• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Операционный и логистический менеджмент

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Менеджмент)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает изучение концепций и инструментов современного операционного менеджмента и логистики, отечественной и зарубежной практики организации производства, оказания услуг и планирования деятельности компании. В рамках дисциплины студенты: - изучают опыт ведущих отечественных и зарубежных компаний в области планирования и управления операционной и логистической деятельностью; - осваивают инструменты определения эффективности использования ресурсов при обосновании планов и управленческих решений; - детально рассматривают функциональные зоны логистики; - знакомятся с основными концепциями повышения операционной эффективности: бережливое производство, теория ограничений, быстрореагирующее производство
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины «Операционный и логистический менеджмент». Дисциплина обобщает теоретические положения современного операционного менеджмента и логистики, отечественной и зарубежной практики организации производства, оказания услуг и планирования деятельности компании (предприятия, фирмы). Среди целей в области обучения ставится формирование у студентов системного представления об управлении операционной деятельностью предприятия (организации). Большое внимание уделяется вопросам проектирования операционной стратегии, планирования текущей производственной деятельности компании, теории ограничений и бережливым технологиям.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент проводит анализ операционной деятельности организации для подготовки управленческих решений
  • Студент применяет навыки диагностики процессов управления качеством компании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Основы операционного менеджмента
    Тема 1. Объект и предмет изучения, цели и задачи управления производством и операциями. Понятия «производство», «операция», «операционная деятельность». 5Р операционной деятельности. Краткая история исследований производства. Операционная система организации: перерабатывающая подсистема, подсистема обеспечения, подсистема планирования и контроля. Функции подсистем. Тема 2. Система управления операциями. Особенности управления операциями в сфере услуг. Принципиальная схема системы управления производством/операциями. Основные элементы системы управления операциями, их взаимосвязь. Объект и субъект управления (управляемая и управляющая подсистемы). Цели и задачи операционного менеджмента. Функции операционного менеджмента, их взаимосвязь. Структура управления. Место операционного менеджмента в организационной структуре предприятия. Методы управления. Пути повышения производительности функционирования операционных систем. Тема 3. Сущность операционной стратегии и ее взаимосвязь с корпоративной стратегией Производственная структура предприятия и определяющие ее факторы, типы структур. Основные типы планировок производства, их характеристики, преимущества и недостатки. Формы специализация производственных подразделений. Понятие производственного, технологического и операционного циклов, их взаимосвязь. Тема 4. Стратегия размещения в производственном и операционном менеджменте Понятие стратегии размещения. Факторы выбора места расположения организации. Порядок и методики расчетов при выборе места расположения. Понятие производственной структуры организации/подразделения. Составляющие производственной структуры и основные факторы, ее формирующие. Генеральный план организации и варианта схем его разработки. Варианты размещения оборудования и их характеристика. Основные способы размещения оборудования. Размещение оборудования по технологическому принципу. Размещение производства по предметному принципу. Размещение оборудования по принципу групповой технологии. Размещение оборудования по принципу обслуживания неподвижного объекта. Размещение помещений сервисных предприятий. Планировка офиса. Тема 5. Теория ограничений. Типы ограничений. Ограничение мощности. Ограничение времени. Ограничение объема рынка. Симулятор Голдрата. Максимизация прибыли при производственных ограничениях. Тема 6. Агрегатное планирование Задачи и виды производственного планирования. Сущность агрегатного планирования. Место агрегатного планирования в системе производственного планирования и его задачи. Понятие производственной программы и ее структура. Основные разделы и технико-экономические показатели производственной программы. Определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для выполнения производственной программы. Методы агрегатного планирования. Тема 7. Календарное планирование в операционном менеджменте Сущность, задачи и методы календарного планирования операций. Особенности календарного планирования операций при производстве услуг. Оперативное управление операциями на основе специализированных систем. Модели последовательности выполнения операций. Правило Джонсона, правила приоритетности, правило первого часа. Тема 8. Особенности операций в сфере услуг Принципы теории ограничений. Виды ограничений и проблемных областей в производственной системе. Выявление ограничений. Доход, запасы, переменные, операционные расходы. Определение безубыточности производства и эффективности использования ресурсов. Метод «барабан-буфер-веревка» в оптимизации операционной деятельности. Максимизация прибыли на время работы ограниченного ресурса. Расчет продуктовой программы с учетом ограничений. Тема 9. Теория очередей в обеспечении эффективности выполнения операций Экономическая сущность проблемы очередей. Соотношение между затратами и пропускной способностью системы обслуживания. Практическое значение очередей. Система массового обслуживания. Входящий поток заявок клиентов. Выход из системы. Модели очередей. Компьютерное моделирование очередей.
  • Раздел 2. Основы логистики
    Тема 10. Объекты управления логистики Потоки, как объекты управления в логистической системе. Понятие потока. Виды потоков. Характеристики потоков. Потоки в деятельности организаций. Логистические потоки. Потоки как объекты управления. Оптимизация потоков. Сервис, как объект управления в логистической системе. Понятие и содержание сервиса. Управление качеством в сервисе. Управление сервисом в логистических системах. Материальные потоки. Понятие материального потока. Материальные ресурсы. Незавершенное производство. Готовая продукция. Классификация и характеристика материальных потоков. Оптимизация организации материального потока в пространстве и времени. Информационные потоки. Понятие информационного потока. Классификация информационных потоков. Внешние и внутренние информационные потоки. Интеграция информационных потоков. Взаимодействие информационных и материальных потоков. Финансовые потоки. Понятие финансового потока. Классификация и характеристика финансовых потоков. Взаимосвязь материальных, информационных и финансовых потоков. Тема 11. Общие функции логистики Управление закупками. Сущность; задачи и функции управления закупками в логистике. Снабжение и закупки. Связь логистики закупок с логистикой производства и логистикой распределения. Опыт деятельности организаций. Управление запасами. Сущность, задачи и функции управления запасами в логистике. Запасы и материальные потоки в организации. Место логистики запасов в логистической системе организации. Опыт деятельности организаций. Складирование. Сущность, задачи и функции логистики складирования. Взаимодействие логистики складирования с прочими сферами деятельности организации. Проблемы управления складированием в повышении эффективности функционирования складского хозяйства. Опыт деятельности организаций. Транспортировка. Сущность, задачи и функции транспортировки в логистике. Характеристика транспортных услуг. Транспортные сети. Системы связи и контроля движения транспортных средств. Опыт деятельности. Распределение. Сущность, задачи и функции логистического распределения. Физическое распределение. Оптовые и логистические посредники. Координация и интеграция действий логистических посредников. Опыт деятельности организаций. Тема 12. Логистика в деятельности организаций Связь логистики с основными сферами деятельности организации. Связь логистики с маркетингом, финансами, планирование. Ценообразование и логистика. Обеспечение логистики. Методическое обеспечение логистики. Моделирование в логистике. Организационное обеспечение логистики. Организационные формы служб логистики Организационные структуры организации. Место логистических служб в организационной структуре организации. Организация управления службами логистики. Функции служб управления логистикой. Опыт организаций. Функции и роль логистов в организации Задачи и функции менеджера по логистике. Роль логистов в организации. Взаимодействие служб логистики с другими подразделениями организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Итоговая оценка соответствует сумме оценок за все формы контроля, реализованные в рамках освоения дисциплины, с учетом установленных для них весовых коэффициентов
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Операционный менеджмент : учебник / С.В. Ильдеменов, А.С. Ильдеменов, С.В. Лобов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 337 с. — (Учебники для программы МВА). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/952124