• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Экономика культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Быкова Анна Андреевна, Захаренко Григорий Николаевич
Прогр. обучения: Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса "Экономика культуры" студенты осваивают основные теоретические положения экономики культуры, которые необходимы для понимания места и функций культуры в государстве, обществе и экономике страны, а также для анализа конкретных случаев из хозяйственной практики организаций и деятелей культуры. Кроме того, студенты получают представление о методах исследования хозяйственных отношений в сфере культуры. В ходе освоения дисциплины обучающиеся учатся формулировать собственные суждения в рамках современных дискуссий о месте и функциях культуры в экономике, о специфике действия экономических законов в социокультурной сфере, о положительных и отрицательных аспектах коммерционализации человеческой деятельности в области культуры, об особой значимости и перспективах культуры как отрасли современной национальной экономики. Также магистранты получат навык сбора и анализа экономических данных о состоянии отрасли культуры, моделирования и оценки хозяйственных процессов организации и учреждений сферы культуры в условиях современного рынка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Экономика культуры» является: формирование у обучающихся систематизированных знаний, умений и навыков изучения, понимания и осуществления хозяйственной деятельности в сфере культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знают теоретические основы экономики культуры. Умеют строить экономические модели организации и реализации хозяйственной деятельности в сфере культуры на микроэкономическом уровне. Знают теоретические основы понимания культурного блага. Знают специфику рыночных отношений в сфере культуры. Умеют построить экономическую модель хозяйственной деятельности организации (учреждения) сферы культуры.
  • Имеют знание теоретических и практических основ организации и функционирования отрасли культуры на местном, региональном и и общегосударственном уровнях Понимают культура как отрасль экономики: назначение и структура. Знают показатели описания и оценки культуры как отрасли экономики. Понимают роль отрасли культуры в хозяйственном развитии региональной и муниципальной экономик; роль отрасли культуры в хозяйственном развитии государственной экономики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Экономика культуры как предмет изучения. Микроэкономический уровень культуры как системы хозяйственных отношений
    Тема 1. Экономическое пространство сферы культуры. Объект и предмет экономики культуры, цель и задачи дисциплины. Культура как социальное и экономическое явление. Особенности экономического блага в сфере культуры. Культурный продукт (товары и услуги): понятие, виды. Субъекты хозяйственной деятельности в сфере культуры: микроуровень, мезоуровень, макроуровень, международный уровень. Тема 2. Рынок культурных благ. Рынок культурных продуктов: структура, специфика организации, виды. Экономические отношения по поводу интеллектуальной собственности в сфере культуры. Тема 3. Субъекты хозяйственной деятельности в сфере культуры. Домашнее хозяйство как потребитель культурных продуктов. Коммерческие организации в сфере культуры: правовые формы, организация хозяйственной деятельности. Некоммерческие организации: правовые формы, специфика организации хозяйственной деятельности. Государственные и муниципальные учреждения: правовые формы, специфика организации хозяйственной деятельности. Ценообразование на продукт в сфере культуры. Эффективность деятельности организаций и учреждений культуры.
  • Раздел 2. Отраслевые, региональные и общегосударственные основы экономики культуры
    Тема 4. Мезоэкономический уровень культуры как системы хозяйственных отношений Культура как отрасль экономики: назначение и структура. Показатели описания и оценки культуры как отрасли экономики. Отношение собственности в отрасли культуры. Тема 5. Региональный и муниципальный уровни экономики культуры Финансирование функционирования и развития отрасли культуры на муниципальном и региональном уровнях. Влияние культуры как экономической отрасли на валовой региональный продукт. Влияние финансирования функционирования и развития отрасли культуры на региональный и муниципальный бюджеты. Проблемы оценки эффективности функционирования отрасли культуры на региональном и муниципальном уровне. Тема 6. Макроэкономический уровень культуры как системы хозяйственных отношений Отрасль культуры как объект управления на общегосударственном уровне: структура, показатели описания и оценки состояния. Влияние культуры как отрасли на экономический рост государства. Связь системы финансирования сферы культуры с платежным балансом и бюджетом страны.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговая письменная работа по разделу 60 минут № 1
  • неблокирующий Эссе 3-4 тыс. слов
  • неблокирующий письменная работа по теме 60 минут
  • неблокирующий Семинарские занятия: Защита устного научного доклада на заданную тему №1
  • неблокирующий Подготовка финансово-экономической модели хозяйственной деятельности организации (учреждения) сфер
  • неблокирующий Итоговая письменная работа по разделу 60 минут №2
  • неблокирующий Защита устного научного доклада на заданную тему в рамках практического № 2
  • неблокирующий Защита устного научного доклада на заданную тему в рамках практического №3
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме компьютерного теста. Экзамен проводится на платформе lms К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию проведения экзамена. Для прохождения экзамена студенту необходим компьютер (ноутбук), устойчивый интернет. Для участия в экзамене студент обязан решить тест. Пользоваться дополнительными материалами запрещено. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.05 * Защита устного научного доклада на заданную тему в рамках практического № 2 + 0.05 * Защита устного научного доклада на заданную тему в рамках практического №3 + 0.2 * Итоговая письменная работа по разделу 60 минут № 1 + 0.2 * Итоговая письменная работа по разделу 60 минут №2 + 0.05 * письменная работа по теме 60 минут + 0.05 * Подготовка финансово-экономической модели хозяйственной деятельности организации (учреждения) сфер + 0.05 * Семинарские занятия: Защита устного научного доклада на заданную тему №1 + 0.3 * Экзамен + 0.05 * Эссе 3-4 тыс. слов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Чарная И. В. - ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ 4-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-07955-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonomika-kultury-442204

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Карцева Е.А. - Международные культурные проекты - Русайнс - 2019 - 127с. - ISBN: 978-5-4365-3284-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933558
  • Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики/АндрееваА.В., ЖуковскаяЛ.Н., КостылевС.В. и др. - Краснояр.: СФУ, 2014. - 128 с.: ISBN 978-5-7638-3130-6
  • Юдина А. И., Жукова Л. С. - КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11591-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kulturnaya-politika-mezhkulturnaya-kommunikaciya-i-mezhdunarodnye-kulturnye-obmeny-445690