• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психология

Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Экономисты считают, что люди должны поступать в соответствии с собственными интересами и совершать наиболее оптимальный выбор между альтернативами, который позволит им максимизировать собственную выгоду. Но каждый из нас время от времени ведет себя отнюдь нерационально. Например, мы берем кредит на свадьбу или выполняем какую-то работу бесплатно и даже в ущерб личному времени. Курс экономической психологии приоткрывает завесу над непоследовательностью поступков людей. В рамках курса мы будем анализировать поведение людей в разных экономических ситуациях и объяснять его, применяя социально-психологические теории. Мы поговорим о том, как дети начинают понимать экономический мир; узнаем, почему с ростом дохода человек не становится более счастливым; разберемся в причинах стремления людей к обладанию дорогостоящими вещами. Мы рассмотрим значение работы в жизни каждого из нас и обсудим, почему некоторые люди стремятся открыть свой бизнес, в то время как другие предпочитают работать по найму. Мы узнаем, как люди принимают экономические решения, как ведут себя во время покупки тех или иных вещей, и какое воздействие на наше экономическое поведение оказывает реклама.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучить базовым методам психологического исследования.
  • Обучить анализу экономических ситуаций с позиции психологических наук.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать основные понятия раздела, уметь анализировать экономические ситуации.
  • Знать основные понятия раздела, уметь распознавать экономические ситуации, связанные с темой раздела.
  • Знать основные понятия раздела, уметь анализировать поведение потребителей с применением аппарата экономической психологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в экономическую психологию
    Тема 1. Введение в экономическую психологию. Что такое экономическое поведение? Подходы к изучению экономического поведения. Методы изучения экономической психологии. Психология, экономика и экономическая психология. Структура экономической психологии. Будущее экономической психологии. Тема 2. Экономическая социализация. Экономическая социализация. Дети и торговля: ребенок как потребитель товаров и услуг. Особенности коммерческой коммуникации с детьми. Дети и деньги: понимание и использование. Дети и сбережения. Как дети понимают экономическую систему в целом. Тема 3. Психология денег и кредитные карты. Зачем нужны деньги? Психология пользования деньгами. Экспериментальные исследования с монетами и банкнотами. Деньги с точки зрения психоанализа. Символизм денег. Экономическая антропология и первобытные деньги. Новая психологическая теория денег. Кредитные карты: установки в отношении кредитных карт, особенности использования и последствия.
  • Богатство и безработица
    Тема 4. Предметы первой необходимости и предметы роскоши. Теоретические основы изучения психологии потребления предметов первой необходимости и предметов роскоши. Собственность и обладание. Исследования повседневных представлений о потребностях, предметах первой необходимости и предметах роскоши. Модель отношений между потребностями/желаниями и предметами первой необходимости/предметами Роскоши. Предметы первой необходимости и предметы роскоши: личностные, социальные, исторические и культурные факторы их потребления. Копинг-стратегии: правила экономического сопротивления. Как мы классифицируем вещи на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Тема 5. Бедность и богатство. Перераспределение богатств. Установки в отношении богатых людей. Психоанализ и богатство. Исследования внезапной утраты благосостояния. Этика богатства. Типологии богатых людей. Богатство и счастье. Объяснения причин богатства. Тема 6. Безработица. Бедность в психологической литературе: теория групп меньшинства, функциональный анализ бедности, субкультурная теория бедности. Психологические теории причин бедности. Житейские объяснения причин бедности. Установки в отношении бедных. Поведение бедных. Ранние исследования безработицы. Основные теоретические подходы к безработице. Природа и функциональное значение занятости и безработицы. Стадии ответной реакции на безработицу. Безработица и здоровье. Безработица среди молодежи. Причины безработицы. Безработица среди женщин.
  • Психология и маркетинг
    Тема 7. Психология потребительского поведения. Основные направления психологического изучения потребителей. Научные подходы к пониманию потребителя: экономический, маркетинговый, психологические подходы. Этапы становления поведения потребителей как научной отрасли знаний. Психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм в понимании и исследовании потребительского поведения. Принятие потребительских решений. Осознание потребности. Поиск информации. Предпокупочная оценка альтернатив. Покупка. Потребление. Послепокупочная оценка продукта. Повторная покупка. Освобождение. Лояльность потребителя. Способы удержания клиентов. Мотивы посещения магазина. Импульсивные покупки. Нерациональные эффекты потребительского поведения. Тема 8. Психология рекламы. Психологические основы рекламной коммуникации. Модели влияния рекламы: ступенчатые модели, модель иерархии эффектов, двухпроцессные модели, модель двойного посредника, модель Росситера и Перси. Измерение влияния рекламы. Реклама как средство психологического воздействия: подсознание. Содержательные аспекты рекламы. Этические вопросы в психологии рекламы; манипулирование потребителем.
  • Мотивация
    Тема 9. Трудовая мотивация. Понятие трудовой мотивации, внешняя и внутренняя мотивация. Теории мотивации: пирамида А. Маслоу, теория справедливости, теория ожиданий, теория постановки целей. Психологические теории оплаты труда. Значение оплаты труда для работника. Системы оплаты труда. Тема 10. Предпринимательская мотивация. Уплата налогов. Предпринимательская мотивация в маленьких компаниях. Психологическая мотивация. Психологическое развитие предпринимателя. Экономическая мотивация. Предприниматель в малом бизнесе: социально-экономический профиль. Виды малого бизнеса. Обыденные представления о справедливом распределении благосостояния в обществе. Благотворительность или налогообложение? Уклонение от налогов: модели и способы снижения частоты. Налоговые реформы. Социальный аспект уклонения от налогов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Конспекты лекций
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Конспекты лекций + 0.5 * Тесты + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Webley, P. (2001). The Economic Psychology of Everyday Life. Hove: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=536848

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pepper, A. (2015). The Economic Psychology of Incentives : New Design Principles for Executive Pay. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1172737
  • Ranyard, R. (2017). Economic Psychology. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1548134
  • Walliser, B. (2008). Cognitive Economics. Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=213186