слияния, поглощения, совместные предприятия [Электронные ресурсы] : Учеб. пос. / М. С. Ханин. - М. : МГАВТ, 2010. - 52 с. - Режим доступа: http://znanium.com/